Чем организмы отличаются от тел неживой природы

Чем организмы отличаются от тел неживой природы

Чем организмы отличаются от тел неживой природы

Одной из важнейших проблем для человека всегда был вопрос о природе. Почему так важно понять, что перед изучающим – живой организм или неживой предмет? Попробуйте представить себя на месте первобытного исследователя. Вы бродите по окрестностям и видите нечто очень большое впереди.

Не так важно в эту минуту узнать, что это, как понять, живое оно или нет. Если да, то что-то превосходящее человека по размеру может быть опасным, и нужно покинуть это место. Если оно неживое, то стоит подойти поближе и попробовать выяснить, что как это использовать.

К примеру, если это гора, то там можно найти пещеру для укрытия или какие-либо растения для пищи.

Итак, вопрос о наличии жизни всегда был ключевым для человека. С развитием науки люди научились точно определять признаки объектов, их сходства и различия.

Сходства живых организмов и неживых объектов

На сегодняшний день не существует универсального определения того, что считать жизнью. Некоторые учёные объясняют это понятие как активное существование сложных систем. Но и неживые тела также могут представлять собой затейливые конструкции с множеством элементов.

Живые организмы

И живые тела, и неживые объекты состоят из различных веществ и реально существуют в природе. Кроме того, на обе эти категории распространяются одни и те же законы химии, физики и механики. В качестве сходства можно также назвать свойство отвечать на раздражения внешней среды («свойство отражения»).

Как видно, живые организмы имеют достаточно общих черт с неживыми. Для более точного разграничения этих понятий требуется обозначить различия между ними. Современная наука с помощью ряда различных опытов и наблюдений позволила установить наиболее важные признаки живой материи, отличающие её от неживой.

Неживая природа

Признаки живых организмов, отличающие их от неживой материи

  1. Способность к репродукции и самовоспроизведению с помощью механизма наследственности. Микроскопические структуры, известные под именем «генов», отвечают за передачу признаков особей, участвующих в размножении.

    Благодаря этому живые организмы способны поддерживать свою численность и сохранять свои свойства из одного поколения в другое.

  2. Способность изменяться, приспосабливаясь к изменяющимся условиям окружающей среды.

    Здесь имеются в виду сразу два свойства живых тел – это возможность менять свои свойства в соответствии с новыми условиями жизни и передача этих новых свойств следующим поколениям. Таким образом, организмы облегчают не только своё существование, но и обеспечивают жизнеспособность следующих генераций.

  3. Обмен веществ и зависимость от энергии. Все живые организмы существуют в постоянной взаимосвязи с окружающим миром. Они постоянно потребляют энергию (растения – солнечный свет, животные – пищу и т.д.), с прекращением поступления энергии прекращается и жизнь существа.

    Кроме этого, продукты переработки энергии организмом поступают обратно в окружающую среду, обеспечивая непрерывный обмен веществами между различными системами.

  4. Единство состава и саморегуляция. Основными веществами, из которых состоят организмы, являются азот, углерод, кислород и водород.

    Поддержание постоянства этого состава и процессов, происходящих внутри организма – это одна из его главных функций.

  5. Движение и рост. Эти свойства присущи и предметам неживым, поэтому это не является кардинальным различием. Однако, движение и развитие живых тел серьёзно отличается от аналогичных механизмов у неживых.

    Если объекты неживой природы способны передвигаться и расти только под воздействием на них внешних сил (ветер, движение тектонических плит и т.д.), то живые организмы способны двигаться сами по себе при помощи собственных органов.

  6. Свойство отражения, характерное и для неживой материи.

    Но если реакции неживых тел зависят от физических законов, то ответ на раздражение у живых организмов неодинаков и избирателен. К примеру, медоносные растения по-разному отзываются на появление пчёл и насекомых-вредителей.

    В то время как камешек, лежащий на краю горы, одинаково отреагирует на движение горных пород или толчок от клюва птицы – покатится вниз под действием силы тяжести.

Итак, благодаря тому, что древний исследователь смог понять, что неживые и живые объекты окружающей природы можно использовать по-разному, современное человечество имеет возможность выбирать те материалы и предметы, которые наилучшим образом подходят для его нужд. Принцип сравнения, различения и классификации вещей лёг в основу научного познания и позволил узнать больше о мире и его законах.

