Чем отличаются гуманитарные науки от есттт‹ЂЉЋЊЉЂтттвенных
Кто такой гуманитарий, как определить, кто ты – гуманитарий или технарь; противоположность гуманитария
Довольно большое количество школьников старших классов начинают задумываться о своем будущем, мечтают о достижении высот и планируют карьеру. Но надо признать, что еще больше этот вопрос заботит родителей, которые не знают, что посоветовать своему ребенку. Довольно часто определиться с будущей профессией помогает тип мышления, но лишь в том случае, если он хорошо выражен.
…
- Человек — гуманитарий: что это значит?
- Гуманитарный тип мышления
- Главное оружие — красивая речь
- Каким бывает гуманитарное образование?
- Профессии для гуманитариев
- Технарь и гуманитарий: отличия
Педагоги, которые обучают ребенка, знают о его способностях и без особого труда смогу сказать гуманитарий он или технарь. Что означают эти понятия знает почти каждый.
На сегодняшний день в обществе бытует определенный стереотип, если школьнику по нраву приходятся точные науки (алгебра, геометрия, физика), то он технарь, а вот если у школьника наблюдается предрасположенность к истории, языкам или литературе, то он 100% гуманитарий. В действительности все не так просто, поскольку существуют и смешанные типы. При выборе будущей профессии школьник всегда должен полагаться на свою интуицию.
: честолюбивый и честолюбие — что означают эти термины?
Человек — гуманитарий: что это значит?
Делать новые открытия в области науки техники, а также вписывать свои имена в историю — это участь технарей. Гуманитарий — это человек, который привык созерцать все происходящее, при этом, не вмешиваясь в него, если нет такой необходимости.
У него нет желания совершать что-то экстраординарное, выделяться и входить в историю, ему больше приходится по нраву изучать работы других ученых, в будущем оперируя ими во время диалогов.
Гуманитарии, в отличие от технарей, осознают, что их мнение не является единственно верным, этим и обусловлено их отсутствие желания вести споры.
: честолюбие — что означает этот термин?Разумеется, что им может не нравиться мнение окружающих людей, но при этом они не настаивают на своем, потому что не видят в этом смысла. Гуманитарии — это, прежде всего, превосходные коммуникаторы, которым удается находить общий язык даже с незнакомцами, умело подбирая слова в любой сложившейся ситуации.
Гуманитарный тип мышления
Каждому человеку присущ определённый тип мышления, но что же это значит? Все ли понимают и осознают тонкую грань между гуманитарием и технарем? В чем заключается их разница? Довольно часто люди ошибочно себя относят к тому или иному типу. Например, человек увлекается кинематографией, музыкой, живописью, любит читать литературу, то значит, он гуманитарий.
В действительности дела обстоят совершенно не так, поскольку предметы увлечения человека не всегда говорят о складе его ума. Не стоит также забывать и о смешанных типах людей, которым хорошо даются все предметы. Но как понять, что ты технарь или гуманитарий?
В данном случае следует руководствоваться тем, что оговариваемый тип мышления позволяет осознать человеку о существовании иной интерпретации, мировоззрения, мышления, смысла и опыта.
Параллельно с этим ему вовсе не обязательно с ним соглашаться, ему вовсе не обязательно относиться толерантно к людям с иной точкой зрения.
Главное — отдавать себе отчет в том, что его слово не является законом, последней инстанцией.
Главное оружие — красивая речь
Как мы уже говорили ранее, люди с гуманитарным мышлением являются превосходными коммуникаторами, из них в большинстве случаев выходят отменные ораторы, психологи и преподаватели. Им с легкостью удается вступить в контакт с малознакомыми им людьми, умеют поддерживать беседу, даже если она им совсем неинтересна.
Стоит обратить внимание на то, что вражда является тоже способом коммуникации, однако те, кто в нее вмешан, заведомом отодвигают себя на край гуманитарного мира. Гуманитарии по складу своего ума, как правило, признают несовершенство своих мыслей, зависимость различных обстоятельств извне.
Каким бывает гуманитарное образование?
На сегодняшний день выделяют две совершенно разные «гуманитаристики»:
- Одна из них не заостряет внимание на теоретизации бытия, а просто его преображает. Вследствие этого у человека начинается совершенно новая жизнь.
- Вторая, наоборот, специализируется на изучении вековых знаний. Именно этот вид гуманитаристики преподают в подавляющем большинстве вузов. Этот вид можно, в свою очередь, условно разделить на три типа: для «исследовательских» специальностей, для массовых профессий, различные курсы, которые разработаны для технарей.
Профессии для гуманитариев
К числу общественных наук относятся юриспруденция, политология, лингвистика, психология, филология, журналистика и история. Люди с гуманитарным типом мышления превосходно в них разбираются, поскольку их склад ума позволяет им виртуозно владеть языком слов и букв. Люди, которые комфортно себя чувствуют в социальной среде могут смело выбирать гуманитарные профессии.
Довольно большой популярностью на сегодняшней день обладает психология. Люди в течение веков изучали происхождение, обычаи, историю и биологическую природу человека. На основании полученных данных, были сформированы определенные психологические закономерности, которые позволяют разбираться не только в медицине, но преподавании, науке, торговле и прочих социальных сферах.
