Чем отличается прямое постэмбриональное развитие от непрямого?

Индивидуальное развитие. Постэмбриональный период. урок. Биология 10 Класс

Чем отличается прямое постэмбриональное развитие от непрямого?

Постэмбриональный период начинается с момента выхода нового организма из яйцевых оболочек либо из организма матери. Он подразделяется на три периода и включает ювенильный период, пубертатный период и период старения.

Первый ювенильный период продолжается до окончания полового созревания и может проходить по двум различным путям. Прямое развитие происходит, если из яйца или организма матери выходит новая особь, внешне похожая на взрослую, но меньше размером и несформированной половой системой. К такому типу развития относится развитие птиц, рептилий, млекопитающих (рис. 1).

Рис. 1. Примеры прямого развития животных. Сверху вниз: птицы (курица), рептилии (крокодил) и млекопитающие (человек)

Другой тип развития называется непрямым и протекает с метаморфозом (превращением). При этом личинка не похожа на взрослую особь. Этот тип развития характерен для лягушек, некоторых насекомых и червей (рис. 2).

Ювенильный период всегда сопровождается ростом организма, с одной стороны процесс роста запрограммирован генетически, а с другой стороны – зависит от условий существования.

Рис. 2. Примеры непрямого развития животных: амфибии (лягушка), чешуекрылые (бабочка)   

В маленьком аквариуме рыбы никогда не достигнут размеров, до которых вырастают в природных условиях, но если во время ювенильного периода рыб из маленького аквариума пересадить в большой аквариум, то такие рыбы вырастут больше, чем те которые остались в маленьком аквариуме.

У человека рост контролируется целым рядом гормонов, выделяемых гипоталамусом, гипофизом, щитовидной железой и половыми железами.

Второй период постэмбрионального развития – так называемый пубертатный период, или период зрелости (рис. 3), у позвоночных животных занимает большую часть жизни.

Рис. 3. Период зрелости у человека

Период зрелости плавно перетекает в следующий период – старость.

Гормоны и рост млекопитающих

На рост и развитие млекопитающих влияют гормоны, которые вырабатываются щитовидной железой, корой надпочечников и половыми железами (рис. 4). Их деятельность регулирует гипофиз, что было доказано в многочисленных экспериментах.

Рис. 4. Железы, влияющие на рост и развитие

Из гипофиза было экстрагировано некое вещество, которое при введении животным увеличивало их массу тела. Это вещество назвали гормоном роста. В дальнейших исследованиях было показано, что это один из тропных гормонов гипофиза, который называется соматотропин.

Соматотропин человека – это белок, состоящий из 190 аминокислот. Он усиливает процессы роста во всем организме, ускоряя синтез нуклеиновых кислот для подготовки к митозу, способствуя поглощению аминокислот хрящевой и мышечной тканями.

Старение – это общебиологическая закономерность, свойственная всем живым организмам. В определенном для каждого организма возрасте в организме начинаются изменения, снижающие возможности этого организма к приспособлению, к изменяющимся условиям существования (рис. 5).

Рис. 5. Пожилой человек

Улучшения условий жизни, снижение детской смертности, победа над многими заболеваниями – все это приводит к увеличению продолжительности жизни.

Если в XVI в XVII веке средняя продолжительность жизни была около 30 лет, то сейчас в благополучных странах средняя продолжительность жизни у мужчин достигает 75 лет (рис. 4), а у женщин 80.

Очевидно, это не предел, и победа над сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями может продлить жизнь человека до 120–140 лет, но при этом, естественно, человек должен вести так называемый здоровый образ жизни и не злоупотреблять алкоголем и никотином.

Смерть – это прекращение жизнедеятельности человека, однако смерть необходима для эволюционного процесса, поскольку без нее не происходила бы смена поколений.

Процесс старения запрограммирован генетически, однако до сих пор нет единой теории, объясняющей этот процесс.

Одни исследователи считают, что процесс старения запускается группой генов, которая запускает так называемую программу старения – эта точка зрения подтверждается существованием редчайшего заболевания человека, прогерии.

