Чем гласные звуки отличаются от согласных

Чем отличаются звуки от букв: гласные и согласные буквы русского языка, таблица, сколько их в языке

Чем гласные звуки отличаются от согласных

В мире очень много разных , практически все, может, кроме вакуума, можно услышать. Человечество создало в процессе эволюции систему условных сигналов, сочетание которых может восприниматься сознанием каждого из индивидуумов как некий образ, подразумевающий конкретное смысловое значение….

Итак, что такое звуки в русском языке? Это бессмысленные по своей сути, наиболее маленькие элементы слов или предложений, которые помогают донести мысль от одного человека к другому.

Например, сочетание согласных «д» и «м» и одной гласной «о» может создать слово «дом», которое в свою очередь имеет вполне конкретное значение.

Такие «кирпичики» русского языка бывают гласными и согласными, твердыми и мягкими, шипящими и звонкими.

В чем же различие?

Задумываясь, как различить звуки и буквы, стоит знать, что второе – это конкретные символы, с помощью которых графически записывают то, что мы слышим, например, существует «а», которую мы можем произносить вслух, мысленно, шептать или кричать, однако, пока она не будет записана на бумагу в нужной форме, буквой она не станет. Из этого понятно, что различить эти два понятия очень просто – то, что есть на бумаге, написанный символ – это буква, то, что мы слышим или говорим, – это звук.

Внимание! Чем отличаются звуки от своих письменных символов? В русском существует 33 графических элемента, однако состоят они из 43 ых сигналов, причем гласных букв – 10, а звуков 6, и наоборот, согласных 21 и 37 соответственно. Из этого можно сделать простой вывод – не все буквы и звуки совпадают друг с другом и слышатся так, как пишутся.

Что такое гласные?

Так называются такие элементы языка, которые можно пропеть. Чем отличаются гласные звуки от своей противоположности – согласных? Они состоят только из голоса, воздух при их произношении легко втягивается в легкие и пропускается через рот. Что такое гласные буквы? Это записанные на бумаге графические символы или их сочетание.

Таблица соответствия

ГолосовыеГрафические
аа
оо
уу
ии
ыы
ээ
й’ая
й’ую
й’эе
й’оё

Какие буквы дают два звука? Некоторые образуются двумя элементами – согласным {й} и соответствующим звучанию гласным. Это йотированные элементы алфавита, которые нужны для выполнения следующих функций:

  1. Если нужно гласную поставить после гласной, например, слово «моя».
  2. После разделительного знака – «объятие».
  3. В случаях, когда гласная должна стоять в начале фонетического слова – «яма».
  4. Если нужно смягчить стоящий впереди согласный – «мёл».
  5. Если нужно воспроизвести иностранное слово.

Если такой йотированный символ стоит после непарного по твердости или мягкости, то он обозначает обычный, например, «шёлк» читается как «шолк».

Йотированные гласные

Что такое согласные?

Согласные – это мельчайшие языковые единицы, которые нельзя пропеть, при их произношении воздух, выдыхаемый из легких, натыкается на препятствие, например, на язык. Они делятся на пары звонких и глухих, шипящих, а также твердых и мягких. Разберемся со всеми по порядку.

Звонкие, глухие и шипящие

Звонкие согласные выделяются наличием голоса при произношении, кода выговариваются глухие, то при произношении можно услышать только шум. В большинстве своем все они парные:

Какие бывают согласные? Таблица поможет увидеть наглядно:

ЗвонкиеГлухие
б, б’п, п’
в, в’ф, ф’
г, г’к, к’
д, д’т, т’
з, з’с, с’
жш

Апострофом обозначаются смягченные элементы. Это касается всех перечисленных пар, кроме «ж», так как она не может быть мягкой. Кроме этого, существуют согласные, которые не были определены в пары. Это:

Звонкие
л, л’
м, м’
н, н’
р, р’
J (буква й)

Кроме перечисленных глухих и звонких, в русском языке существуют еще и шипящие. К ним можно отнести «ж», «ш», «щ» и «ч». Они обязательно относятся к глухим, при их произношении язык разными способами прижимается к нёбу. На слух они немного похожи на шипение змеи, если немного их протянуть.

Согласные звуки

Твердые и мягкие

Мягкие отличаются от твердых способом произношения. Когда человек их выговаривает, он прижимает язык к небу, отчего они получаются не таким грубыми. Как и в предыдущем случае, их делят по парам, за некоторым исключением. Почти все элементы русского алфавита могут быть и твердыми, и мягкими. Сколько из них не имеют такой пары?

Получается, что пары не составляют все шипящие, «ш» и Й, присутствующая в том числе и в составе нескольких гласных. Все остальные могут смягчаться в определенных условиях.