Если вы относите себя к гуманитариям, то вы можете обратить внимание на деятельность, которая связана с политологическими, религиоведческими, философскими, культурологическими знаниями. Если необычайный интерес вызывает история, то можно свою жизнь посвятить и ей.
Ни для кого не секрет, что власть и деньги привлекают огромное количество людей, поэтому люди с гуманитарным типом мышления отдают предпочтение политической деятельности, собирают митинги, ведут переговоры и организовывают политические партии. Если по душе вести различные расследования, первыми узнавать о происходящем, то можно рассмотреть профессию журналиста. Сегодня эта отрасль чрезвычайно развита, поэтому множество изданий нуждается в квалифицированных кадрах.
Технарь и гуманитарий: отличия
Можно ли при необходимости стать гуманитарием или технарем? Ответ довольно сложный, изменить склад ума невозможно, однако развиваться можно всегда.
Понять принадлежность человека к определенному типу можно не с помощью оценок в школе, а по мышлению и мировоззрению.
Довольно часто успеваемость по определенной дисциплине зависит не от способностей школьника, а то множества других факторов, например, умения учителя заинтересовать ребенка.
Особенности гуманитариев:
- очень эмоциональны;
- ранимы;
- любят писать стихи, сочинения и изучать языки;
- неуверены в себе;
- развитое образное мышление и воображение.
Что касается технарей, то им присущи следующие особенности:
- самоуверенные;
- энергичные;
- целеустремленные;
- некоммуникабельные, не любят разговаривать.
Источник: https://obrazovanie.guru/psihologiya/kto-takoj-gumanitarij-kak-opredelit-kto-ty.html
Чем отличаются гуманитарные науки от естественных
Ожидаемым результатом любой целенаправленной деятельности является какой-либо продукт.
Наука сегодня представляет собой разновидность интеллектуальной деятельности людей, назначением которой является получение знаний о реальном мире.
Наука дает людям возможность создавать свою собственную культуру, приспосабливаться к жизни в окружающем мире. Поэтому люди изучают закономерности как окружающего пространства, так и самого Человека.
В настоящее время наука включает в себя около 15 000 дисциплин, которые взаимосвязаны и взаимодействуют.
Подобно тому, как с древнейших времен принято делить мир на физическую и духовную составляющие, научные дисциплины разделяют на естественные и гуманитарные. Это разделение известно еще с античных времен.
Отличия
Науки, которые принято называть гуманитарными, занимаются изучением среды, созданной Человеком и изучают самого Человека в аспекте его мыслительной, духовной, общественной и культурной деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод, что гуманитарные науки изучают все, что делает человека именно человеком, личностью.
Все, что связано со смысловыми аспектами отношений Человека и Общества, Человека и Природы.
Естественные науки занимаются изучением окружающих Человека явлений. Предмет изучения естественных наук — это естество, природа, то есть действительная реальность, которая всегда существовала, которая есть и которая будет существовать независимо от человека.Само существование человечества предполагает непрерывную борьбу за выживание. Человека преследуют болезни, голод, неприемлемые природные условия. Естественные науки помогают людям получить знания, которые впоследствии возможно использовать при создании новейших технологий, закреплении человечества в агрессивной окружающей среде.
Именно естественные науки создают материальную базу общества. Без минимального набора естественнонаучных знаний человечество попросту бы не выжило. Считается, что именно этот вид знаний появился у человека раньше, еще до того, как человек освоил способы передачи этих знаний.
С момента, когда было изготовлено (скорее всего — случайно) первое орудие труда, человеком были начаты эксперименты, направленные на повторение успешного опыта, изучение закономерностей материального мира. К этому людей подталкивало банальное желание продолжить жизнь. Поэтому принято считать, что бытие определяет сознание, материальная составляющая позволяет человеку развиваться и духовно.
Развитие знаний об окружающем мире позволило человеку научиться разводить огонь, стрелять из лука, приручать диких животных и, наконец, сеять злаки.
Причем в разных уголках Земли знания эти были получены людьми почти одновременно.
Математика, физика, химия, биология, информатика, кибернетика и многие другие столпы прогресса являются неотъемлемой частью культуры человечества — культуры естественнонаучной.
Из определений естественных и гуманитарных наук становятся понятными и их функции. Естественным наукам присуще описание, разъяснение и прогнозирование явлений объективной реальности, познание фактического положения вещей.
При этом учеными используется весь наработанный человечеством совокупный объем знаний о природе, о конкретных плоскостях бытия. Ученые исследуют связи и отношения в объективном мире. Это дает возможность человеку не только стать «своим» в окружающей реальности, но и целенаправленно подстраивать действительность под свои нужды.
Естественные науки — это прежде всего точность, доказанная многочисленными экспериментами. Гуманитарные же науки дают человеку ответы на вопросы смысла того или иного явления, раскрывают суть предназначения человека, смысл бытия, нравственные ориентиры. Гуманитарные науки, получившие мощное развитие в эпоху Ренессанса, в основе своей имеют философию.Гуманитарная культура представляет собой совокупность знаний в области религии, права, искусства, истории, психологии. Границы и общепринятые различия между гуманитарными и естественными науками достаточно условны.
