Чем отличаются крымские татары от казанских?

Чем отличаются сибирские, астраханские, поволжские и крымские татары

Чем отличаются крымские татары от казанских?

Об истории

— у поволжских татар финские и булгарские корни. Ярко выраженных особенностей во внешности нет. Это наиболее европеизированная часть татар

— проживают на территории Республики Татарстан.

О языке

— татарский язык относится к тюркской группе алтайской языковой семьи

— выделяется три диалекта — западный, казанско-татарский и сибирско-татарский.

О кухне

— татарская кухня — одна из самых вкусных. Например, чак-чак — татарское национальное блюдо — стало любимым лакомством многих народов

— основные блюда — мясо-молочная и растительная пища, популярна конина. Готовят много выпечки, например, баурсаки

— из напитков популярны — чай, айран, ширбэт.

О культуре

— поволжских татар отличал высокий уровень мастерства обработки кожи, шитья золотом. Все еще развиты ткацкое, валяльно-войлочное, кузнечное и ювелирное ремесла

— представители этой нации с уважением относятся к религии и старшим

— самым значимым праздником народов считается Сабантуй. На праздник на городской площади устраивают спортивные соревнования, национальные игры, проводят скачки на лошадях.

Крымские татары

Об истории

— крымские татары считаются отдельным этносом. Культура сформировалась под влиянием Турции, а также местных крымских народов

— внешне они смуглые и темноволосые, отмечают монголоидные черты

— этнос образовался на территории Крыма.

О языке

— язык и традиции отличаются от других татар, в первую очередь интонацией и фонетикой

— многие слова и выражения татарского языка крымские татары не понимают

— язык относится к огузо-кыпчакской ветви тюркских языков. Свободно говорят на русском, украинском и крымско-татарском.

О кухне

— национальная кухня богата и разнообразна. Это связанно с тем, что на протяжении своей истории крымские татары соприкасались с культурой Греции, Турции, Украины, Кавказа, Средней Азии

— распространены сытные мясные блюда, в основном из баранины или говядины, популярны лагман, плов и сарма

— из традиционной выпечки стоит отметить кубете — сочный пирог с мясом, картофелем и луком

— традиционны восточные сладости, излюбленное лакомство — пахлава.

О культуре

— основные занятия крымских татар — табаководство, виноградарство, садоводство, животноводство. Татары славились как хорошие ремесленники

— отличаются ювелирным мастерством, украшения изготавливались из золота, серебра

— главный праздник Наврез — начало хозяйственного года и весны, проводится 22 марта.

Сибирские татары

Об истории

— сибирские татары выглядят более монголоидными, хотя тоже темноволосые и темноглазые

— занимали территорию Западной Сибири.

О языке

— сибирско-татарский диалект.

О кухне

— в еде предпочитают использовать мясные блюда из свинины, лосятины, птицы и молочные продукты — айран, сливки, масло, сыры.

О культуре

— на культуру и язык оказали сильное влияние древнесибирские и среднеазиатские корни. Поэтому многие названия и материальную культуру народ позаимствовал у них

— сибирские татары считаются более гостеприимными, чем русские сибиряки. Для татар характерна приверженность к семье

— от природы сибирские татары считаются хорошими торговцами

— в основном занимались скотоводством. С давних времен выращивают лошадей, различные виды рогатого скота, в редких случаях растят верблюдов

— из праздников выделяют восточный Новый год — Амаль, пришедший от тюрков, до сих пор празднуется во время весеннего равноденствия.

Астраханские татары

Об истории

— у астраханских татар сочетаются европеоидные черты поволжских татар и монголоидные от казахов и киргизов

— сформировалась общность татар на территории современной Астраханской области.

О языке

— на культуру и язык оказали влияние ногайские и кавказские корни

— в основном астраханские татары разговаривают на татарском языке, но многие владеют уникальным диалектом.