Типы старения человека

Медики утверждают, что процесс старения– это сложный многогранный и генетически обусловленный процесс, предотвратить который невозможно, а вот затормозить его можно. Различают два вида старения – физиологическое и патологическое.

При физиологическом старении возраст человека аналогичен паспортному возрасту, а при патологическом старении наблюдается ускоренное старение организма, связанное в большинстве случаев с различными стрессовыми факторами или же с генетической предрасположенностью.

Животные-долгожители

Старость, одряхление не есть обязательный атрибут долгой жизни. Существуют виды, которые могут жить на протяжении веков. К таким видам относится моллюск жемчужница (рис. 6), которая может жить около 200 лет и при этом не стареть. С каждым годом жемчужница становится все устойчивее к условиям окружающей среды и даже лучше размножается.

Рис. 6. Двустворчатый моллюск жемчужница. С возрастом жемчужница не стареет, а становится более жизнеспособной.

Но, тем не менее, даже жемчужница оказывается не бессмертной. Она погибает из-за несогласованного роста раковины и мышечной ноги, которая её держит в вертикальном положении. Огромная раковина перевешивает и падает на дно, фильтрация планктона прекращается, и жемчужница умирает с голода.

Та же учесть преследует крупных черепах (рис. 7), у которых панцирь становится слишком тяжелым.

Рис. 7. Гигантские черепахи

Что касается млекопитающих, то среди них также есть виды-долгожители. К таким видам относится гренландский кит (рис. 8) – он может жить более 200 лет, при этом, когда он умирает, у него не наблюдается признаков старения, и от чего он умирает – пока не известно.

Рис. 8. Гренландский кит

Не так давно было открыто существо голый землекоп (рис. 9), которое живет в Африке. Продолжительность жизни этого существа – 28 лет, по размерам оно не превышает мышь-полёвку. Так вот, голый землекоп сумел отменить программу старения.

У этого зверька не встречается сердечно-сосудистых заболеваний, диабета, рака – у него мощнейшая иммунная система, которая сохранятся активной в течение всей жизни. У землекопа два зуба, треть всех мышц организма обеспечивает работу этих резцов.

Землекопы прогрызают под землей лабиринты площадью примерно, как два футбольных поля.

В центре этого лабиринта – онтоцарицы, вокруг – 250 воинов. У царицы от одного до трех мужей, многие самцы погибают в борьбе с врагами, змеями и землекопами из соседних стай. От чего наступает естественная сметь землекопов при отсутствии каких-либо других изменений, учеными пока не установлено.

Рис. 9. Голый землекоп в норе

Таким образом, процесс индивидуального развития контролируется генетической программой организма, однако может регулироваться и корректироваться факторами внешней среды, с которыми сталкивается организм.

У ребенка, больного прогерией, проявляются явные признаки старости, в 10–12 лет он выглядит как очень пожилой человек (рис. 10).

Рис. 10. Дети, страдающие прогерией

Доказано также, что ДНК в любом организме постоянно повреждается различными физическими и химическими воздействиями. В молодом возрасте активно работают специальные ферменты, восстанавливающие нормальное строение ДНК, однако в старости ферменты функционируют все слабее, и накопление ошибок в структуре ДНК ведет к онкологическим заболеваниям и нарушениям обмена веществ.

Список литературы

  1. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Общая биология, 10–11 класс. – М.: Дрофа, 2005. По ссылке скачать учебник: (Источник).
  2.  Д.К. Беляев. Биология 10–11 класс. Общая биология. Базовый уровень. – 11-е издание, стереотипное. – М.: Просвещение, 2012. – 304 с. (Источник).
  3. В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин, Е.Т. Захарова. Биология 11 класс. Общая биология. Профильный уровень. – 5-е издание, стереотипное. – М.: Дрофа, 2010. – 388 с. (Источник).
  4. В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. Биология 10–11 класс. Общая биология. Базовый уровень. – 6-е издание, дополненное. – М.: Дрофа, 2010. – 384 с. (Источник).
  5. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощилина, П.В. Ижевский. Биология. 10 класс. Общая биология. Базовый уровень. – 2-е издание, переработанное. – Вентана-Граф, 2010. – 224 с. (Источник).