На сегодняшнем витке развития научных знаний они характеризуются обоюдным обогащением предметными методологиями и критериями оценки разнообразных научных результатов.
Например, законы диалектики используются и в гуманитарных, и в естественных науках.
Вывод
Основным отличием между гуманитарными и естественно-научными дисциплинами можно определить следующее: целью существования естественных наук является познание фактов, в том числе и в основном путем измерения, а исследования гуманитарных наук направлены на познание сущности явлений и места человека в окружающей реальности.
Источник: https://vchemraznica.ru/chem-otlichayutsya-gumanitarnye-nauki-ot-estestvennyx/
В чем разница между гуманитарием и технарем?
Олег Мальцев
Краткое содержание статьи:
Технические и гуманитарные специальности подобны двум противостоящим лагерям, полностью противопоставленным друг другу. С детства каждый из нас в равной мере проявляет свои наклонности в той или иной сфере.
Однако, когда человек задумывается о выборе будущей профессии, вопрос «гуманитарий-технарь» встаёт перед ним наиболее остро. В этом случае необходимо определить для себя, что же означают эти понятия.
После чего понять, в каком из этих направлений больше перспектив для реализации способностей и наклонностей.
Кто такой технарь?
Для того, чтобы понять разницу этих двух направлений, необходимо чётко определить для себя значение этого понятия. Итак, какого же человека можно назвать технарём?
- несомненно, у такого человека есть ярко выраженная приверженность к естественным наукам;
- чаще всего их отличают склонности к логическому мышлению, чёткости и лаконичности изложения мысли;
- это люди хорошо разбираются в математических и точных науках, в школе среди учеников они делают успехи в таких предметах, как физика, геометрия и алгебра;
- также можно отметить энергичность и способность идти к своей цели несмотря ни на что.
Именно по этим качествам можно определит человека с наклонностями к техническим специальностям. В выборе профессий этот тип людей ориентируется именно на эти способности. Поэтому все инженеры, физики, архитекторы, программисты, строители – это те самые технари.
Кто такой гуманитарий?
Людям со склонностями к точным наукам всегда противопоставляется другой тип, который чаще всего называют гуманитариями. Обычно мы можем столкнуться с массой стереотипов о таких людях. Однако не всегда они являются правдой.
Самое распространённое мнение заключается в том, что люди с гуманитарным складом ума чаще всего интересуются чтением книг, посещением выставок и развитием творческих способностей.
На самом же деле, несмотря на то что перечисленные увлечения также часто встречаются среди гуманитариев, область их интересов на этом не заканчивается:
- Одно из важнейших качеств людей со склонностью к гуманитарным наукам – это умение взаимодействовать с другими, проводить коммуникацию и устанавливать связи. Чаще всего они являются хорошими ораторами и могут найти подход к любому человеку;
- Гуманитарии интересуются другими людьми. Они любят наблюдать за ними, помогать им;
- Они проявляют большой интерес к различным сферам искусства и творчества, нередко самостоятельно вырабатывают навыки сразу в нескольких областях;
Самые популярные профессии для людей с подобным складом ума – это лингвист или филолог, юрист, писатель, историк.
Изучив подробные характеристики первого и второго типа, мы можем сделать вывод о том, в чём же разница между ними. Какие качества особенно хорошо развиты у одних, но при этом отсутствуют у других?
- в первую очередь, наиболее важным отличием является их способ смотреть на мир. Для гуманитарных людей это чаще всего взгляд эмоциональный. Они воспринимают мир сначала чувствами, в том время, как для людей с техническим складом ума на первом месте в этом стоят логика и факты.
- в коллективной работе технари обычно выступают в качестве исполнителей, благодаря их способность к чёткому следованию плану, а для гуманитариев уготована роль креативного центра, организаторов. Их развитое воображение позволяет выдвигать различные новые идеи;
- многие считают, что приверженцы точных наук более закрытые, чаще всего являются интровертами и нуждаются в постоянном общении с людьми, чего не скажешь о втором типе. Им присущи коммуникабельность и социальная активность;
Данные различия являются самыми основными. Однако это совсем не означает, что человек технического склада ума не может быть общительным, а тот, кто обладает гуманитарным мышлением никогда не опирается на логические умозаключения.
Каждая из этих характеристик может сочетаться в одном человеке, проявляясь в большей или меньшей степени в различных ситуациях.
В этом видео профессор Геннадий Боярышников расскажет, почему деление на эти два типа склада ума – это всего лишь миф:
Минусы и плюсы гуманитариев и технарей
Как и все люди, оба этих типа имеют свои определённые недостатки.
- гуманитарии могут быть слишком эмоциональны и воспринимать многое близко к сердцу, в то время как технари, наоборот, иногда предпочитают не показывать своих эмоций;
- для людей первого типа характерна способность бросит дело на середине пути и, возможно, уже никогда не довести его до конца. Другие же, напротив, из-за своего перфекционизма бывают слишком придирчивы к мелочам и строги к деталям;
- гуманитарное мышление не позволяет людям сосредотачиваться на однотипной рутинной работе, а для технического придумывание новых концепций и создание новых идей может показаться сущим адом.