О кухне

— астраханские татары предпочитают не только традиционную татарскую кухню, но и астраханские блюда

— у них особые приемы приготовления, например, овощного варенья

— сильное влияние на кухню также оказали русские традиции, поэтому выделяется блюдо — пироги с разными начинками.

О культуре

— основу традиционного хозяйства составляли животноводство, бахчеводство и рыболовство

— астраханские татары — хорошие виноделы и садоводы. До сих пор на их территории выращивают арбузы и дыни, которые отправляются на продажу в другие регионы России

— среди праздников выделяют Ураза-байрам и Курбан-байрам

— новогодний праздник Навруз отмечали 10 марта по старому стилю, празднуя одновременно наступление весны.

Источник: https://weproject.media/articles/detail/chem-otlichayutsya-sibirskie-astrakhanskie-povolzhskie-i-krymskie-tatary/

Разница между крымскими и казанскими татарами

Чем отличаются крымские татары от казанских?

Этноним «татары» известен с глубокой древности; наиболее вероятная этимология – от китайского названия одного из племен хунну (кочевников к северу от Китая) – дада (или дадан).

Позже, когда тюрки вторглись в Европу, это слово было соотнесено с греческим названием подземного царства – «тартар». То есть несущие смерть и разрушение восточные кочевники в сознании европейцев ассоциировались с пришельцами из ада.

В позднем Средневековье этноним «татары» закрепился за большим количеством тюркских народов, которые впоследствии имели различную политическую и этническую историю.

статьи

Золотая Орда в максимальных границах включала, кроме Поволжья, Южную Украину, Крым, Северный Казахстан и даже часть Западной Сибири. На этой территории, помимо татар, проживало большое количество разных народов, которые участвовали в их этногенезе и, естественно, оказывали влияние на формирование национального стереотипа поведения.

В первой половине 15 века Золотая Орда распалась на несколько государств, в числе которых были Казанское и Крымское ханства. Казанское ханство в середине 16 века завоевал Иван Грозный, и поволжские татары оказались в орбите политики Русского государства.

А татары крымские, попав в вассальную зависимость от своих единоверцев-турок, сохраняли относительную самостоятельность вплоть до 80-х годов 18 века.

Отличие крымских татар от казанских татар в том, что в этногенезе этих народов участвовали различные этносы.

Современные поволжские (казанские) татары взяли от пришельцев с востока этноним, а генофонд – большей частью от волжских булгар (древнего тюркского народа, создавшего свое государство еще в 9 веке нашей эры или даже немного раньше – точных данных нет), а также от финно-угорских народов Поволжья (предков нынешних марийцев, удмуртов и мордвы) и славян. Из-за такого национального «коктейля» антропологический тип казанских татар вполне справедливо относят к европеоидному с небольшим количеством монголоидных черт. Достаточно вспомнить облик известного актера, поволжского татарина Марата Башарова. На стереотипного потомка батыевых воинов он не похож совершенно: светло-русые волосы, голубые глаза. Кого он только не играл в кино! Даже Александра Керенского. А вот из представителей восточных народов – никого, поскольку типаж у него абсолютно русский.

Крымские татары также относятся преимущественно к европеоидному типу, но в их этногенезе участвовали другие народы.

Крым уже много тысяч лет является «проходным двором» Восточной Европы, и его последовательно заселяли и колонизировали киммерийцы, скифы, эллины, сарматы, римляне, гунны, аланы, хазары, готы, славяне, печенеги, итальянцы.

Потомки этих народов, даже после того, как породившие их этносы сходили с исторической арены, оставались жить в Крыму, формируя крымский антропологический тип.

На момент завоевания Крыма Батыем там проживали потомки аланов и готов, еще не полностью утративших свою национальную идентичность, а также существовали колонии византийских греков и итальянских городов, прежде всего Генуи. Позже все это население, перемешавшись с татарами, было ими ассимилировано и внесло свой вклад в формирование крымско-татарского антропологического типа.

Лингвистические особенности

Племена кочевников, входившие в Золотую Орду, говорили на разных языках, хотя и являющихся веточками общетюркского лингвистического древа.