Источник: https://vchemraznica.ru/chem-organizmy-otlichayutsya-ot-tel-nezhivoj-prirody/

Чем живая природа отличается от неживой: характеристика главных отличительных признаков

Чем организмы отличаются от тел неживой природы

Живая и неживая природа по-своему важны, одна без другой существовать не могут, проведем их краткий обзор. Чем живая природа отличается от неживой ученики 5 класса узнают на уроках биологии и ботаники.

Признаки живой и неживой природы

Главный признак, позволяющий отличить живое от неживого, — это способность к эволюции в процессе роста.

Живая природа

В живой природе все организмы можно разделить на клеточные и внеклеточные. К первой группе относится все, что состоит из клеток, ко второй — вирусы, паразиты, которые поселяются внутри живой клетки и за счет этого живут и размножаются.

Клеточные организмы делятся на 4 царства:

  1. Бактерии — это простейшие организмы, не имеющие ядра, питаются через мембрану или оболочку. Используются для изготовления закваски. Болезнетворные разновидности приносят вред здоровью.
  2. Растения — их клетки содержит хлоропласты, в которых происходит процесс фотосинтеза, благодаря чему растения получают питание и растут.
  3. Грибы — по своему строению сходны одновременно и с растениями, и с животными. Питаются готовыми веществами, поглощая их из окружающей среды.
  4. Животные — двигательная активность появилась у них благодаря сложному строению клеток, которые без внешней оболочки весьма подвижны.

Особенности живых организмов:

  • имеют сложный состав, в который включены органические соединения;
  • способны размножаться;
  • внутри у них происходит процесс обмена веществ, от которого зависит жизнь;
  • умение двигаться, вести определенную деятельность.

Признаки живой природы — это способность::

  • питаться,
  • дышать,
  • расти,
  • накапливать энергию,
  • размножаться,
  • выделять ненужные вещества.

Неживая природа

Самые важные объекты неживой природы:

  • воздух,
  • вода,
  • земля,
  • солнце, планеты, звезды.

Все неживые объекты принято делить на три группы:

  1. Твердые тела: горы и камни, минералы и песок, планеты, ледники и все остальное, что имеет твердую текстуру.
  2. Жидкие субстанции: вода от моря до капли росы, а также лава.
  3. Газообразные тела: воздух, пар, звезды.

Признаки неживой природы — это отсутствие физиологических процессов:

  • движения,
  • питания,
  • дыхания,
  • размножения..

По сути, они вечны, если не брать во внимание временную коррозию или стихийные бедствия.

Один из признаков отличия живого от неживого — это способность к размножению или воспроизводству себе подобных. Камень не может иметь потомство, только разбивается на несколько маленьких камешков.

Важность природы в целом

Что важнее — живая или неживая природа? Этот вопрос является некорректным, потому ответ на него нельзя найти ни в одном источнике. Оба вида природы связаны между собой, не могут существовать по отдельности. Неживая породила живую, которая продолжает свое существование.

Из всего многообразия объектов особенно важными для жизни считаются:

  • почва. Спустя миллионы лет после образования земли, она стала плодородной, тогда выросли на ней первые растения. В ней происходят важные процессы, появляются полезные ископаемые и накапливаются питательные вещества для живых организмов;
  • воздух — животные и растения дышат, кислород необходим для правильного функционирования организмов;
  • вода — без нее невозможна жизнь на планете, в воде зародились кислород и первые одноклеточные организмы. Это питательная среда для растений, у животных — необходимый элемент в рационе;
  • солнце — еще одна составляющая, которая причастна к зарождению жизни и дальнейшему ее развитию. Свет и тепло, которое производит солнце, жизненно необходимы всем обитателям Земли.

Отличительные черты

Живые организмы отличаются от неживых на молекулярном уровне:

  • живые состоят из клеток, которые содержат белки, жиры, углеводы и кислоты. Неживые образованы из атомов, молекул и элементарных частиц;
  • организмы развиваются и усложняются, в процессе питания растут за счет деления клеток. У растений появляются новые ветки, цветы и плоды. Если ящерица потеряет хвост, то со временем она способна отрастить новый. Неживой объект остается прежним. К примеру, горы в течение миллионов лет могут вырасти, но это произойдет в процессе движения земной коры и наноса осадочного чехла;
  • существам необходимо питание для роста и воспроизводства потомства, этот процесс систематический и обязательный. Без необходимых для организма белков, жиров и витаминов невозможно правильное формирование и функционирование;
  • организмы реагируют на окружающую среду и внешние раздражители, все и животные и растения приспосабливаются к погоде. Проявляют отрицательную реакцию на внешнее воздействие в виде болезней и плохого самочувствия.
  • животные и растения имеют заложенные в генах код, который диктует условия размножения. Каждый вид воспроизводит только себе подобных. Из семян риса вырастает только рис, а не горох. Животные и человек, имея в своем генетическом коде информацию, воспроизводят практическую копию себя и своих потомков. В процессе соединения генотипов происходят некоторые изменения, поэтому детеныш похож на родителей, но не является их точной копией. Неживой объект не способен на воспроизводство. Казалось бы, кристаллы могут расти, но происходит это не путем деления клеток, то есть изнутри, а при помощи присоединения мелких частиц, которые по своей структуре идентичны.

Подведем итоги

Отличие живого и неживого существует, но и точек соприкосновения очень много.. Тонкая грань, зачастую, попросту стирается. Все процессы находятся в постоянной взаимосвязи.

Так, рыбы погибая в воде, разлагаются и насыщают ее необходимыми микроэлементами, которые делают комфортным проживание других живых организмов.

Погибшие растения обогащают землю, которая отдает питательные вещества новым представителям флоры, а также грибам и мелким насекомым.

Источник фото — http://uchitelya.com/okruzhayuschiy-mir/

Источник: https://znaniya.guru/biologiya/zhivaya-priroda-nezhivoj.html

Как отличить живое от неживого?

Чем организмы отличаются от тел неживой природы

Предположим, человечество послало разведывательный зонд на какую-нибудь далёкую планету, и он обнаружил не встречающуюся на Земле субстанцию. Что ему с ней делать? Провести химический анализ? А вдруг оно – живое и химический анализ его убьёт? Как узнать?

Сейчас в науке имеется около сотни определений того, что такое жизнь. А когда определений так много, это означает, что учёные сами не до конца понимают, что же это такое. 

Во многих определениях упоминаются «белки» и «клетки», которые не обязательно будут присутствовать в инопланетной жизни. Более того, похоже, что в начале земной жизни они тоже отсутствовали (но об этом – позже).

Если попробовать взять из этих определений общую часть, то выйдет, что живое обменивается веществами с окружающей средой (обмен веществ), имеет способность к росту, реакции на внешние условия, размножению… 

Давайте проверим эти положения.

Обмен веществ. Это свойство почти любого химического процесса. Тот же огонь свечи, например, берёт из среды кислород и отдаёт углекислый газ, точь-в-точь как и мы. Делает ли это его живым?

Размножение? Размножается и компьютерный вирус.

Рост? Кристаллы тоже растут. А опрокинув ту же свечку, можно случайно «разрастить» огонь по всей комнате. 

Реакция на внешние условия? Сколько угодно! Кристаллы льда растут быстрее при низкой температуре – реагируют на внешние условия. 

А значит, всех этих признаков – обмена веществ, способности к размножению и росту, реагирования на внешнюю среду – недостаточно. Учёные дополнили определение жизни новым условием: живое существо в процессе обмена создаёт более сложные вещества.

С одной стороны, условие верное: всё множество живых белков (а их миллионы разных) создаётся из двадцати с небольшим аминокислот. С другой – в том же пламени свечи создаются случайным образом весьма сложные вещества: антрацен, фенантрен… 

Соляной кристалл – растёт, компьютерный вирус – размножается, огонь – создаёт сложные вещества

Вы, наверное, уже заметили разницу?

Конечно же! То, что синтезируется в пламени, огню не нужно, даже вредно (от сажи, например, он гаснет). А вот то, что синтезируется в живом организме, идёт на его постройку, на помощь в том же синтезе, на защиту от внешней среды. Оно остаётся, а потом может перейти к потомкам. 

Жизнь – сохраняет и передаёт информацию!

Это условие, которое назвали «накопление и передача информации», сейчас считается основным свойством жизни. А уж как эта информация накапливается – синтезом нужных для выживания веществ, передачей антител, врождёнными инстинктами или печатным словом (как это происходит с тобой сейчас), – это уже вторично.

Как неживое могло стать живым?

Как возникла жизнь? На этот вопрос тоже есть множество ответов. «Принесена из космоса», «высажена в виде эксперимента некой цивилизацией» – такие ответы лишь снова вызывают те же самые вопросы: а как тогда жизнь возникла на родной планете этой некой цивилизации?