Тем не менее все эти недостатки можно превратить в достоинства, взглянув на них с другой стороны.
- чувствительность гуманитарного типа позволяет людям, принадлежащим к нему, лучше выражать свои эмоции, направлять их в творческое русло. А техническому складу ума легче отбросить чувства в стрессовой ситуации, чтобы сосредоточиться на логике и поиске решения;
- неспособность заканчивать начатые дела даёт гуманитариям возможность делать несколько дел одновременно, а также искать что-то новое, пробовать себя в разных сферах. А перфекционизм технарей позволяет им быть на сто процентов уверенными в качестве выполненного задания;
- гуманитарное мышление способно порождать множество идей и вносить разнообразие даже в самые обыденные действия. В то же время приверженцы точных наук с радостью займутся чтением инструкций и их последовательным выполнением.
Кроме того, при коллективной работе, когда гуманитарии и технари объединяются для общего дела, результат гарантированно будет на высоте, ведь в этом случае две плюсы обеих сторон компенсируют их недостатки.
Тесты для определения склада ума
На данный момент на просторах интернета можно найти множество различных тестов, благодаря которым возможно определить, в каким типом мышления обладает человек. Чаще всего они состоят из вопросов о предпочтениях и выбора действий в предполагаемых ситуациях.
Вот на этих ресурсах вы можете проверить себя:
Однако определить склад ума можно и по-другому, не прибегая к помощи интернета. Для этого достаточно лишь понаблюдать за сбой в повседневной жизни.
К примеру, склад ума довольно часто зависит от рабочего полушария мозга, показателем которого является рабочая рука.
То есть люди, пишущие правой рукой, обладают хорошо развитым левым полушарием, которое отвечает за логику. У левшей преобладает влияние правого полушария, ответственного за творческие способности и воображение.
Именно развитие этих способностей в дальнейшем влияет на определение склада ума и выбор дальнейшей профессии.
Кроме того, существует множество профориентационных тестов, которые также помогают человеку выяснить, к какому типу он относится.
Развенчивание мифов
В наше время многие считают, что система деления людей на два типа уже устарела, и тому есть множество подтверждений. Неужели борьба технарей и гуманитариев напрасна, и они действительно практически ничем не отличаются друг от друга?
- В современном мире появилось много профессий, которые нельзя отнести ни к одному, ни к другому типу. Появляются различные науки, сочетающие в себе качества и технических, и гуманитарных, либо вообще абсолютно новые течения, не похожие ни на что остальное;
- На свете крайне мало людей, которые обладают исключительно качествами только одного типа. Чаще всего они сочетают в себе различные черты, и сферы их интересов могут одновременно касаться как творчества и искусства, так и физических задач;
- С течением времени интересы человека могут меняться, а способности проявляться по-разному, поэтому нет ничего удивительного в том, ребёнок может получать плохие оценки по литературе в школе, но дома с удовольствием зачитываться книжками.
Таким образом, нельзя однозначно сказать, что деление на технарей и гуманитариев приносит вред нашему обществу. Оно, несомненно, справедливо и имеет место быть. Однако нужно понимать, что мир гораздо шире, и не следует ограничивать людей исключительно этими категориями.
: кардинальные отличия между «физиками» и «лириками»
В данном ролике Андрей Добров расскажет, чем мышление технаря отличается от мышления гуманитария:
Источник: https://znay.co/474-gumanitarij-i-tekhnar-v-chem-raznica.html
Гуманитарии и технари – в чем разница и как определить свой тип мышления
Мир состоит из и гуманитариев и технарей. Найдется немного людей, в которых бы в равной мере сочетались и гуманитарные и технические способности. Какой-то тип мышления обычно преобладает.
Кто вы, физики и лирики?
В школах, еще задолго до поступления в вузы, ученики проходят курсы профориентации, на которых им помогают с выбором будущей профессии.
Многие подростки и взрослые самостоятельно ищут в интернете информацию о типах личности, чтобы лучше узнать себя.
Как же все-таки определить, в чем разница между гуманитарным и техническим стилями мышления? А каким из них вы обладаете? В статье будут раскрыты эти и другие вопросы.
Особенности гуманитарного и технического мышления
Головной мозг человека разделен на левое и правое полушарие. Восприятие мира зависит от того, какое из них более развито.
Правое полушарие отвечает за творческую деятельность. За воображение, ассоциации, эмоции. Те, у кого оно доминирует, имеют гуманитарный склад мышления. В обычной жизни их часто называют гуманитариями.
Сам корень «human» говорит о том, что их деятельность направлена на те сферы жизни, в которых нужно взаимодействовать с людьми. И действительно, поступки и мотивацию человека им зачастую понять проще, чем разобраться с миром машин.Левое полушарие направлено на восприятие знаковой информации, отвечает за логику, контролирует способности к речи и письму. Люди, у которых это полушарие более развито, имеют технический склад мышления, проще говоря, они – технари.
Они более усидчивы, спокойны и внимательны. Легче подмечают детали, тщательней проводят анализ информации, не боятся сложных формул и следуют четкому алгоритму в своей работе.