Позже, когда Крымское и Казанское ханства обособились, и особенно после завоеваний Ивана Грозного, связь между этими осколками Золотой Орды стала крайне затруднена, следовательно, различия начали усиливаться. Отсутствие более-менее значимой коммуникации носителей данных языков постепенно увеличивало разрыв.

Сейчас крымско-татарский язык и татарский (под которым понимают язык поволжских татар) обособились достаточно сильно, чтобы считать их не диалектами, а самостоятельными, хотя и близкородственными лингвистическими системами.

И татарский, и крымско-татарский языки имеют несколько диалектов. В татарском языке это:

  • западный (мишарский) – язык татарской этнографической группы «мишари»;
  • средний (казанский), ставший основой для татарского литературного языка;
  • восточный (сибирско-татарский).

В крымско-татарском:

  • южнобережный;
  • северный (или степной);
  • средний, ставший основой для литературного языка.

Если все диалекты татарского языка восходят к единому пращуру – языку кипчакскому (или куманскому, что одно и то же), то в Крыму не все так явно. Например, южнобережный диалект происходит, по мнению большинства лингвистов, от другой веточки тюркских языков – огузской.

Древние огузы кочевали в Приаралье, в отличие от кипчаков, которые известны в русских летописях как половцы, а в византийских источниках – как куманы. К тому же на него сильно повлияло соседство с прибрежными греческими и итальянскими городами – в нем много заимствований из этих языков.

Хотя сейчас различия между диалектами благодаря развитию литературного языка постепенно сглаживаются.

Что касается взаимного понимания поволжских и крымских татар, то тут столетия раздельного проживания оказали свое влияние. Различия между этими языками примерно такие же, как между русским и украинским, или, возможно, немного больше. Русский и украинский языки имеют много общего в главном – в грамматическом строе, и в значительной степени – в лексике.

Однако если украинец (особенно проживающий в сельской местности) станет говорить быстро, то русский вряд ли его поймет: большое количество сугубо малороссийских лексем (хотя и происходящих от тех же корней, что и русские) и непривычные интонации сильно затруднят восприятие устной речи.

Приблизительно такое же соотношение – между татарским и крымско-татарским языками.

Сравнительная таблица

В приведенной ниже таблице собрана воедино информация о том, в чем разница между крымскими татарами и казанскими татарами. Разумеется, ее можно сделать значительно более объемной, но различные лингвистические, религиозные и исторические нюансы обычному человеку вряд ли будут интересны, поэтому можно ограничиться общими сведениями.

Поволжские татарыКрымские татары
ЧисленностьБолее 5 млн 300 тысячОколо 484 тысяч
ВероисповеданиеИслам суннитского толка, часть (кряшены, нагайбаки и некоторые другие субэтносы) – православиеИслам суннитского толка
ЯзыкТюркская группа, кипчакская подгруппаТюркская группа, разные диалекты происходят от кипчакской и огузской подгрупп
ПроживаниеРеспублика Татарстан – около 2 млн, остальные – более или менее компактными группами в Российской Федерации, странах бывшего СССР, небольшие группы – вне СНГРеспублика Крым – около 230-270 тысяч по разным данным, остальные – в южных регионах Украины и России, а также в Румынии, Узбекистане и некоторых других странах

Источник: https://TheDifference.ru/chem-otlichayutsya-krymskie-tatary-ot-kazanskih-tatar/

Чем отличаются крымские татары от казанских? – Сайт о

Чем отличаются крымские татары от казанских?

Этноним «татары» известен с глубокой древности; наиболее вероятная этимология – от китайского названия одного из племен хунну (кочевников к северу от Китая) – дада (или дадан).

Позже, когда тюрки вторглись в Европу, это слово было соотнесено с греческим названием подземного царства – «тартар». То есть несущие смерть и разрушение восточные кочевники в сознании европейцев ассоциировались с пришельцами из ада.