Такая разница между количеством согласных звуков в русском языке оправдана именно последним делением по мягкости. Дело в том, что такая смягченная форма никак не отражается графически на письме – о мягкости мы узнаем по стоящей следом за ней смягчающей гласной. Это и увеличивает количество звучащих единиц почти в два раза по сравнению с буквами.

Твердые и мягкие согласные звуки

Чем отличаются гласные от согласных?

Деление на два типа звуков происходит в зависимости от техники их произношения. Певучие и «легкие» гласные, в отличие от согласных, легко произносить, тянуть, петь. Если послушать какую-либо мелодичную песню можно услышать, что они растягиваются, как пастила.

Согласные в свою очередь подразумевают какое-либо препятствие, то есть поток воздуха выходит изо рта не легко и плавно, а натыкаясь на язык, губы, зубы и так далее. Такие элементы сложно тянуть, они как будто имеют резкое окончание, причем вне зависимости от того, звонкие они или глухие, твердые или мягкие.

Интересно! С графическими символами все происходит точно также, ведь несмотря на то, что они записываются на бумаге, принадлежность к той или другой группе определяется именно по звучанию.

 «Особенные» элементы русского языка

В русском алфавите есть два символа, под которыми не подразумеваются никакие слышимые сигналы. Это твердый знак «Ъ» и мягкий знак «Ь». Они нужны:

  1. Для того чтобы разделять. Наличие одного из этих знаков в слове сообщает о том, что идущая следом за ним гласная должна быть йотированной.
  2. Неразделительный мягкий знак может сообщать читателю о том, что предшествующая ему согласная мягкая, или выполнять грамматическую функцию, например, указывать род слова – «печь».

Уроки русского Звуки и буквы

Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами

Вывод

Знание правильного взаимодействия этих базовых элементов помогает правильно писать многие русские слова. Звучание и написание дает ключ к мелодике речи и письма, его красоте и благозвучию.

Источник: https://tvercult.ru/obrazovanie/chto-eto-takoe-i-chem-otlichayutsya-zvuki-ot-bukv

Чем гласные звуки отличаются от согласных – Сайт о

Чем гласные звуки отличаются от согласных

04.12.2019

Буквами мы обозначаем звуки речи при письме. Букву нельзя произнести или услышать, ее мы можем только написать. Одна буква может обозначать один или несколько звуком, именно поэтому звуков в русском языке больше, чем букв. В русском алфавите 33 буквы, две из них не обозначают звуков, они лишь помогают другим буквам смягчить звук или сделать его твердым.

Стоит запомнить, что буквы сами по себе не имеют никакого значения. Это просто обозначения, можно даже сказать символы, придуманные для того, чтобы записывать звуки на бумагу.

Буквы не делятся на гласные, глухие, мягкие, все эти характеристики относятся к звукам. Поэтому, прежде чем обучать своего ребенка алфавиту, стоит задуматься над тем, а верно ли Вы понимаете значение звуков и букв.

Ведь некоторые родители, сами того не желая, неверно обучают детей из-за чего потом возникает путаница в головах маленьких учеников.

Придя в школу, они узнают о том, что буквы сами по себе ничего не значат и произнести их нельзя. Возникает множество вопросов относительно того, что такое звуки и откуда они взялись, ведь в алфавите учили буквы, а оказалось, что без звуков их произносить нельзя. Ведь взрослые понимают все эти тонкости на подсознательном уровне, а детям так тяжело разобраться во всей этой путанице.

Звуки

Звуки – это то, что мы произносим и слышим. На письме звуки обозначаются с помощью букв, а записываются при помощи специального знака – транскрипции « […]». Звуки различают: гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие.

В некоторых словах звук полностью соответствует написанной букве, т.е. т — [ т ], к — [ к ] и т.д. В других словах одна и та же буква может произноситься и слышаться по-разному. Есть также такие слова, где написанные буквы как бы выпадают при произнесении.

Это значит, что на письме они есть, но не произносятся в речи. Встречаются такие случаи, когда сочетание двух или нескольких букв дает всего один звук. И, наконец, есть такие буквы, которые объединяют в себе сразу два звука. Это такие буквы как: ю, я, ё, е, й.

Произносятся звуки с помощью воздуха. При колебании воздуха и работе речевого аппарата получается звук. При произнесении гласных звуков, при выдохе для воздуха нет никаких препятствия, поэтому гласные звуки такие чистые и их можно петь. Согласные же звуки образуются тогда, когда на пути у выдыхаемого воздуха есть преграда

Главные отличия:

  • Букву нельзя произнести, а звук нельзя написать.
  • Буква – олицетворяет звук.
  • Количество звуков значительно превосходит количество букв.