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

На русском языке

на английском языке:

Домашнее задание

  1. Что такое онтогенез? Из каких этапов он состоит?
  2. Что называют постэмбриональным развитием организма? Какие стадии постэмбрионального развития выделяют?
  3. Какие виды ювенильного развития встречаются у животных? В чем их отличие?
  4. Почему вслед за ювенильным периодом наступает зрелость?
  5. Что такое старость? Что вам известно про механизмы старения?
  6. Может ли человек жить вечно? Какое заболевание связано с наступлением ранней старости?
  7. Какие гормоны влияют на переход от одного этапа онтогенеза к другому?
  8. Какие животные-долгожители вам известны? Как они борются со старением? Почему все-таки умирают?

Источник: https://interneturok.ru/lesson/biology/10-klass/razmnozhenie-i-individualnoe-razvitie-organizmov/individualnoe-razvitie-postembrionalnyy-period

Постэмбриональное развитие

Чем отличается прямое постэмбриональное развитие от непрямого?

После рождения организма наступает следующий этап индивидуального развития. В биологии он носит название послезародышевого или постэмбрионального этапа онтогенеза (постэмбриогенез).

Определение 1

Постэмбриональный этап развития – это период развития организма от момента рождения и до его смерти.

Некоторые ученые считают постэмбриогенез периодом от момента рождения до наступления половой зрелости и способности к размножению. Но многие организмы после этапа размножения гибнут. Поэтому это больше вопрос философский, чем научный.

На этапе постэмбрионального развития организм растет и развивается. Напомним, что рост – это увеличение размеров организма за счет обмена веществ и деления клеток, а развитие – это качественные изменения организма.Ученые выделяют два вида постэмбриогенеза: прямой и непрямой.

Прямое постэмбриональное развитие

Определение 2

Прямой тип эмбрионального развития – это такой вид индивидуального развития организмов, при котором рожденная особь в целом напоминает взрослую («имагообразная»).

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Прямое развитие происходит в результате эмбрионизации.

Определение 3

Эмбрионизация – это явление, когда эмбриональный период продляется благодаря питанию эмбриона ресурсами материнского организма или запасными питательными веществами яйца.

Эмбрионизация присуща рептилиям, рыбам, птицам и млекопитающим. Биологическое значение этого явления заключается в том, что животное появляется (рождается или вылупляется) на более высокой ступени развития. Это повышает его возможности противостоять факторам внешней среды.

У плацентарных млекопитающих, некоторых сумчатых, акул, скорпионов одна из зародышевых оболочек срастается со стенками расширенной части яйцепроводов (матки) таким образом, что через кровь матери к зародышу поступают питательные вещества, кислород, а выводятся продукты метаболизма.

Процесс появления на свет такого зародыша называется настоящим живорождением.

Определение 4

Если зародыш развивается за счет запасных веществ яйца в средине организма матери и освобождается от оболочек яйца еще в половых ходах самки, то такое явление называется яйцеживорождением.

Оно наблюдается у некоторых видов змей, ящериц, аквариумных рыбок, жужелиц.

Определение 5

Если эмбрион развивается в яйце вне материнского организма и выходит из него в окружающую среду, то это явление называется яйцерождением.

Оно характерно для большинства пресмыкающихся, птиц, членистоногих, яйцекладущих млекопитающих (утконос, ехидна) и др.Прямое развитие присуще для некоторых кишечнополостных, реснитчатых и малощетинковых червей, ракообразных, пауков, скорпионов, моллюсков, хрящевых рыб, рептилий, птиц и млекопитающих.

Непрямое постэмбриональное развитие

Определение 6

Непрямое развитие (метаморфоз) – это процесс, сопровождающийся глубокими изменениями структуры организма, благодаря которым личинка превращается во взрослую особь (имаго).

Процессы метаморфоза происходят в несколько последовательных этапов. На каждом из этих этапов (фаз) животное имеет определенные характерные особенности строения и функций. Превращения могут быть полными и неполными (полный и неполный метаморфоз).