В позднем Средневековье этноним «татары» закрепился за большим количеством тюркских народов, которые впоследствии имели различную политическую и этническую историю.

  • статьи

Золотая Орда в максимальных границах включала, кроме Поволжья, Южную Украину, Крым, Северный Казахстан и даже часть Западной Сибири. На этой территории, помимо татар, проживало большое количество разных народов, которые участвовали в их этногенезе и, естественно, оказывали влияние на формирование национального стереотипа поведения.

В первой половине 15 века Золотая Орда распалась на несколько государств, в числе которых были Казанское и Крымское ханства. Казанское ханство в середине 16 века завоевал Иван Грозный, и поволжские татары оказались в орбите политики Русского государства.

А татары крымские, попав в вассальную зависимость от своих единоверцев-турок, сохраняли относительную самостоятельность вплоть до 80-х годов 18 века.

Отличие крымских татар от казанских татар в том, что в этногенезе этих народов участвовали различные этносы.

Современные поволжские (казанские) татары взяли от пришельцев с востока этноним, а генофонд – большей частью от волжских булгар (древнего тюркского народа, создавшего свое государство еще в 9 веке нашей эры или даже немного раньше – точных данных нет), а также от финно-угорских народов Поволжья (предков нынешних марийцев, удмуртов и мордвы) и славян. Из-за такого национального «коктейля» антропологический тип казанских татар вполне справедливо относят к европеоидному с небольшим количеством монголоидных черт. Достаточно вспомнить облик известного актера, поволжского татарина Марата Башарова. На стереотипного потомка батыевых воинов он не похож совершенно: светло-русые волосы, голубые глаза. Кого он только не играл в кино! Даже Александра Керенского. А вот из представителей восточных народов – никого, поскольку типаж у него абсолютно русский.

Крымские татары также относятся преимущественно к европеоидному типу, но в их этногенезе участвовали другие народы.

Крым уже много тысяч лет является «проходным двором» Восточной Европы, и его последовательно заселяли и колонизировали киммерийцы, скифы, эллины, сарматы, римляне, гунны, аланы, хазары, готы, славяне, печенеги, итальянцы.

Потомки этих народов, даже после того, как породившие их этносы сходили с исторической арены, оставались жить в Крыму, формируя крымский антропологический тип.

На момент завоевания Крыма Батыем там проживали потомки аланов и готов, еще не полностью утративших свою национальную идентичность, а также существовали колонии византийских греков и итальянских городов, прежде всего Генуи. Позже все это население, перемешавшись с татарами, было ими ассимилировано и внесло свой вклад в формирование крымско-татарского антропологического типа.

Блоги / Рамиль Гарифуллин: Вылечат ли казанские татары крымских от психотравм СССР?

Курс валют предоставлен сайтом old.kurs.com.ru

В СМИ предсталена точка зрения, что раньше казанским татарам (всемирному конгрессу татар) Москва не давала возможности в должной мере развивать отношений с крымскими татарами.

Иными словами, если бы Москвой ранее были созданы условия для этого, то отношения казанских татар с крымскими были бы настолько развитыми, что крымская проблема решилась бы намного быстрее. По-видимому, это не так.

Необходимо признать, что так уж получилось, что этноним «татар» носят в России две нации, которые родственными никогда не являлись (сами крымские татары признаются, что им легче понять турков, туркменов, азербайджанцев, чем казанских татар).

Более того, в самом Татарстане учёные историки уже запутались, то они упорно доказывают, что являются булгарами, и, поэтому неправильно нас называть татарами, то, наоборот, доказывают, что являются потомками моногло-татарской Орды. В прошлом году, по приглашению руководства республики Азербайджан я участвовал на Всемирном Гуманитарном Бакиноском форуме и убедился, что азербайджанцев раньше оказывается тоже называли татарами.