Итоги

Можно сделать вывод о том, что существовать звуки без букв не могут как и буквы без звуков. Нам необходимо не только слышать, но и видеть текст. Маленькие дети сначала учатся говорить, т.е. произносить звуки, а уже потом их учат записывать то, что они сказали, т.

е. делать графические записи произнесенных звуков. Иногда детям сложно понять разницу между буквой и звуком, для облегчения существует транскрипция, в которой слово расписывается по звукам.

Это значит, что каждая буква записывается в соответствии с тем звуком, которые мы слышим в речи. Тогда детям становится проще увидеть тонкую грань между буквой и звуком.
Звуки и буквы не могут существовать поодиночке.

Нет смысла в написании букв, если произнести их нельзя, да и какой смысл, в произнесении, если записать сказанное было бы невозможно.

Ведь человек не может запомнить всю информацию, которую он слышит в течение жизни, на помощь приходят буквы. Нельзя, также, определить, что же важнее звук или буква, потому что снова на ум приходит мысль о том, что их существование друг без друга невозможно да и просто не имеет смысла.

Порой очень сложно почувствовать, где грань между звуком и буквой. И чем отличаются звуки от букв в русском языке? Но, скорее всего, очень многие замечали, что то, что мы произносим, иногда немного отличается от того, что написано.

Например, иногда в слове не читается какая-то буква. Почему это происходит? Особенно важно познакомиться с этой темой и разобраться в ней школьникам, поскольку она пролегает красной нитью через курс русского языка.

Разница между звуком и буквой есть, причем очень большая. И давайте в ней разберемся.

Для начала узнаем, что же является буквой. Буква — это то, что мы пишем. Графические символы на листке бумаги. Русский алфавит состоит из тридцати трех букв. И буквы не имеют никакого значения и их нельзя произнести. То, что мы произносим, называется звуком. Кто-то может поспорить.

А как же все учат алфавит? Что мы произносим? Ребенок, знакомясь с алфавитом, учит названия букв, но никак не звуки. Например, буква Б в алфавите называется «бэ», буква Г в алфавите называется «гэ» и т. д. Это название этих условных символов, которые мы переносим на бумагу. При чтении слова мы произносим звуки.

Основное отличие звуков от букв — звуки нельзя записать, их можно только произнести. И звуков несколько больше, чем букв.

Звуки имеют определенные характеристики. Они могут быть глухими, звонкими и т. д. Но эти характеристики не имеют никакого отношения к буквам.

Детям очень важно усвоить эту разницу еще на начальных этапах, ведь когда в школе они столкнутся с этой темой, очень сложно будет учить заново правильный вариант и избавляться от неправильного. Звук может соответствовать написанной букве.

На письме буква, обозначающая звук, заключается в б-[б], в-[в]. Иногда одна буква может объединять в себе несколько звуков. Но об этом подробнее дальше.

Фонетический разбор слова

При изучении того, чем отличаются звуки от букв, школьники всегда сталкиваются с Что это такое? В общих чертах, это определение того, из каких звуков состоит слово т. е. как оно произносится. Фонетика — это раздел науки в языкознании, который изучает звуки языка, ударение в словах и деление на слоги. Также иногда фонетический разбор называют разбором на звуки и буквы.

Как происходит фонетический разбор? Проведем его на примере слова «вода».

Для начала нужно выписать необходимое слово — вода.

Затем необходимо составить транскрипцию слова — [в а д а]. Стоит отметить, что поскольку гласная в первом слоге не находится под ударением, то, когда мы произносим слово, на этом месте слышим звук [а].

Также нужно охарактеризовать отдельно каждый звук разбираемого слова: [в] согласный, звонкий, твердый, обозначен буквой в, [а] гласный, безударный, обозначен буквой о, [д] согласный, твердый, звонкий, обозначен буквой д, [а] — гласный, ударный, обозначен буквой а.

И, наконец, нужно обозначить количество звуков и букв в слове и сравнить их: 4 буквы и 4 звука. Порой встречается несоответствие, и количество звуков может быть больше, чем количество букв, и наоборот. Это также нужно отмечать и анализировать. Такое явление может встретиться в словах, где есть непроизносимая согласная.

В таком случае звук, соответствующий определенной букве в слове, не произносится. Буква как бы пропускается при чтении слова. Получается, что буква есть, а звука нет. Как пример, можно рассмотреть слово «солнце». Обычно при произнесении этого слова вслух, буква л пропускается. Поэтому в этом случае звуков окажется меньше, чем букв.