Наблюдая живой мир вокруг нас, очень трудно представить, что вся эта сложность и разнообразие могли каким-то образом возникнуть сами по себе. А если предположить, что в какие-то давние времена всё живое было представлено всего лишь одной разновидностью жизни? 

Сейчас геологи во множестве находят слоистые камни, строматолиты, которые образованы многолетними колониями цианобактерий. Так вот, самые старые из этих камней имеют возраст три с половиной миллиарда лет. Больше никаких следов деятельности живых существ того времени неизвестно. То есть похоже, что единственными, кто тогда жил на Земле, были цианобактерии. 

Строматолиты

Но даже бактерия – уже очень сложный организм. В ней синтезируется множество разных белков, в ДНК хранится наследственная информация, а для передачи и транспорта используется РНК (рибонуклеиновая кислота). Разве могло быть так, что все эти вещества вдруг случайно возникли и соединились вместе?

Цианобактерии

Учёные не так давно открыли, что есть биохимические реакции, для которых белок не обязателен. Эти реакции могут идти с участием одних только РНК, так называемых рибозимов. 

Представим себе такой живой организм. Он больше всего напоминает каплю с раствором нуклеиновых кислот внутри. Одни молекулы хранят наследственную информацию, на других происходит синтез новых РНК. Третьи образуют оболочку.  

Как же в таком организме происходит питание и размножение? Подходящие молекулы из внешней среды образуют пару с молекулами оболочки и втягиваются внутрь.

Внутри они точно так же образуют пары с уже существующими «длинными» цепочками РНК.

Естественно, чтобы новая цепочка связалась химическими связями, нужно очень много времени, или кратковременная высокая температура, или помощь другой РНК–рибозима. 

Молекула РНК под электронным микроскопом

Но главная задача при этом худо-бедно выполняется – такая капля раствора уже может накапливать и передавать полезную информацию, то есть уже живёт.

Н что заставляет подходящие молекулы объединиться? 

Случайность? 

Языковая теория жизни

Итак, мы выяснили, что жизнь возникает в результате соединения неживых элементов, а её главным признаком является способность к сохранению и передаче информации. 

А теперь – внимание. Существует явление, которое ведёт себя точно так же, хотя живым мы его не считаем. Правда, мы часто называем это явление «живым», но в переносном смысле. Что это за явление? Посмотрите на рисунок.

Попробуйте прочитать, что здесь написано. Ничего не написано! Это просто буквы, и никакого смысла в их случайном скоплении нет. Можно сказать, что эта совокупность букв «мёртвая». 

А теперь те же самые буквы соединяются в определённом порядке…

Догадались, какое явление обладает теми же свойствами, что и жизнь? Язык! Обыкновенный язык, на котором мы разговариваем, думаем, читаем и пишем. И даже иногда называем его «живым»: 

Он накапливает и передаёт информацию, а смысл (жизнь) возникает в нём в результате соединения бессмысленных (неживых) элементов… 

И это ещё не всё! Язык способен «расти» (в нём увеличивается количество слов и значений), «размножаться» (образовывать диалекты, наречия, жаргоны, слэнги, литературные жанры) и создавать «сложные вещества» (поступки людей). 

И наконец: многие поэты и философы всерьёз утверждают, что не мы «говорим языком», а язык «говорит нами». То есть – не у нас есть язык, а мы есть у языка. 

То есть язык использует людей как инструмент и питательную среду. Мы произносим для него звуки и пишем буквы, а мысли для этих слов и букв язык сам вкладывает нам в головы…

А если бы язык использовал в качестве «обслуживающего персонала» не людей, а, например, молекулы?  Хотя – стоп, стоп… 

Он же их и использует, мы же только что об этом читали! Именно в результате использования азотистых оснований для образования слов – ДНК  и возникла жизнь на Земле!.. Получается, философы и поэты правы. Язык создал людей.

От живого к неживому и обратно

Для возникновения жизни необходим обмен и синтез веществ. Когда эти процессы прекращаются, считается, что и жизнь прекратилась тоже. Всегда ли это прекращение – насовсем?

Возьмём обычную зелёную лягушку. Они часто зимуют там же, где и живут, на дне пруда. Когда наступает зима и водоём промерзает, лягушки часто замерзают вместе с ним. Сердце у них не бьётся, дыхания нет, обмен веществ практически отсутствует. Жизнь закончилась? 