Таким образом, можно предположить, что отношения между крымскими и казанскими татарами не получили должного своего развития (которого бы хотела Москва для разрешения крыского кризиса) в силу относительной далёкости этих наций друг от друга и пассивности самих крымских татар к казанским, в силу негативов исторического прошлого, а также ориентации крымских татар на татар Турции (4 млн. человек), которые родственны к крымским татарам (также как бакинские азербайджанцы родственны с иранскими азербайджанцами).

Публицистические материалы  о реальных достигнутых результатах поездки казанских татар к крымским нигде толком  не публиковались.

В татарстанских СМИ лишь выходили  нелепые и неинформативные интервью участников этой поездки (депутатов Госсовета Татарстана, которые поехали в Украину не по своей воле).

И вот,  наконец-то всё прояснилось, благодаря обстоятельному   интервью с главой меджлиса крымских татар Рефатом Чубаровым, который чётко обозначил далёкость  крымских и казанских татар друг от друга (в языке и др.

) Интервью было дано не татарстанским СМИ, что, в свою очередь    косвенно говорит об оценке казанских татар крымскими (далёкость этих народов друг от друга), которые судя по данному интервью, ощутили недоумение и удивление резкому и неестественному  походу казанских татар к крымским. 

   Мне трудно оценивать в чём истинные мотивы начавшихся взаимоотношений крымских и казанских татар, но то, что казанские татары проявили волю и поехали к крымским татарам за истинной оценкой о себе в Зеркале Татар Всего Мира ( в частности, крымских татар) — это уже заслуживает уважения.

Это последний поход казанских татар за тем,чтобы узнать кем они стали и кем на самом деле являются.

Это мужественный поход узнать правду о себе: как ты можешь влиять на других, на основе того, что ты представляешь в глазах других? Но если к этому зеркалу тебя отправили не по твоей воле, то зачем смотреться в это зеркало, если сам знаешь кто ты есть на самом деле?…

Видимо межнациональные культурные отношения здесь будут вторичными и на первый план выйдут финансовые стимуляции (Поездка президента Татарстана к новому руководству Крыма). Но я  считаю, что если отношения между родственниками теряют психологический формат и переходят только финансовые, то это проблема. 

Следовательно, мотивы переговоров, которые в настоящее время идут между крымскими и казанскими татарами, ничего общего не имеют с родственностью этих народов, а связаны лишь с одинаковостью их этнонимов «татар» и не более.

Поэтому, с таким же успехом, с крымскими татарами могли бы вести диалоги по разрешению крымского конфликта и другие тюркские республики, населяющие Россию. Есть вероятность, что эти мотивы связаны с тем, что Татарстан уже имел опыт своей автономии в рамках России и теперь желает соблазнить на это крымских татар.

Но насколько рад современный Татарстан настоящему своему положению в плане своей автономи и суверенизации — этот вопрос? Поэтому существуют ли основания, чтобы соблазнять Татарстану крымских татар на нечто, что сами не получили? Или Татарстан здесь ведёт непонятную игру со скрытыми мотивами? Вряд ли. Он просто подчиняется Москве и правильно делает.

Источник: https://sosh16zernograd.ru/eda-i-napitki/chem-otlichayutsya-krymskie-tatary-ot-kazanskih.html

Знай своего соседа: особенности характера крымских татар

Чем отличаются крымские татары от казанских?

Эльмара Мустафа, крымскотатарская блогер и писательница

Говорят, человек, вооруженный знанием — непобедим. Мы, живя в современном обществе, должны понимать, кто наши соседи, и уважать друг друга. Сложилось так, что крымским татарам менталитет славян знаком лучше.

Скорее всего, вы чаще встретите крымского татарина в славянском обществе, чем наоборот. А если все-таки будете в меньшинстве, предлагаю ознакомиться с нехитрыми советами, которые помогут избежать недоразумений.

Особенности характера

Думаю, общаясь с крымскими татарами вы не раз слышали: “Мои предки — ногъаи”, “Я по происхождению — тат, а моя супруга — ялыбойлю” или “Мой отец — керченский ногъай, а мать — ускутка”. Это названия субэтнических групп крымских татар. Всего их три: ногъаи — степняки, таты — горцы и ялыбойлю — южнобережные.