Похожая ситуация может возникнуть, когда в слове есть твердый или мягкий знак. Получается, что звуков меньше, чем букв.

Разбирать слово по звукам довольно просто, когда усвоено, чем отличаются звуки от букв, и какими характеристиками обладают и те, и другие. Необходимо лишь произнести слово и прислушаться к нему.

Эти знания значительно облегчают работу по разбору слова и помогают в процессе избегать различных ошибок.

Гласными называются звуки, которые в отличие от согласных возникают при образовании тона — без участия шума. Кроме того, в отличие от согласных гласные звуки способны образовывать слог и участвовать в формировании ударения.

Надо сказать, что есть языки, где слог способны образовывать и некоторые согласные, преимущественно сонорные согласные (например, в чешском: vlk — волк).

Гласные звуки в русском языке очень важны: помимо участия в смыслоразличении, они являются для нас опорными при определении ритмического строения слова и его границ.

В русском языке гласные звуки выполняют следующие функции: участвуют в построении слова, могут различать слова, создавать ритм — формировать ударение, участвовать в формировании интонации (в том числе эмоциональной — «“Как она пла-авает!”» — говорим мы, когда хотим выразить свое особенно теплое отношение).

Гласные звуки в русском языке наиболее интенсивные и могут изменять свою длительность в очень широких пределах, в отличие от большинства согласных звуков. Акустически гласные звуки отличаются от согласных значительно большей суммарной энергией произнесения.

Этот признак — суммарная энергия произнесения — важен не только для гласных, он позволяет также выделить среди согласных звуков особый класс сонорных звуков, или сонантов. Сонанты занимают как бы промежуточное положение по признаку суммарной энергии произнесения между гласными звуками и остальными (не сонорными) согласными — взрывными, шумными и аффрикатами.

Сравните, как звучат слова с максимальным контрастом по интенсивности между согласными и гласными звуками (глухие взрывные согласные + гласные) и слова с минимальным контрастом (эти слова состоят из гласных звуков и сонантов).

Основа гласных звуков — тон.

Гармонический характер тонового звука важен для речи — гармонические колебания отличаются высоким уровнем энергии, а также тем, что энергия звука распределяется достаточно равномерно по всему акустическому спектру, тем самым звук становится устойчив к разного рода естественным шумам, которые в большинстве случаев локализуются в ограниченной спектральной области.

Поэтому гласные звуки хорошо слышны, их можно растягивать по длительности (потерявшись в лесу, мы зовем «ау-у-у!»); они могут быть достаточно короткими, однако сохраняют при этом свою интенсивность. Это свойство гласных звуков обеспечивает возможность такого основополагающего для фонетической системы русского языка фонетического явления, как количественная редукция гласных звуков.

Гласные звуки в русском языке на слух различаются в зависимости от объема и формы резонаторов, которые образуются в речевом тракте в результате изменения положения и формы языка в ротовой полости, а также в зависимости от того, как форма ротового отверстия, образуемого с помощью губ, изменяет характер воздушной струи на выходе изо рта.

Однако язык, как наиболее подвижный орган артикуляции, постоянно занят в производстве и других звуков — согласных (также как и губы). Поэтому в потоке речи объем и форма резонаторов постоянно изменяются вследствие процессов коартикуляции.

И подсистема русских гласных звуков (равно как и согласных) не может быть установлена вне их смыслоразличительных возможностей в рамках единой фонетической системы языка.

Чем гласные звуки отличаются от согласных

На всей большой Земле не существует народа, который бы не имел своего языка. А каждый язык состоит из слов, которые в свою очередь делятся на звуки. Без способности выговаривать те или иные звуки, человечество не научилось бы разговаривать.

Источник: https://sosh16zernograd.ru/eda-i-napitki/chem-glasnye-zvuki-otlichayutsya-ot-soglasnyh.html

6. Согласные и гласные звуки, их акустические и артикуляционные различия

Чем гласные звуки отличаются от согласных

ГласныеСогласные
  1. Воздушная струя проходит через рот свободно, без препятствий.
  2. Чисто тоновые звуки
  3. Слабая струя воздуха
  4. Мускульное напряжение практически в равной мере распространено по ротовой полости
  5. Ртораскрыватели – чем громче произносим звук, тем шире рот.
  6. Можно кричать
  1. Воздушная струя преодолевает препятствия в ротовой полости.
  2. Шум+голос/ шум
  3. Более сильная струя воздуха
  4. Мускульное напряжение сосредоточено на месте преграды
  5. Ртосмыкатели – чем громче звук, тем сильнее смыкаем рот.
  6. Кричать невозможно.