Нет, она прекратилась на время. Стоит такую лягушку отогреть, она зашевелится, оживёт. Тритон сибирский углозуб вообще замерзает каждую зиму и в таком состоянии может провести до девяноста лет (а может, и больше).

Тритон сибирский углозуб

Мы сами и множество существ вокруг нас – многоклеточные организмы. Считается, что такие организмы обладают индивидуальностью, способностью запоминать и накапливать опыт. Что случится, если нарушить все связи между клетками? Что случится с индивидуальностью?

Простое многоклеточное существо гидру обучили защитной реакции – втягивать щупальца в ответ на вспышку света. Затем гидру аккуратно протёрли сквозь марлю, разбив её тело на отдельные клетки. Клетки гидр и губок способны воссоединяться вместе после такой операции. Оказалось, что воссоединённая гидра помнит, чему научилась, и так же втягивает щупальца.

Гидра и червь планария

У червей планарий клетки не способны соединяться после разделения, но одна планария может поглощать клетки другой. Оказывается, таким образом опыт тоже передаётся.

То есть, обучив чему-нибудь планарию, а потом скормив её кусочек другой, можно таким способом передать выученное.

(Это не значит, что и ты, съев учителя математики, выучишь теорему Пифагора: у нас пищеварение и память устроены по-другому.) 

А можно ли самому создать жизнь из составных частей? Оказывается, можно. Летом прошлого года группа учёных создала с нуля ДНК, спрятала её в оболочку, наполнила эту оболочку рибосомами и всем необходимым – и новая, никогда прежде не существовавшая бактерия стала жить, питаться, делиться. 

Другая группа учёных уже научилась заменять «буквы алфавита» ДНК – азотистые основания – на совершенно новые. 

Учёные мечтают, что новые созданные ими организмы смогут жить на других планетах в совершенно других условиях. Кто знает, может, мы и станем той самой цивилизацией, сеющей жизнь на других планетах… 

* * *

Кто придумал сказки братьев Гримм? Что такое архетип? Почему галактики плоские? Отчего у Мальвины волосы голубые?

Всё это журнал “Лучик” – лучший познавательный семейный журнал для детей и родителей. По ссылке можно полистать номера журнала.

Приобрести журнал можнона сайте Почты России. В журнале 80 страниц. Стоимость 230 рублей, выходит ежемесячно. Возможна пробная подписка на 1 месяц.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c1185e39e41d700a981b5c8/5c607e3067c28b00ae4a0db0

Живая и неживая природа, каковы особенности и чем отличаются объекты живой природы от неживой

Чем организмы отличаются от тел неживой природы

> Наука > Биология > Чем отличаются живые виды природы от неживых

В древние времена люди считали представителями живого мира практически все, что их окружало. К одним объектам они просто относились, как к части своей жизни и быта, а другие обожествляли, так как не могли понять природу их существования.

  • Виды объектов в окружающем мире
  • Особенности живых видов природы и их главные признаки отличия
  • Особенности неживых видов природы

Виды объектов в окружающем мире

В настоящее время большинство из нас, уже взглянув на предмет, может сразу сказать к какому типу природы он относится: к живому или неживому. Но иногда наличие тех или иных признаков, которые присущи живым организмам, могут поставить человека в тупик — к какому виду объектов можно отнести тот или иной предмет?

И камень, и гриб не обладают возможностью движения в пространстве, но если первый однозначно относят к категории неживых организмов, то гриб, безусловно, классифицируют как вид живой природы. Потому что есть иные признаки, позволяющие отличать один вид от другого.

: борьба за существование, ее формы и причины.

Мышь живёт при непрерывном процессе дыхания в период всей жизни, поглощая из окружающей атмосферы кислород и выделяя углекислый газ, но и свеча своим горящим пламенем поглощает кислород, но при этом не выделяет углекислый газ, как продукт переработки. Таким образом, процесс обмена веществ как единственный признак, может быть присущ различным объектам и не может являться основополагающим фактором классификации в окружающей среде.

Поэтому в современной науке существует совокупность признаков, которая позволяет понимать — чем живой объект отличается от неживого. И если при изучении выявляется, что присутствуют не все признаки класса живых организмов, то такой объект смело можно отнести к представителям неживого мира.

Особенности живых видов природы и их главные признаки отличия

На первый взгляд, вся природа, окружающая нас, может называться живой.