Для насекомых с полным превращением в развитии выделяют фазы яйца, личинки, куколки и имаго (взрослой половозрелой особи). Это такие представители насекомых, как жуки, бабочки, перепончатокрылые, блохи. Фаза куколки имеет особое значение. На этой стадии происходят коренные преобразования внутренних органов личинки и формирования тканей и органов взрослого насекомого.

При неполном превращении выделяют фазы яйца, имагоподобной личинки и взрослой особи. Неполный метаморфоз присутствует у клопов, стрекоз, тараканов, прямокрылых, вшей.

Непрямое развитие известно у многих кишечнополостных, плоских, круглых и кольчатых червей, большинства моллюсков иглокожих, костных рыб и земноводных.

Непрямое развитие обеспечивает питательную функцию (личинка отличается большой прожорливостью), рациональное использование ресурсов, расселительную функцию и может обеспечивать заражение хозяев (для паразитических организмов).

Рост и регенерация

В ходе постэмбрионального развития организмы растут. Этот процесс, как уже упоминалось выше, происходит за счет пластического обмена. Он характерен и для клеточного уровня организации живого. Рост клетки происходит в период интерфазы.

Рост организмов может быть ограниченным и неограниченным. Ограниченный рост наблюдается, если особь прекращает расти, достигнув каких-либо размеров, обретая способность к размножению. Он присущ всем одноклеточным, членистоногим, птицам, млекопитающим.

В случае неограниченного роста увеличение размеров и массы организмов происходит до самой их смерти. Это явление характерно для большинства высших растений, многоклеточных водорослей, ленточных и кольчатых червей, моллюсков, рыб, рептилий.

В зависимости от особенностей онтогенеза и строения покровов тела неограниченный рост может быть непрерывным и периодическим.

Рост живых организмов зависит от особенностей наследственности и регулируется у растений фитогормонами, а у животных – гормонами и нейрогормонами.

Важную роль в онтогенезе играет способность организма к регенерации.

Определение 7

Регенерация – это способность организма к восстановлению организмом утерянных или поврежденных частей тела, а также восстановлению целостного организма из определенной его части.

Это свойство является общебиологическим качеством и лежит в основе процессов вегетативного размножения. У различных групп живых организмов способность к регенерации разная.

Чем выше уровень организации организмов, тем ниже способность к регенерации.

У птиц и млекопитающих это качество сохраняется только лишь в форме заживления ран, срастания костей, восстановление определенных клеток и тканей.

Источник: https://spravochnick.ru/biologiya/razmnozhenie_i_individualnoe_razvitie_organizma/postembrionalnoe_razvitie/

Чем отличается прямое постэмбриональное развитие от непрямого?

Чем отличается прямое постэмбриональное развитие от непрямого?

Постэмбриональным развитием принято называть момент появления организма, выражающийся непосредственно в форме рождения, либо же его выходе из яйцевых оболочек. Данный момент может продолжать достаточно долгое время и заканчивается смертью этого самого организма.

Для состояния постэмбрионального развития в полной мере характерен рост, который может быть сдержан определенными числовыми рамками (месяц, год), либо же продолжать длиться на протяжении всей жизни организма.

С моментом начинания постэмбрионального периода развития оканчивается эмбриональный, которое принято еще именовать послезародышевым развитием. Оно может протекать от нескольких дней до сотен лет.

Периоды постэмбрионального развития

Постэмбриональное развитие биологи разделяют на три периода:

  1. Ювенильний.
  2. Зрелость.
  3. Старость. (Всегда заканчивается смертью).

Юность

Ювенильний период недаром принято называть периодом юности. Он начинается с самого момента появления организма на свет и заканчивается его достижением половой зрелости.

Данный период развития принято в свою очередь различать на:

Под прямым развитием принято понимать момент появления из материнского тела, или яйца, особи, похожей по всем внешним параметрам на родителей, но отличающихся от них размерами, причем в несколько раз меньшими.

Данная форма преобладает у таких видов живых организмов, как:

  • Млекопитающие.
  • Пресмыкающиеся.
  • Птицы.
  • некоторые беспозвоночные виды животных.

Ювенильный период, характерный для подобной формы развития, сводится в конечном итоге к росту и половому созреванию молодой особи.