7.Артикуляционная классификация согласных звуков по месту образования и способу образования

Согласные:Артикуляционнаяклассификация соглас­ных строитсяна основе следующих признаков:

  • Место образования согласного зависит от того, какой активный орган совершает основную работу и с каким пассивным органом он смыкается или сближается. Это то место во рту, где струя воздуха встречает препятствие.
  • Активный орган – нижняя губа (губные согласные)
  • Губно-губные (пассивный орган верхняя губа)
  • Губно-зубные (пассивный орган верхние зубы)
  • Переднеязычные(передняя часть языка)
    • Зубные – к зубам.(т,д,с, з, н, л, ц)
    • Передненебные(альвеолярные) – к передней части нёба. (р, ш, ж, ч)
  • Среднеязычные одновременно всегда и средненебные (й).
  • Заднеязычные
    • Задненёбные (к, г, х)
    • Средненёбные (мягкие к`, г`, х`)
  • Способ образования преграды – характеристика препятствияв полости рта на пути воздушной струи и способа его преодоления.
    • Щелевые (фрикативные)
      • Щелевые срединные, образующиеся посредине сближенных органов (в, ф, с, з, ш, ж…)
      • Щелевые боковые (л)
    • Смычные

      • Взрывные, полная задержка воздушной струирезкое размыкание органов
        • Глоточные ( п, б, т…)
        • Ртовые (пм, бм[супммолочный])
      • Аффрикаты (смычно-щелевые, слитные)

        • Срединные аффрикаты – щель по середине рта (ц, ч`)
        • Боковые аффрикаты – щель по бокам языка(дл, тл в утлый, подлый)
      • Имплозивные (сомкнутые) согласные содержат только фазу смычки. У них нет второй фазы как у взрывных и аффрикат, т.е. это непроизносимый звук. (звук б, если произносить его с сомкнутыми губами)

      • Носовые, полное замыкание ротовой полости+опускание небной занавески (м,н)/другие согласные – ртовые.

    • Дрожащие(вибранты), образуются путем вибрации, дрожания кончика языка в выходящей струе воздуха. (р, р`)

8. Артикуляционная классификация согласных звуков по уровню шума, участию голоса и твердости/мягкости

  1. Уровень шума, степень его интенсивности, согласные делятся на сонорные (м, н, л, р, й) и шумные(п, б, ж, к…). Интенсивность шума у шумных согласных значительно выше, чем у сонорных.

    Объясняется это различиями в напряженности органов речи и ширине прохода для воздушной струи и в ее силе при произнесении сонорных и шумных.

    Шумные согласные образуются при большем напряжении мышц в месте преграды + их сила воздушной струи больше чем при произнесении сонорных.

  2. Глухость/звонкость. Глухие и звонкие согласные определяются по отсутствию или наличию при их произношении голоса (тона).

    Голос возникает в результате того, что ые связки сближены и дрожат при прохождении воздуха. Так образуются звонкие согласные(р, л, н, г…). Звонкие сонорные – голос преобладает над шумом.

    Звонкие шумные – шум преобладает над голосом. Глухие – только шум (к, п, с). Глухость/ звонкость – образуются пары согласных.

  3. Твердость/мягкость. Твердые и мягкие согласные звуки отличаются характерной для каждой из этих групп артикуляцией. При образовании мягких согласных язык сосредоточен в передней части, а при образовании твердых – в задней части ротовой полости. Это основное положение языка сопровождается доп.артикуляцией.

    При образовании мягких согласных в результате сдвига языка вперед происходит палатализация – приподнятие по направлению к твердому нёбу средней части спинки языка, а также расширение и увеличение объема глотки. Поэтому мягкие согласные(кроме Й – он палатальный, т.к. эта артикуляция у него основная, а не дополнительная) палатализованные.

    У твердых согласных всё с точностью до наоборот: фарингализация – уменьшение объема и сужение глотки в результате сдвига языка назад (поэтому твердые согласные фарингализованные). Веляризация – приподнятие по направлению к мягкому небу задней части языка.( наиболее выражена у л, р, ш, ж). Согласные у которых набюдается веляризация – веляризованные.

    Велярные согласные – те у которых веляризация является основной артикуляцией ( к, г, х, украинское гх)

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

Источник: https://studfile.net/preview/4343999/page:3/

Гласные звуки в русском языке – виды и особенности произношения

Чем гласные звуки отличаются от согласных

21.12.2019 Автор поста: Алексеева Анна Игоревна

В русском языке существует 2 группы звуков: гласные и согласные. Гласные звуки произносятся открыто, потоку воздуха при их звучании ничего не мешает, активное участие в их произношении принимают ые связки, челюсти и губы.