Так чем же отличается от неживого мира? Чтобы найти верный ответ на этот вопрос, необходимо тщательно изучить общие свойства обоих видов.

Одним из признаков отличия является непрерывный обменный процесс энергией и веществами между ними — представителей определённого класса живой природы и окружающей его средой. Также явные признаки такого организма определяются уже на молекулярном уровне наличием белка и нуклеиновых кислот в составе каждой молекулы.

: строение растительной и животной клетки, их особенности и отличия.

Кроме этого, есть ещё несколько признаков, прямо указывающих на то, чем живая природа отличается от неживой и дать ответ на этот сложный вопрос.

  1. Дыхание. Этот процесс газообмена между окружающей средой и организмом присущ лишь таким организмам.
  2. Питание — способность организмов брать из окружающей среды питательные вещества, поглощать их и усваивать.
  3. Выделение — процесс вывода из организма вредных или ненужных продуктов жизнедеятельности, которые остаются после поглощения пищи или питательных веществ.
  4. Рост — способность увеличения массы и размеров за счёт питания или биосинтеза.
  5. Движение — возможность изменения своего местоположения в пространстве.
  6. Развитие — способность усовершенствования организма и его отдельных частей в период всей жизни. При этом за весь жизненный цикл некоторые организмы потерпевают существенные изменения, как, например, бабочки.
  7. Размножение — возможность воспроизведения себе подобных особей. Именно эта способность обеспечивает беспрерывное существование вида особей в целом. При этом способы размножения у разных классов живых организмов различен. Если размножение одноклеточных организмов осуществляется путём деления, то такой класс организмов, как грибы размножаются спорами.
  8. Раздражимость — организм способен реагировать на определённые воздействия окружающей среды. Именно эта особенность позволяет объектам этой среды приспосабливаться при изменении условий внешнего мира.
  9. Наследственность — возможность передачи потомкам, своих основных признаков и особенностей.

Лишь наличие, либо отсутствие всей совокупности перечисленных признаков позволит однозначно дать ответ, что исследуемый объект относится к тому или иному классу природы.

Особенности неживых видов природы

Учитывая вышеперечисленную совокупность признаков, которыми могут обладать лишь живые организмы, отсутствие хотя бы одного из них может указывать на то, что объект относится к неживой природе.

Вот основные признаки неживых организмов:

  1. их тела не имеют клеточного строения;
  2. химический состав неживых объектов природы состоит из различных химических соединений, при этом в составе одного объекта может быть как одно, так и несколько соединений различных веществ;
  3. неживые объекты в подавляющем большинстве не обладают возможностью обмена веществ с окружающей средой, а также не поглощают и не выделяют вещества и продукты жизнедеятельности;
  4. отсутствие раздражимости — реакции на воздействия внешней среды — ещё один основной признак;
  5. неживые объекты в основном не обладают способностью увеличения своей массы и роста и на протяжении всего существования их размеры остаются неизменными;
  6. Они также отличаются тем, что не обладают способностью к размножению и воспроизведению себе подобных.

Отзывы и комментарии

Источник: https://obrazovanie.guru/nauka/biologiya/chem-otlichayutsya-zhivye-vidy-prirody-ot-nezhivyh.html

Основные отличия живых организмов от тел неживой природы

Чем организмы отличаются от тел неживой природы

Признаки живых организмов:

  1. Живые организмы, изучаемые биологией, содержат биополимеры: белки и нуклеиновые кислоты, определяющие их характерные свойства.
  2. Большинство организмов имеет клеточное строение (кроме вирусов).
  3. Обмен веществом и энергией с окружающей средой: живые существа питаются, на этом основан пластический и энергетический обмен,поддерживают постоянство внутренней среды — гомеостаз и выделяют продукты жизнедеятельности в окружающую среду.
  4. Способность к размножению: воспроизведение потомства, наследующего признаки родителей.

Совокупность этих признаков отличает живые организмы от тел неживой природы. Важнейшим отличием является способность обрабатывать информацию, получаемую из окружающей среды, и осуществлять ответную реакцию на внешнее раздражение.

Также отмечают сложность организации, способность эволюционировать, приспособленность к среде обитания.

Нетрудно видеть, что многие живые организмы обладают не всеми названными свойствами (например, споры бактерий в замороженном состоянии). В то же время в неживой природе существуют системы, обладающие многими из названных признаков (например насыщенные растворы, космические тела, созданная человеком вычислительная техника и автоматизированные системы).