Непрямое развитие для появившегося на свет организма представляет полное отличие от взрослых особей не только по отдельно взятому внешнему обличию, но и по образу ведения им жизни. В таком новая особь называется личинкой.

В свою очередь для непрямого развития характерны два типа:

  1. Полное превращение.
  2. Неполное превращение.

Они более известны в виде биологического термина «метаморфоз».

Полный метаморфоз является характерной особенностью для огромного количества насекомых, у которых личинки от взрослых особей – своих родителей отличаются внешним, а вместе с тем и внутренним строением, характером питания, проживанием, средой обитания: это относится к бабочкам, перепончатокрылым и двукрылым насекомым, жукам. Их личинки много едят, растут достаточно быстро, впоследствии превращаясь в неподвижную куколку.

Находясь в стадии покоящейся куколки, в коконе личиночные органы распадаются, вследствие чего весь имеющийся клеточный материал с накопленными питательными веществами используется в качестве своеобразного строительного материала для формирования новых органов для взрослого насекомого.

В процессе развития с неполным метаморфозом переход из стадии личинки во взрослую особь протекает достаточно медленно, там отсутствует куколка. Данный вид развития приемлем для членистоногих (клещи, стрекозы, прямокрылые), некоторых видов червей и моллюсков, а также земноводных и рыб.

Развитие лягушки происходит через формирование из икринки головастика, который в значительной мере отличается от своих родителей по образу жизни, строению тела и, конечно же, среде обитания.

Также, как и рыбы, головастик имеет жабры, орган боковой линии, двухкамерное сердце, хвост и единственный круг кровообращения.

Но со временем такая личинка потребляет пищу, растет и в один прекрасный момент из нее формируется полноценная большая лягушка.

Личиночная стадия обеспечивает многих земноводных условием проживания в разных средах (по мере их роста) и использовать в качестве пищи разнообразные источники. Головастик, проживая в воде, ест исключительно растительную пищу, а вот его более взрослый вид – лягушка предпочитает вести наземный образ жизни и преимущественно питаться пищей животного происхождения.

Подобного рода явление характерно для огромного количества насекомых.

Из-за смены среды обитания особи происходит и изменение ее жизненного образа, это случается в момент перехода от личностной стадии к более взрослому организму, в процессе которого происходит снижение внутривидовой конкуренции.

У некоторых малоподвижных и прикрепленных видов животных (мидии, коралловые полипы, устрицы и так далее) личинка, плавающая свободно, способствует распространению вида и значительному расширению его ареала. Такой фактор позволяет избежать плотности перенаселения, повлекшего неизменно за собой как усиление конкуренции за еду и прочие ресурсы, так и вымиранию отдельных видов организмов.

Зрелая жизнь

По прошествии ювенильного периода приходит стадия зрелости, занимающая большое количество жизни организма. У животных и насекомых могут в данный период времени формироваться новые органы, также происходит размножение и появление потомства.

Старость

Период старости считается заключительным этапом постэмбрионального развития, он заканчивается смертью. Старение не обходит стороной ни один живой организм, разрушая в нем структуры ДНК, ослабляя функциональность всех систем в организме и так далее.

Общее

При прямом и непрямом постэмбриональном развитии происходит формирование новой особи.

Отличие прямого постэмбрионального развития от непрямого

  1. Прямое — рожденная особь похожа на родителей, отличается от них лишь размерами, непрямое — особь при рождении не схожа с биологическими родителями.
  2. У прямого развития метаморфоз связан со стадией куколки, в непрямом — она отсутствует.

Источник: https://vchemraznica.ru/chem-otlichaetsya-pryamoe-postembrionalnoe-razvitie-ot-nepryamogo/

Непрямое развитие характерно для… Непрямое постэмбриональное развитие: примеры

Чем отличается прямое постэмбриональное развитие от непрямого?

Развитие является неотъемлемым фактором жизни. Оно начинается с оплодотворенной яйцеклетки и заканчивается половым созреванием.

Для постэмбрионального периода характерно прямое и непрямое развитие. Прямое развитие – это биологический процесс, при котором многоклеточный организм растет и увеличивается, усложняя свою организацию.