Какие бывают гласные звуки? Статья расскажет об отличительных признаках и видах гласных звуков, способах их проверки и особенностях фонетического разбора.

Основные виды гласных

Русская речь включает всего 6 гласных звуков: [а], [и], [о], [у], [ы], [э]. Им соответствуют 10 букв русского алфавита: а, я, и, о, ё, у, ю, ы, э, е. Гласные звуки – тянущиеся, поющие, в отличие от согласных они звучат чисто, без помех. Считаются слогообразующими – по их количеству в слове считают слоги.

Каждый гласный звук имеет свою артикуляцию:

  • [а] – рот полностью открыт, губы и нижняя челюсть не напряжены, мягкое небо слегка приподнято, язык спокойно лежит за нижними зубами;
  • [и] – губы в широкой улыбке, язык упирается в нижние зубы;
  • [о] – губы округлены и немного вытянуты вперед воронкой, воздух выходит широкой струей;
  • [у] – губы вытянуты в узкую трубочку, язык оттянут назад;
  • [ы] – губы в полуулыбке, нижняя челюсть выдвинута вперед, верхние и нижние зубы обнажены, кончик языка оттянут назад;
  • [э] – нижние зубы обнажены, язык находится у нижних резцов, мягкое небо приподнято.

Некоторые гласные звуки имеют определенные особенности употребления в речи.

  • [ы] – не встречается в начале слов, за исключением звучания в начале некоторых имен собственных иностранного происхождения (Ыйсмяэ – район Таллина, Ылыджа – город в Турции, Ынталы – озеро и село Казахстана). Звук [ы] используется только после твердых согласных: стык [стык], выдра [выдра], клык [клык];
  • [и] – звучит только после мягких согласных. Даже если буква «и» пишется после твердых согласных «ж», «ш», «ц», произносится она, как [ы] (цифра [цыфра], цирк [цырк], шина [шына]). Точно также буква «и» читается, как [ы], если она стоит в начале слова после предлога, оканчивающегося на твердую согласную (из игры [из-ыгры], от избы [ат-ызбы]);
  • [э] – встречается преимущественно после мягких согласных (дверь [дв’эр’], крем [кр’эм], вера [в’эра]). [Э] употребляется после твердых согласных в аббревиатурах (ТЭЦ [ТЭЦ], АПЭК [АПЭК]), в некоторых иностранных словах (тест [тэст], претензия [пр’итэнзий’а]) и после [ж], [ш], [ц] (жерло [жэрла], шерсть [шэрст’], центр [цэнтр])

Ударные и безударные гласные звуки

Одни гласные в слове звучат ярко, слышатся четко, с их написанием обычно нет проблем. Другие, наоборот, практически незаметны, звучат слабо, услышать и определить их достаточно сложно.

Это происходит из-за ударения. В каждом слове есть одно (иногда два – у сложных слов) ударение. Оно падает на определенный слог. Гласный звук этого слога становится ударным, а остальные звуки слова – безударными.

Обратите внимание! Предлоги чаще всего ударения не имеют. Иногда они перетягивают ударение от слов, идущих за ними. При этом само слово утрачивает свое ударение: на́ зиму, за́ руку, по́д гору.

Ударные гласные звуки более длинные, звонкие. Они сильнее, громче и четче безударных: поро́г [парО́г], соба́ка [сабА́ка], коро́ва [карО́ва].

Безударные гласные, наоборот, более слабые, тихие. При произношении они редуцируются качественно и количественно. Количественная редукция выражается в их укорачивании (безударные звуки в 1,5-3 раза короче ударных), а качественная – в нечеткости звучания.

Например, в слове «хворост» вместо безударной «о» во втором слоге мы слышим [а] – [хво́рАст], в «часы» – вместо «а» слышится [и]» – [чИсы́], в слове «конфета» в первом слоге звучит [а] вместо «о» – [кАнф’э́тА].

Из-за этого именно в безударных гласных при письме чаще всего допускаются ошибки.

На заметку! Не теряют качественных характеристик в безударной позиции звуки [и], [ы], [у]. Исключением считается «и» в начале слова после предлога: от игры [ат-ыгры́], из икры [из-ыкры́].

Гласные звуки [а], [о], [э] редуцируются качественно следующим образом:

  • в предударной позиции после твердых согласных звучат, как [а]: по́л [пО́л] – на полу́ [пАлу́], ко́злик [кО́зл’ик] – козе́л [кАз’о́л], ко́со [кО́са] – косо́й [кАсо́й];
  • в предударном положении после мягких согласных принимают звук [и]: ме́л [м’Э́л] – мело́к [м’Ило́к], наря́д [нар’А́т] – наряди́л [нар’Ид’и́л], зе́лен [з’Э́л’ин] – зелё́ный [з’Ил’о́ный’];
  • в остальных безударных слогах изменяются сильнее. Благодаря этому еще сложнее выявить звук, в который они преобразуются. В транскрипции их обозначают либо [ъ] – после твердых согласных, а [ь] – после мягких, либо так же, как в случае предударного положения ([а] или [и] соответственно).