Ногъаи — выходцы из степи, проживали в северной части Крыма. Они — прямые потомки кыпчаков, половцев и ногъайцев (отсюда и название “ногъаи”). Степняки — европеоиды с элементами монголоидности. Обычно небольшого роста с узкими глазами.

Считается, что ногъаи из числа мужчин очень рассудительны, отличаются спокойным нравом. А вот женщины — темпераментны и частенько управляют своими мужьями.

Турецкий путешественник XVII века Эвлия Челеби в своих заметках писал: “Татары степного Крыма не знают наговоров, клеветы, недоверия, ненависти, высокомерия или зависти, они не склонны кого-либо предавать бесчестию, настраивать одних против других… Слыша, что должен прийти сплетник или клеветник, люди эти убегают от него. Враждебность свою и ненависть показывают только тогда, когда идут с войной на другие народы или когда на них нападают и грабят…”

© РИА Новости Крым. Владислав Сергиенко

Празднование Хыдырлеза в Бахчисарае. 5 мая 2018

“Ялыбойлю” с крымскотатарского переводится как “живущие вдоль берега”, то есть уроженцы Южного берега Крыма. В этногенезе этой субэтнической группы основную роль сыграли греки, готы, турки, черкесы, у жителей восточной части Южного берега есть кровь итальянцев (генуэзцев). Внешне ялыбойлю похожи на греков и итальянцев.

Но среди них часто встречаются голубоглазые и светлокожие блондины. Южнобережные крымские татары отличаются своей предприимчивостью и деловой хваткой.

“Они высокого роста и крепкого телосложения; цвет лица у них смуглый, но не желтый, как у ногайцев; лицо продолговатое и приятное; нос прямой, нередко греческий или римский; волосы и глаза черные”, — так охарактеризовал русский путешественник и этнограф Густав Радде южнобережцев. 

Таты (только не путайте их с одноименным кавказским народом) — горные крымские татары, жили в горах и предгорьях полуострова. В формировании этого субэтноса приняли участие почти все народы и племена, когда-либо жившие в Крыму с древних времен.

А это — тавры, скифы, готы, сарматы, аланы, греки, булгары, печенеги, черкесы, хазары и западные кыпчаки. Внешне таты похожи на жителей Центральной и Восточной Европы.

Густав Радде писал: “…они высокого роста и хорошо сложены, цвeт лица у них более светлый, приближающийся к цвету кавказского племени, глаза большие и темные, волосы и борода густые и черные”.

Считается, что бахчисарайские таты — интеллигентные, остальные — упрямые и вспыльчивые.

А вот о происхождения слова “таты” историками до сих пор ведутся споры. По одной из версий, так в период Крымского ханства называли христиан, перешедших в мусульманскую веру.

Стоит отметить, что народный юмор коснулся и ногъайцев, и татов, и ялыбойлю. В этих шутках и анекдотах ярко выражены особенности характера каждого из них.

Например: “Идеальная крымскотатарская футбольная команда: нападающие — ногъаи — они маленькие и быстро бегают; полузащитники — ялыбойские — они любому мозги запудрят, что не знаешь куда бежать; защитники — таты — им пока не заплатишь, никого не пропустят; а вратарь — тайфа (цыгане) — даже если забьют — не докажешь”.

Каждая субэтническая группа также имеет свои языковые и фольклорные особенности.  В старину имел место обычай жениться только на представительнице своей группы. Так пытались сохранить исконность своего происхождения. Стоит отметить, что депортация ослабила этот устой, но не стерла.

В настоящее время среди крымских татар становится все больше семей, смешанных по происхождению. Но несмотря на это, доминирование того или иного компонента чувствуется в каждом.

И до сих пор существует своего рода симпатия к “своим”, которая выражается во всех сферах деятельности или в общении.