Такое явление характерно для человека, рыб, птиц и млекопитающих.

Непрямое развитие – это процесс, при котором зародыш развивается в зрелую особь с привлечением личиночной стадии, что сопровождается метаморфозом. Данное явление наблюдается, например, у большинства беспозвоночных и амфибий.

Особенности постэмбрионального периода

Периоды постэмбрионального развития сопровождаются изменением морфологических особенностей, повадок и места обитания. Для прямого развития характерной особенностью является то, что после рождения эмбрион является уменьшенной копией взрослого организма, он отличается лишь размерами и отсутствием некоторых характеристик, которые приобретаются лишь со временем.

Примером может быть развитие человека, животных и некоторых пресмыкающихся. Непрямое развитие характерно для беспозвоночных, моллюсков и земноводных. В этом случае зародыш имеет существенные различия по сравнению со взрослым животным. В качестве примера подойдет обыкновенная бабочка.

Только после того, как будет пройдено несколько стадий развития, маленькая личинка преобразится до неузнаваемости.

Периоды постэмбрионального развития включают ювенильный этап, зрелость и старение.

  • Ювенильный период охватывает время от рождения до полового созревания. Этот этап сопровождается адаптацией к новой среде. Стоит отметить, что многие животные и рептилии, для которых характерен прямой путь постэмбрионального развития, развиваются примерно одинаково. Различием являются лишь временные рамки. Оканчивается этот период половым созреванием.
  • Период зрелости, называемый репродуктивной стадией, характеризуется остановкой роста. В теле происходит самообновление определенных структур и их постепенное изнашивание.
  • Период старения сопровождается замедлением восстановительных процессов. Как правило, наблюдается уменьшение массы тела. Если не имело место насильственное вмешательство, то естественная смерть наступает, когда жизненно важные системы в результате замедления всех процессов перестают функционировать.

Непрямое развитие: примеры и этапы

Давайте рассмотрим, как зарождается жизнь в новом существе. Прямое и непрямое развитие – это термины, описывающие различные процессы жизнедеятельности животных, которая начинается с оплодотворенной яйцеклетки.

Во время постэмбрионального развития окончательно формируются системы органов, наблюдается рост, половое созревание с последующим продолжением рода.

Дальше происходит старение, и при отсутствии внешних вмешательств наступает естественная смерть.

  • Сразу после рождения начинается целый ряд трансформаций. В это время маленький организм отличается от взрослого как внешне, так и внутренне.
  • Второй этап – это преобразование в совершенно новое тело. Метаморфоза – это постэмбриональное изменение формы тела с чередованием нескольких стадий.
  • Третий этап – это заключительная стадия, которая оканчивается половым созреванием и продолжением рода.

Непрямое развитие характерно для многоклеточных организмов. Из отложенного яйца выходит личинка, которая внешне и внутренне не похожа на взрослую особь. По строению это более простое существо, как правило, имеющее меньший размер. Своим внешним видом оно может быть отдаленно похоже на своих дальних предков. Примером может быть личинка такого земноводного, как лягушка.

Внешне головастик очень напоминает маленькую рыбку. Благодаря наличию специальных личиночных органов он может вести совершенно другую жизнь, чем половозрелые особи. Даже зачаточных половых различий у них нет, поэтому пол личинки определить не представляется возможным. У определенного количества видов животных эта стадия развития занимает большую часть их жизни.

Радикальные метаморфозы

При непрямом развитии новорожденное животное сильно отличается от половозрелой формы по целому ряду анатомических признаков. Эмбрион вылупляется из яйца в виде личинки, которая претерпевает радикальные метаморфозы до того, как достигнет своей взрослой стадии. Непрямое развитие характерно для животных, которые откладывают многочисленные яйца.

Это некоторые иглокожие, земноводные и насекомые (бабочки, стрекозы, лягушки и так далее). Личинки этих существ часто занимают совсем иное экологическое пространство, нежели взрослое животное. Они питаются, растут и в определенный момент трансформируются во взрослое животное.

Эти глобальные метаморфозы сопровождаются многочисленными физиологическими изменениями.