Йотированные гласные

Гласных звуков в русском языке меньше (6), чем букв (10)? Такое несоответствие объясняется существованием йотированных гласных.

Что такое йотированные гласные? Это буквы, которые могут произноситься с помощью двух звуков (согласного [й] и соответствующего гласного). Всего 4 йотированных русских гласных: Е, Ё, Ю, Я.

При йотировании они звучат, как [й’э], [й’о], [й’у], [й’а]. Йотированные гласные проявляют себя в 4-х случаях:

  • в начале слова: якорь [й’акар’], юла [й’ула], ёлка [й’олка];
  • после другой гласной: пиявка [п’ий’афка], поел [пай’эл], поют [пай’ут];
  • после «ь»: воробья [вараб’й’а], пьёт [п’й’от], лье [л’й’э];
  • после «ъ»: подъезд [падй’эст], изъян [изй’ан], объем [абй’ом].

После согласных звуков гласные Е, Ё, Ю, Я звучат, как [‘э], [‘о], [‘у], [‘а], а стоящая перед ними согласная смягчается: тесто [т‘эста], варяг [вар‘ак], плюшка [пл‘ушка].

Важно! Буква «ё» ([‘о]или [й’о]) в корнях однокоренных слов соотвествует безударной букве «е» ([‘и] или [йи]): ежи́ха [йИжи́ха] – ё́ж [йОш], полете́л [пал’Ит’э́л] – полё́т [пал’О́т].

Фонетический разбор и транскрипция гласного звука

Фонетический разбор гласного предполагает составление транскрипции в квадратных скобках и описание признаков звука. В описании указывается гласность и ударность или безударность.

Помните о следующих особенностях транскрипции гласных:

  1. Буквы А, О, У, Э, Я, Ё, Ю, Е в ударном положении соответствуют звукам [а], [о], [у], [э]. Буквы Я, Ё, Ю, Е обозначаются ими после согласных (ря́д [р’ат], полё́т [пал‘о́т]), при йотировании (после гласных, «ъ», «ь») – звуками [а], [о], [у], [э] в совокупности с [й]: я́года [й’а́гада], подъё́м [падй’о́м].
  2. В безударном положении после согласных буквы А, О, Я, Е, Э обозначаются звуками [а] или [и], в зависимости от твердости или мягкости предшествующего им согласного: пото́п [пато́п], пята́к [п‘ита́к]. Безударные йотированные буквы Я, Е образуют звук [й’и]: еда́ [й’ида́], баяни́ст [бай’ини́ст].
  3. Буквы И, Ы, У, Ю в безударном положении соответствуют тем же звукам, что и в ударном: пило́т [п’ило́т], сыпу́чий [сыпу́ч’ий’], любо́вь [л’убо́в’].
  4. Буква И после твердых согласных Ж, Ш, Ц, а также в начале слова после предлога, оканчивающегося на твердую согласную, обозначается звуком [ы]: жилье [жыл’й’о], шило [шыла], цитата [цытата], под илом [под-ылом].
  5. Согласные, находящиеся перед буквами Е, Ё, И, Ю, Я, отмечаются апострофом: петух [п’етух], вялый [в’алый’], люк [л’ук].

Проверка гласных

Из-за того, что гласные в безударном положении становятся нечеткими и приобретают редуцированный звук, в их написании часто совершают ошибки. Поэтому важно знать, какие существуют способы проверки безударных гласных.

Если есть сомнения в правильности написания безударной гласной, нужно подобрать такое однокоренное слово, в котором на нечеткий звук будет падать ударение. Это можно сделать двумя способами:

  1. Изменив форму слова.
  2. Подобрав однокоренные слова среди других частей речи.