Существует точка зрения (витализм и др.), что основополагающим и принципиальным отличием живого от неживого является наличие особой субстанции (души), покидающей физическое тело после смерти. Данная точка зрения не пользуется популярностью среди биологов, несмотря на безуспешность многочисленных попыток получения живого существа из неживой материи.

2. Экологические (биотические) факторы, их влияние на организм. Приведите примеры конкурентных отношений в природе и раскройте их значение. Как человек использует знания о конкуренции в практической деятельности?

К биотическим факторам относят влияние на организм окружающих живых существ. В зависимости от того, положительно или отрицательно данные взаимодействия сказываются на состоянии организмов, выделяют:

  1. Нейтрализм — организмы не оказывают заметного влияния друг на друга (взаимодействие минимально)
  2. Симбиоз — организмы испытывают положительное влияние, часто взаимное: примером симбиотических связей считают лишайники (гриб и водоросль), микоризу шляпочных грибов и деревьев, опыление клевера шмелём. К симбиозу зачастую относят нахлебничество (мелкие насекомоядные птицы подбирают насекомых, падающих вниз при работе дятла), квартирантство (птицы селятся в дуплах, выдолбленных дятлом), кооперацию — необязательные взаимовыгодные связи (опыление цветков неспециализированными опылителями).

Ястреб-тетеревятник

  1. Хищничество (как правило, умерщвление активной добычи) и паразитизм — кратковременное или длительное питание (или местожительство — гнездовой паразитизм кукушки) за счет другогоорганизма, не сопровождающееся немедленной гибелью жертвы — один организм испытывает положительное влияние, другой отрицательное.
  2. Конкуренция — оба организма испытывают отрицательное воздействие. Конкурентные взаимодействия возникают у видов, испытывающих сходные потребности, например, между деревьями в лесу возникает «борьба» за доступ к свету. Если потребности очень близки, один вид может полностью вытеснить другой (ель вытесняет светолюбивую сосну).

Конкуренция как существенный фактор в борьбе за существование способствует различной специализации (эволюционному расхождению потребностей), что повышает видовое разнообразие и устойчивость экосистем.

В практической деятельности человека важно учитывать нежелательную конкуренцию: не допускать засорения полей сорняками, прудов для рыборазведения сорными малоценными породами рыб. Особая осторожность требуется при заселении экосистем новыми видами, которые могут вытеснить ценные местные виды.

Обсудить тему симбиоза можно здесь: Взаимное влияние видов в природе

Пример цепи питания:

Сосна → гусеница непарного шелкопряда → кукушка → ястреб → бактерии
Стрелками показано направление передачи биомассы и энергии.

Цепи питания в экосистеме связаны друг с другом, образуя трофическую сеть:

       Береза → тля → рыжий лесной муравей → бурый медведь → падальные мухи               ↓                              ↑                                                                   ↓Сосна → гусеница непарного шелкопряда → кукушка → ястреб → бактерии, грибы                                                                     ↑                  ↑                   ↑

       Опавшие листья березы → дождевой червь → землеройка → жук-могильщик

3. Объясните, почему поджелудочную железу относят к железам смешанной секреции. Как в крови поддерживается постоянное количество глюкозы? Какие меры необходимо соблюдать, чтобы не заболеть сахарным диабетом?

Поджелудочная железа относится к железам смешанной секреции. Она вырабатывает пищеварительный сок, содержащий ферменты и поступающий через проток в двенадцатиперстную кишку (внешняя секреция).

В то же время поджелудочная железа синтезирует важнейший гормон — инсулин, выделяемый в кровь (внутренняя секреция).

При повышении содержания глюкозы в крови, вырабатываемый инсулин способствует усиленному потреблению глюкозы и превращению её в гликоген, запасное вещество. После чего излишки инсулина достаточно быстро разрушаются.

При недостатке инсулина развивается заболевание — сахарный диабет. Больным, страдающим сахарным диабетом, вводят в кровь препараты инсулина.

Чтобы не заболеть сахарным диабетом, нужно вести подвижный образ жизни, не злоупотреблять углеводами, избегать нервных перегрузок. Профилактике сахарного диабета способствует включение в рацион злака под названием полба и некоторые другие продукты.

автор: Владимир Соколов

Источник: https://staminaon.com/ru/biology/2-living-organism.htm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.