Плюсы и минусы прямого развития

Плюсом прямого развития является то, что для роста нужно гораздо меньше энергии и жизненно важных ингредиентов, так как никаких глобальных перестроек в организме не происходит. Недостатком является то, что для развития эмбриона нужны большие запасы питательных веществ в яйцеклетках или вынашивание в утробе матери.

Негативным моментом является также то, что между молодыми и взрослыми животными может возникнуть конкуренция внутри вида, так как место их обитания и источники пищи совпадают.

Плюсы и минусы непрямого развития

Благодаря тому что организмы с непрямым типом развития проживают в разных экологических нишах, конкурентные отношения между личинками и взрослыми, как правило, не возникают.

Преимуществом является также то, что личинки малоподвижных существ помогают виду расширить ареал его обитания. Среди минусов стоит указать то, что непрямое развитие животных во взрослую особь часто длится долгий период времени.

Для качественных преобразований нужно большое количество питательных веществ и энергии.

Типы непрямого развития

Выделяют следующие виды непрямого развития: с полным и частичным метаморфозом. С полным превращением непрямое развитие характерно для насекомых (бабочек, жуков, некоторых перепончатокрылых).

Появившиеся на свет личинки начинают есть, расти, после чего становятся неподвижными коконами.

В этом состоянии все органы организма распадаются, а образовавшийся клеточный материал и накопленные питательные вещества становятся основой для образования совершенно иных органов, характерных для взрослого организма.

С частичным метаморфозом непрямое постэмбриональное развитие свойственно для всех видов рыб и земноводных, определенных видов червей, моллюсков и насекомых. Главным отличием от полного превращения является отсутствие стадии кокона.

Биологическая роль личиночной стадии

Личиночная стадия – это период активного роста и запаса питательных веществ. Внешний вид, как правило, сильно отличается от взрослой формы. Имеются свои уникальные структуры и органы, которых нет у повзрослевшей особи. Их рацион также может существенно отличаться.

Личинки часто адаптированы к окружающей среде. Например, головастики живут почти исключительно в воде, но могут жить и на суше, как взрослые лягушки.

Некоторые виды во взрослой стадии являются неподвижными, в то время как их личинки перемещаются и используют эту способность для расселения и расширения области обитания.

Источник: https://FB.ru/article/240835/nepryamoe-razvitie-harakterno-dlya-nepryamoe-postembrionalnoe-razvitie-primeryi

Постэмбриональное развитие животных. 10-й класс

Чем отличается прямое постэмбриональное развитие от непрямого?

Класс: 10

Цели: Изучить особенности постэмбрионального периода развития, выявить его закономерности.

Задачи:

  • Образовательная: показать типы постэмбрионального развития, выявить его закономерности и продолжительность у различных организмов;
  • Развивающая: формулировать умения сравнивать, анализировать, выделять главное;
  • Воспитательная: половое воспитание.

Тип урока: Комбинированный

Методы используемые на уроке: репродуктивные, частично-поисковые.

Ученик должен

  • Иметь представление о влиянии факторов внешней среды на индивидуальное развитие;
  • Знать понятия: “метаморфоз”, “развитие”, “рост”;
  • Уметь: объяснять различия в типах развития, приводить примеры прямого и непрямого развития.

Междисциплинарные связи: экология.

Внутридисциплинарные связи: зоология, анатомия, физиология.

Оборудование: таблица “Развитие насекомых”, мультимедийная установка, компьютерная поддержка.

Опорные точки изложения темы:

  • Постэмбриональный период развития организмов: начало- выход организмов из яйцевых оболочек или при внутриутробном развитии зародыша – момент рождения
  • Продолжительность постэмбрионального развития у разных видов
  • Три периода постэмбрионального развития.

Вводное слово учителя:

Постэмбриональный период начинается с момента выхода организма из

яйцевых оболочек, а при внутриутробном развитии у млекопитающих – с момента рождения. Многие организмы на этапе постэмбрионального развития претерпевают сложные изменения и преобразования. Этот период в развитии каждого организма является не менее важным для дальнейшей жизнедеятельности, чем эмбриональный.