Гуманитарии и технари мыслят по-разному
Гуманитарии и технари различаются по способу восприятия информации из внешнего мира.
Простой пример: гуманитарий, которому кто-то дал почитать свое стихотворение, сначала воспримет его с точки содержания, нарисует образ в голове. И только после второго-третьего прочтения заметит, что размер у стихотворения хромает, а в словах есть ошибки.
Технарь же первым делом оценит стиль, размер, рифму и только потом примется за оценку художественности произведения. Оценивать, он, скорее всего, тоже будет с логической точки зрения.
Гуманитарии и технари могут помогать друг другу в решении повседневных, учебных и рабочих задач. К примеру, гуманитарий выдвигает идею, а технарь находит способ и средства для ее реализации. Такое взаимодействие подкрепляет слабые стороны одного сильными сторонами другого и ведет к положительным результатам в работе обоих.
Плюсы и минусы гуманитариев
В интернете можно найти кучу статей, в которых авторы пытаются доказать, кто лучше: гуманитарии или технари. На самом деле, в этом нет смысла, так как у каждого типа есть свои достоинства и недостатки. Стоит их представить.
Подавляющее большинство творческих людей — гуманитарии
Плюсы гуманитариев:
- Хорошее воображение и творческое начало.
- Способность делать несколько дел одновременно.
- Общительность.
- Яркая, эмоциональная речь, способная убедить кого угодно.
- Чувствительность.
- Способность к сопереживанию и поддержке.
А вот среди математиков гуманитария не встретишь
Но есть и минусы:
- Из-за того, что гуманитарии берутся за несколько дел сразу, они могут не доводить их до конца.
- Иногда у них хромает логика.
- Иногда они бывают слишком чувствительны и слишком общительны.
- Из-за невнимательности к деталям могут допускать ошибки.
- Сложнее сосредоточиться на рутинной работе.
Для того, чтобы гуманитарии были более продуктивны, им нужно разнообразие в деятельности. Формула запоминается лучше, если связать с нею, например, какую-нибудь картинку или ассоциацию. Работы стоит перепроверять несколько раз, чтобы увидеть все недочеты.
Важно учиться усидчивости и организованности, планированию и доводить дела до конца.
Плюсы и минусы технарей
Теперь поговорим о тех, кто имеет преимущественно логический склад ума. Достоинств у них не меньше.
Технари на «ты» с точными науками и инструкциями
Плюсы технарей:
- Более внимательные и усидчивые, поэтому допускают меньше ошибок.
- Хорошо организованы.
- Целеустремленные.
- При принятии решений руководствуются разумом, а не чувствами.
- Читают инструкции.
- Им легче даются языки, точные науки.
Но эмоции — не их стихия
Минусов тоже хватает:
- Они упрямы, реже идут на компромисс.
- Медлительны.
- Бывают занудны в своей любви к деталям.
- Менее развито воображение.
- Иногда не умеют сопереживать.
- Малоэмоциональны.
Преобладание гуманитарного или технического мышления не означает, что технари могут заниматься только тем, в чем задействована математика, а гуманитарии – творчеством.
Разница в том, что делать они это будут с помощью различных методов. И доминирование одного полушария мозга вовсе не означает, что второе совсем не работает.
Оно означает лишь то, что какие-то способности будут более выражены, а какие-то менее.
Чтобы полноценно развиваться, нужно тренировать мозг, выполнять нестандартную для себя работу.Технари, к примеру, могут попробовать рисовать или писать стихи, пусть самые простые. Стоит пробовать переключаться на разные виды деятельности, находить новый подход к решению стандартных задач.
Как определить свой тип мышления
Твое тело может подсказать, гуманитарий ты или технарь
Чтобы не ошибиться с выбором профессии, важно определить, являетесь вы технарем или гуманитарием. Существует масса способов для этого. Ниже приведены простые методики, с помощью которых вы можете узнать себя лучше.
- Наблюдение за собой в реальной жизни. Выше были описаны качества, которые относятся к техническому или гуманитарному мышлению. Можете вспомнить, как вы ведете себя, когда общаетесь с людьми, выполняете рутинную работу, какие сферы жизни даются вам проще.
- Физиологическая методика. Как известно, правое полушарие управляет левой стороной тела, а левое – правой. Если ваша правая рука развита лучше и ею вы пользуетесь чаще, то, соответственно, у вас доминирует левая часть мозга, и наоборот. Можете скрестить руки на груди или похлопать в ладоши и посмотреть, какая ладонь окажется сверху. Эта методика не дает 100% гарантии, что вы точно окажетесь гуманитарием или технарем, но на нее тоже можно опираться, особенно в совокупности с другими методами.
- Визуальные методики. В интернете или специальной литературе можно найти картинки, помогающие определить тип мышления. Изображения с различными фигурами, или даже частями рисунка, которые нужно описать, дорисовать, просто посмотреть на них и интерпретировать результат. Интересный и своеобразный способ, который подходит даже детям.