Чтобы проверить безударную гласную, нужно сначала попробовать изменить слово по:

  • числу: нога́ [нАга́] – но́ги [нО́ги], коза́ [кАза́] – ко́зы [кО́зы], стога́ [стАга́] – сто́г [стО́к], блоха́ [блАха́] – бло́хи [блО́х’и];
  • падежу: нет пирога́ [п’ирАга́] – пиро́г [п’ирО́к], на слона́ [слАна́] – сло́н [слО́н], под столо́м [стАло́м] – сто́л [стО́л];
  • роду: моя́ [мАй’а́] – мой [мО́й’], волчица́ [вАлч’ица́] – во́лк [вО́лк], твоя́ [твАй’а́] – тво́й [твО́й];
  • времени или форме глагола (совершенной/ несовершенной): приобрести́ [пр’иабр’Ист’и́] – приобрё́л [пр’иабр’О́л], завяза́л [зав’Иза́л] – завя́жет [зав’А́жит], смотре́л [смАтр’э́л] – смо́трит [смО́тр’ит], замерза́л [зам’Ирза́л] – замё́рз [зам’О́рс].
  • уменьшительно-ласкательному типу: птене́ц [пт’Ин’э́ц] – пте́нчик [пт’Э́нч’ик], солове́й [салАв’э́й’] – соло́вушка [салО́вушка];
  • градации «маленький – большой» и наоборот: воробе́й [варАб’э́й’] – воро́бышек [варО́бышык], бочо́нок [бАч’о́нак] – бо́чка [бО́ч’ка], пирожо́к [пирАжо́к] – пиро́г [п’ирО́к];

Также проверку можно осуществить путем подбора однокоренных слов из других частей речи: зелё́ный [з’Ил’о́ный’] – зе́лень [з’Эл’ин’], желтизна́ [жЫлт’изна́] – жё́лтый [жО́лтый], бели́ть [б’Ил’и́т’] – бе́лый [б’Э́лый’].

А все ли гласные можно проверить? Существует ряд словарных слов, в которых невозможно проверить правописание безударных гласных с помощью подборки однокоренных слов, – их нужно запомнить. Правильное написание можно посмотреть в орфографическом словаре. Примеры: ребенок, волейбол, сноуборд.

Чередование гласных

Выбор той или иной гласной зависит не только от постановки ударения. В однокоренных словах порой могут употребляться  разные гласные из-за их чередования. То есть в зависимости от определенных факторов в одной ситуации в корне пишется одна буква, в другой – другая. Прежде всего это касается чередующихся гласных –е-/ -и-, -а-/-о-.

Чередование гласных может зависеть от:

  1. Ударения.
  2. Суффикса.
  3. Корневых согласных.
  4. Значения слова.

В таблице представлены правила, использование которых помогает в конкретной ситуации выбрать нужную из чередующихся гласных.

О-А
ПравилоЧередующиеся корниПримеры
Ударная гласная «а», безударная – «о»гар/ горЗага́р, уга́рный, загора́ть, горе́лый
Ударная гласная «а» или «о», безударная – всегда «о»клан/ клон, твар/ твор Покло́н, кла́няться, поклони́ться, склони́ться, творить, творение, тварь (искл. утварь)
Под ударением «о» или «а», без – всегда «а»зар/ зор, скак/ скокЗаря́, озаря́ть, озаре́ние, зо́ренька
По значению:«а» – опустить в воду, «о» – стать мокрыммак/ мок, мочМакать, взмокнуть, намочить
«а» – быть/ делать таким же (одинаковым), «о» – быть/ делать гладким, без изъяновравн/ ровнРавный, приравнять, ровный, выровнять (искл. ровня, поровну, ровесница, равнина, равнинный)
без ударения «а» – покрывать пятнами, «о» – обрызгать жидкостью. С ударением всегда «а».крап/кропКропи́ть, окропи́ть, крапле́ный, вкрапле́ния, покра́пывает (дождь), кра́пина
Перед суффиксом «а» корневая гласная «а», без него – «о»кас/кос, лаг/лог/лож КасАться, прикоснуться, полагАется, положить
Перед согласной –с- пишется «о», перед –ст- – «а»раст/ росРаСТение, пораСТи, пороСло, выроС (искл. Ростов, росток, ростовщик, Ростислав, отрасль)
Е-И
Перед суффиксом «а» корневая гласная «и», без него – «е»бир/бер, дир/ дер, мир/ мер, пир/ пер, тир/ тер, жиг/ жег, чит/ чет, стил/ стел, блист/блест, блеск, блещЗабирАть, берется, задирАть, дерется, умирАть, помереть, запирАть, припереть, вытирАть, подтер, зажигАть, обжег, перечитАть, зачет, застилАть , выстелю, блистАть, блестеть (искл. сочетать, сочетание)
«И» в словах, происходящих от глагола «висеть», «е» – от глаголов «весить» и вешать»вис/ весВисеть, зависать, повисать/ повесить, завесить, вывеска, занавеска

Чередование корней плов/ плав происходит по принципу везде «а», кроме слов «пловец» и «пловчиха».

Особенности артикуляции гласных звуковСсылка на основную публикацию

Источник: https://prochastirechi.ru/pravopisanie/glasnye-zvuki

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.