Существует два вида постэмбрионального развития (см. файл 3) См. Приложение 1

Вспомните из курса зоологии типы развития насекомых! (см. файл 6)

При непрямом развитии происходят метаморфозы, т.е. из яйца выходит личинка, которая устроена проще взрослого животного. Личинка питается, растет и со временем личиночные органы заменяются органами, свойственными взрослым животным.

Сделаем вывод, что при метаморфозе разрушаются личиночные органы и возникают органы, присущие взрослым животным.

Примером метаморфоза служит развитие насекомых. Гусеницы бабочек или личинки стрекоз резко отличаются по строению, образу жизни и среде обитания от взрослых животных.

Или личиночная форма амфибий – головастик, для которого характерны жаберные щели, боковая линия, двухкамерное сердце, один круг кровообращения. В процессе метаморфоза, происходящего под влиянием гормона щитовидной железы, рассасывается хвост, появляются конечности, исчезает боковая линия, развиваются легкие и второй круг кровообращения.

Итак, сделаем вывод с чем связан метаморфоз?

Ребята делают вывод:

Метаморфоз связан с переменой образа жизни или средой обитания. Личинки могут самостоятельно питаться и растут, накапливая клеточный материал для формирования постоянных органов, свойственных взрослым животным.

При прямом развитии из личиночных оболочек или из тела матери выходит организм небольших размеров, но в нем заложены все основные органы, свойственные взрослому животному. Постэмбриональное развитие сводится в основном к росту и половому созреванию.

Примеры: пресмыкающиеся, птицы, рыбы, млекопитающие,

Постэмбриональный период развития имеет разную продолжительность.

Учитель (просит ответить на вопрос): Сравните продолжительность постэмбрионального периода развития у различных животных у насекомых, птиц, млекопитающих.

Учащиеся (должны сделать вывод, что): чем продолжительнее жизнь организма, тем позже наступает половозрелость, и тем дольше протекает беременность.

Существует три периода постэмбрионального развития

В постэмбриональный период происходит рост организма. Если бы организм не рос, он никогда бы не стал больше оплодотворенного яйца.

Рост бывает определенный и неопределенный.

В качестве примера определенного роста человека можно привести следующие данные: скорость роста не одинакова на разных стадиях развития организма и в различных участках организма. Максимальная скорость роста характерна для первых четырех месяцев внутриутробного развития.

Скорость роста организма в постнатальном онтогенезе постепенно снижается к четырехлетнему возрасту, затем некоторое время остается постоянной, а в определенном возрасте опять делает скачок, называемый пуберантным скачком роста. Это связано с периодом полового созревания. У человека рост заканчивается к 20-25 годам.

В старческом же периоде происходит некоторое уменьшение размеров тела, изменяется характер деятельности эндокринных желез, прекращается гаметогенез и ослабевают физиологические функции.

Неопределенный рост продолжается в течение всей жизни и наблюдается у древесных форм растений, некоторых моллюсков, из позвоночных – у рыб, крыс.

Вывод урока

Постэмбриональное развитие в основном сводится к росту, половому созреванию и репродукции. У многих просто устроенных животных времени активного размножения предшествует личиночная стадия, завершающаяся метаморфозом.

Закрепление

Учитель: Проведите соответствие понятий и определений:

1. Постэмбриональный период

А. Период онтогенеза после полового созревания, во время которого возможно самовоспроизведение.

2. Дорепродуктивный период

Б. Способ постэмбрионального развития, при котором яйцевые оболочки покидает личиночная форма.

3. Прямое развитие

В. Процесс замены личиночных органов, на структуры, свойственные половозрелым особям.

4. Непрямое развитие

Г. Форма постэмбрионального развития, характеризующаяся выходом из яйцевых оболочек или тела матери организма, имеющего зачатки всех органов и систем, свойственных взрослым животным.

5. Метаморфоз

Д. Этап развития, предшествующий репродукции; при непрямом развитии – личиночный период, а при прямом – период детства.

6. Репродуктивный период

Е. Период развития с момента выхода из яйцевых оболочек, или рождения, до смерти организма.

Домашнее задание

Стр. 228–232, вопросы, стр. 233.

17.05.2010

Источник: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/572517/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.