- Развернутые методики, которые включают в себя тесты и опросники разной длины и сложности. С помощью комплексных тестов можно узнать не только о том, относитесь вы к гуманитариям или технарям, но и о многих других аспектах своей личности. В большом количестве встречаются тесты на креативность, на реакцию, на тип темперамента, на интеллект. Довольно популярны тесты на канал восприятия (аудиал, визуал, кинестетик, дискрет), соционические тесты. В случае с соционикой желательно, кроме тестирования, протипироваться у профессионала и самостоятельно исследовать свои качества, чтобы определить тип личности.
- Беседы с психологом или профориентатором, которые также могут включать в себя все вышеописанные способы. Непосредственно в ходе разговора психолог задает вопросы, наводит на верные мысли о своем внутреннем потенциале, помогает раскрыть качества, о которых вы раньше могли только догадываться.
Источник: https://vyuchit.work/samorazvitie/gumanitarii-i-tehnari.html
Хороший вопрос: что на самом деле отличает гуманитарные науки от естественных?
Для начала зададимся вопросом, который на первый взгляд не имеет никакого отношения ни к становлению классической этологии, ни вообще к теме этой книги: чем, собственно, отличаются гуманитарные науки от естественных?
Вокруг этого вопроса сломано множество копий и высказано множество мнений — начиная от классического определения немецкого философа и историка культуры Вильгельма Дильтея (предложившего различать «науки о природе» — естественные и «науки о духе» — гуманитарные) и до высокомерных дразнилок: мол, гуманитарные науки — это те, которыми может успешно заниматься человек, неспособный одолеть школьный курс математики. Отдельным предметом споров служит отнесение тех или иных конкретных дисциплин к естественным или гуманитарным.
Некоторые страстно доказывают, что современная психология — давно уже естественная наука, так как вся основана на эксперименте и применяет такие сложные приборы, как магнитно-резонансный томограф.
Другие категорически отказываются признавать, что лингвистика — гуманитарная наука и раздел филологии: как же так, мол, в ней же столько математики!
Конечно, подобные высказывания отражают лишь распространенные стереотипы (порожденные не только слабым знакомством с предметом, но еще и подспудной тягой к самоутверждению). Однако и более корректные и компетентные суждения часто не могут прояснить ситуацию.
Вот, скажем, написано в Википедии, что «гуманитарные науки — дисциплины, изучающие человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности».
Вроде ясно, но представим себе, например, группу медиков и фармацевтов, изучающих реабилитацию людей, перенесших инсульт.
Они просят своих пациентов прочитать написанный текст, выполнить арифметические действия, назвать имена близких… Это, несомненно, прямо относится к духовной и умственной сферам — но достаточно ли этого, чтобы признать такое исследование гуманитарным?
Разделение по применяемым методам тоже не добавляет ясности.
Например, методы, с помощью которых молодая наука биоинформатика устанавливает родственные связи видов медведей или штаммов вируса (кто от кого произошел и в какой последовательности), по сути ничем не отличаются от методов, которыми текстологи-медиевисты устанавливают генетические связи между разными списками одного и того же памятника. В том, что биоинформатика (в том числе и молекулярная филогенетика) — наука естественная, вроде бы никто не сомневается, в гуманитарной природе текстологии — тем более.
Не претендуя на исчерпывающее решение этого старого и изрядно запутанного вопроса, попробуем указать на одно различие, которое нередко упоминается, но обычно вскользь, вторым планом, как дополнительное.
Так, в той же статье в Википедии, в частности, говорится: «В отличие от естественных наук, где преобладают субъект-объектные отношения, в гуманитарных науках речь идет об отношениях субъект-субъектных».
Не слишком внимательный читатель скользнет по этой строчке взглядом и тут же ее забудет. И зря. Она-то и указывает на самую суть.
Дело в том, что в гуманитарных науках в отношениях между субъектом исследования и его объектом всегда присутствует некая «двуслойность» — чего в науках естественных не бывает никогда.
Сколь бы сложной и многозвенной ни была та цепочка взаимодействий, по которой ученый-естественник судит о своем объекте, в ней нет субъекта. Единственный субъект естественнонаучного исследования — сам исследователь.
А в исследовании, скажем, историческом этих субъектов как минимум двое: современный историк и автор исследуемого источника.
Последний является субъектом описания исторической реальности и одновременно объектом современного исследования: ведь даже если о нем ничего не известно, современный ученый волей-неволей видит интересующие его события, процессы и людей только через посредство древнего летописца.
И как бы критически он к нему ни относился, как бы ни проверял все, что только можно, независимыми методами (по сообщениям других источников, по данным археологии и т. д.), такой взгляд радикально отличается от «неопосредованного» взгляда естествоиспытателя.
Из этого следует, в частности, что то, что мы называем «историческим фактом», не является фактом в том смысле, в котором это слово употребляется в естествознании. Вот, допустим, в какой-нибудь Тьмутараканской летописи написано, что в таком-то году князь Всепослав сделал то-то и то-то — например, совершил поход на соседа или крестился.
События такого рода обычно и называют «историческим фактом». Но действительно ли это факт? Нет. Фактом тут является только то, что есть такое летописное сообщение.Каждый может при некотором старании увидеть оригинальный документ, а если скептик обладает достаточной квалификацией — то и провести соответствующие анализы (пергамента, чернил, написания букв, особенностей словоупотребления и т. д.
) и убедиться, что этот фрагмент написан тогда же, когда и весь остальной текст, а язык документа соответствует эпохе княжения Всепослава. Но действительно ли князь совершил свой поход? Если да, то было ли это именно в том году, а не в другом? Был ли этот поход столь победоносным, как о том повествует летопись?
Априорно считать фактами все, что говорит летопись, нельзя — там же может быть написано, к примеру, что во время этого похода князь по ночам оборачивался серым волком.
Значит, надо соотносить это со всеми доступными другими данными, с законами природы и здравым смыслом. Так обращаются не с фактами, а с теориями, гипотезами, реконструкциями.
Если кто-то полагает, что это преувеличение или попытка дискредитировать достоверность исторического знания, — пусть посмотрит хотя бы на споры современных историков о том, что в летописном рассказе о крещении князя Владимира в Корсуни можно считать изложением реальных событий, а что — литературно-назидательными добавлениями.
Или обратится к обстоятельствам гибели царевича Димитрия: имея два богато документированных изложения событий мая 1591 года в Угличе, историки до сих пор не могут сказать ничего определенного о том, как погиб царевич, поскольку обе версии («годуновская» и «антигодуновская») абсолютно неправдоподобны даже на самый доброжелательный взгляд.
Не следует думать, впрочем, что этот эффект присущ только исторической науке. Конечно, в разных науках его величина и формы могут быть очень разными.
В лингвистике, например, он почти незаметен (что и вызывает у многих настойчивое желание исключить ее из числа гуманитарных наук): индивидуальный носитель языка почти ничего не может сделать с ним сознательным усилием.
Некоторым людям удавалось ввести в язык новое, ранее не существовавшее слово, но никто еще не сумел по своему произволу наделить язык новым падежом или новой предложной конструкцией.
Поэтому лингвистика может обращаться с языком «через голову» второго субъекта, почти как с объектом естествознания (хотя если знать, что искать, то влияние «второго субъекта» можно различить и там). А вот психология обречена оставаться наукой гуманитарной, несмотря ни на мощный арсенал естественнонаучных методов и приборов, ни на устремления выдающихся психологов и целых научных школ. Ей никуда не уйти от второго субъекта, потому что он-то и есть, собственно, предмет ее изучения.
Заметим, что присутствие второго субъекта позволяет гуманитарным наукам изучать объекты, которых… просто нет. То есть не существует объективно — но они существуют в представлениях людей и в этом качестве вполне могут стать объектом изучения.
Одна из областей фольклористики, например, посвящена изучению представлений о разного рода сверхъестественных существах — леших, домовых, водяных, кикиморах и т. п.
Специалисты в этой области картируют зону распространения, скажем, уроса (вы слыхали о такой разновидности нечистой силы?) так же определенно, как зоологи — ареал снежного барса или индийского носорога.
А литературоведы могут и вовсе изучать заведомый вымысел, о фиктивной природе которого знают не только они, но и сам «второй субъект» — автор изучаемого произведения. И от этого литературоведение не перестает быть настоящей, полноценной наукой.
Несколько лет назад в Британии разразился скандал — стало известно, что в некоторых провинциальных университетах преподается гомеопатия. После резкого протеста научных и медицинских организаций часть этих заведений отказалась от одиозного предмета.
А другие… просто перенесли его из естественного цикла (где этот курс читался вместе с медицинскими дисциплинами) в гуманитарный. В самом деле, существуют гомеопатические эффекты или нет, сама эта специфическая область человеческой деятельности — со своей традицией, историей, правилами, теориями, институтами и т. д.
— безусловно существует, а значит, ее можно изучать. Гуманитарными методами.
Какое отношение имеет все это к поведению животных?
Самое прямое. Как уже говорилось во вступительной главе, та или иная последовательность действий животного только тогда может быть названа «поведением», когда она несет в себе некоторый смысл — причем именно для самого животного, то есть субъективный.
Иными словами, в науке о поведении, точно так же, как и в гуманитарных науках, всегда присутствует второй субъект — животное, поведение которого мы хотим изучить.Но при этом исследователь поведения животных лишен возможности применить к своему объекту методы гуманитарных наук.
Дело в том, что все эти методы так или иначе связаны с изучением знаков, посредством которых «второй субъект» делает свой внутренний мир хотя бы отчасти доступным для внешнего наблюдателя.
И бесспорно главным типом таких знаков, без которого не могут существовать почти все остальные, является слово, членораздельная речь — звучащая или зафиксированная той или иной системой письменности.
Именно в слове выражены и исторический документ, и народная сказка, и классическая поэма, и переживания испытуемого в психологическом опыте.
Как мы уже упоминали мельком, говоря о становлении научной психологии, все хитроумные приборы и методы оказываются информативными только тогда, когда их удается соотнести с субъективным миром — а доступ к нему возможен только через слово.
И даже рождение психоанализа, открывшего, что во внутреннем мире человека есть немало такого, о чем он сам и не ведает, в этом отношении ничего не изменило: оговорки, свободные ассоциации, изложение сновидений, рассказ под гипнозом — весь тот материал, который позволяет психоаналитику заглянуть в область неосознаваемого, воплощен опять-таки в слове.
Но у исследователя поведения животных таких возможностей нет. Его «второй субъект» принципиально нем и бессловесен.
И если те или иные его действия что-то означают (а без этого их нельзя считать поведением) — как узнать, что именно, не имея возможности прибегнуть к посредничеству слова? Следуя за зоопсихологией конца XIX — первой четверти XX века, мы уже не раз подходили к этой проблеме.
Вместе с Роменсом мы пытались судить о внутреннем мире животных по аналогии с тем, что стоит за сходным поведением человека, — и убедились, что так ничего не получится.Вместе с Уотсоном мы решились игнорировать этот внутренний мир, изучать закономерности поведения безотносительно к нему — и вынуждены были признать устами Толмена, что это тоже невозможно. Дилемма казалась принципиально неразрешимой, как апория Зенона о брадобрее или получение алкагеста — жидкости, растворяющей абсолютно все вещества.
Источник: https://knife.media/ethology-zhukov/
Разница между гуманитарной наукой и естественной наукой
Современные научные знания представлены несколькими крупнейшими категориями. Так, выделяют гуманитарные и естественные науки. В чем заключаются особенности тех и других?
статьи
Под гуманитарными принято понимать науки, возникшие в период эпохи Возрождения. Философы и мыслители того времени смогли восстановить античные знания о человеке — как о субъекте творчества и духовности, способном развиваться, достигать новых высот в культуре, праве, политической самоорганизации, техническом прогрессе.
Ключевой инструмент гуманитарных наук — интерпретация фактов. Это могут быть исторические события, социальные процессы, появление влиятельных литературных произведений. Интерпретацию фактов в гуманитарных науках во многих случаях довольно сложно осуществить с помощью математических методов — с применением формул, статистики, моделирования. Поэтому для ее осуществления используются:
- компаративные подходы (когда происходит сравнение одних фактов с другими);
- теоретические методы (когда в основе интерпретации — обоснованное предположение);
- логика (когда полученному результату интерпретации сложно найти разумную альтернативу).
Примеры современных гуманитарных наук: история, философия, религиоведение, психология, искусствоведение, педагогика. Гуманитарные науки следует отличать от общественных, которые изучают преимущественно социальные явления. Однако в рамках первых может использоваться инструментарий, свойственный в первую очередь для вторых.
Факты о естественных науках
Под естественными принято понимать науки, предмет изучения которых — природные явления во всем их разнообразии. Это могут быть физические или химические процессы, отражающие взаимодействие веществ, электромагнитных полей и элементарных частиц друг с другом на различных уровнях. Это может быть взаимодействие живых организмов в природе.
Ключевой инструмент естественных наук — выявление закономерностей в рамках указанных взаимодействий, составление их максимально подробного описания и приспособление, если это требуется, к практическому использованию.
Это предполагает задействование более точных методов — в частности, математических, инженерных. Применения компаративных и теоретических инструментов зачастую оказывается недостаточно — но они тоже могут использоваться и играть важную роль.
Весьма высокой полезностью характеризуются логические методы.
Следует отличать естественные науки от технических — таких как, например, механика и информатика. Вторые могут быть важнейшим источником инструментария для первых, но не рассматриваются в рамках одной категории с ними.
К естественным наукам не принято причислять математику, поскольку она относится к категории формальных наук — тех, которые предполагают работу с конкретными, стандартизованными величинами, единицами измерения.
Но, как и в случае с техническими дисциплинами, математический инструментарий играет важнейшую роль в естественных науках.
Сравнение
Главное отличие гуманитарной науки от естественной науки в том, что первая изучает преимущественно человека как самостоятельного субъекта, вторая — природные явления в широком их разнообразии.
Отличаются рассматриваемые категории наук и по инструментарию.
В первом случае основным методом считается интерпретация фактов, во втором — описание закономерностей, характеризующих ход различных процессов.
В обоих типах наук в одинаковой степени полезна логика. В гуманитарных дисциплинах она позволяет исследователю интерпретировать тот или иной факт наиболее разумным способом, в естественных — является одним из инструментов, что способны объяснить тот или иной процесс.
Иногда методы, свойственные в большей степени для гуманитарных наук — компаративный подход, разработка теорий, — применяются и в естественно-научных дисциплинах. Но математические и инженерные инструменты, часто используемые в естественных науках, редко применяются в гуманитарном знании.Определив, в чем разница между гуманитарной наукой и естественной наукой, отразим выводы в таблице.
Таблица
Гуманитарные науки | Естественные науки |
Что общего между ними? | |
В ряде случаев в обоих направлениях наук используется схожий инструментарий (например, в виде логики, компаративных, теоретических методов) | |
В чем разница между ними? | |
Предполагают главным образом интерпретацию фактов — в целях лучшего познания человека | Предполагают в основном описание и выявление закономерностей различных процессов в природе — в целях лучшего ее познания |
В меньшей степени требуют использования математических, инженерных методов | Во многом основываются на математических, инженерных методах |
Источник: https://TheDifference.ru/chem-otlichaetsya-gumanitarnaya-nauka-ot-estestvennoj-nauki/