Пару слов на заметку

Как правильно общаться с крымскими татарами? Прежде всего вы должны понимать, что они европейский народ с наличием азиатских хитростей. Национальный характер включает в себя рационализм европейцев и восточное почтение к традициям. Уважение, трепетное отношение к людям преклонного возраста и маленьким детям у крымских татар стоит на первом месте.

Даже если разница в возрасте небольшая, к старшим принято обращаться на “вы”. К пожилым мужчинам обращаются как “къартбаба” — дедушка, а к пожилым женщинам – “къартана”, “бита” – бабушка. Общаясь с более молодыми, к мужскому имени следует добавить слово “эфенди”, что переводится как “сударь”, а к женскому – “ханум”, то бишь “сударыня”.

Также к мужскому имени часто добавляют “агъа” — брат, что являет собой уважение к собеседнику.

Предлагаю небольшой словарик, который позволит вам выучить несколько главных слов и поможет в общении.

Здравствуйте! – Селям алейкум!

Здравствуйте! (ответное) — Алейкум селям!

Здравствуй! Привет! – Селям! Мераба!

Доброе утро! — Сабанъыз хайыр!

Добрый день! — Селям алейкум!

Добрый вечер! — Акъшам шерфинъиз хайырлы олсун!

Добро пожаловать! – Хош кельдинъиз!

Давайте знакомиться — Келинъиз, таныш олайыкъ

Познакомьтесь с… — … иле таныш олунъыз

Дорогие друзья! – Къыйметли (азиз) достлар!

Уважаемые гости! – Къыйметли (урьметли) мусафирлер!

Простите, пожалуйста… — Багъышланъыз (афу этинъиз)!

Как дела? – Ишлер насыл?

Пожалуйста (возьмите) – Буюрынъыз

Пожалуйста (дайте) – Замет олмаса

Извините – Багъышланъыз

Спасибо! – Сагъ олунъыз!

До свидания! – Сагълыкънен къалынъыз!

Спокойной ночи! — Гедженъиз хайыр!

Спокойной ночи! (ответное) — Хайыргъа къаршы!

В гостях

Крымскотатарский характер, кроме уважения к старшим, сопровождают такие качества, как гостеприимство и чистота в доме. 

Как правило, крымские татары оказывают гостеприимство, и не только единоверцам, но всякому, кто пожелает прийти к ним в дом. Стоит помнить, что в комнату можно войти только после того, как пригласили, и если хозяин дома. А если тот отсутствует, необходимо дождаться его возвращения.

Гость приветствует хозяина дома со словами “Селям алейкум!” (“Здравствуйте! Мир вашему дому!”) Хозяин в ответ: “Алейкум селям!” (“И вашему дому мир! Проходите, пожалуйста!”) При входе положено снимать обувь на пороге.

Это свидетельствует о трепетном отношении к  чистоте, в том числе чистоте ковров, которыми застелен весь дом.

Старшим гостям или хозяевам целуют руки. Приходить в гости с пустыми руками считается неправильно. Принести с собой сладости для детей, если таковые в доме имеются, в самый раз. Людям преклонного возраста будет приятно получить в подарок кофе.

Спиртное в качестве гостинца приносить не принято, поскольку пить алкогольные напитки по исламу запрещено и считается грехом. Неторопливые беседы о жизни и делах проходят за чашкой ароматного кофе. Любой разговор начинается с вопросов о здоровье и благополучии близких.

Далее обсуждаются текущие дела, сопровождающиеся словами “къысмет олса” (“если будет сопутствовать удача”) или “Аллах берсе” (“если Бог даст”).

© РИА Новости Крым. Александр Полегенько

Празднование Курбан-байрама в Евпатории. 21.08.2018 г.

Члены крымскотатарского семейства с дружелюбием поделят с гостем трапезу. И не важно — беден или богат стол, они всегда пригласят вас принять в ней участие.

А вот если вы придете на любое крымскотатарское торжество, к примеру, на свадьбу вместе с супругой, лучше не сидеть весь вечер рядом. Традиционно, пары должны разделиться, т.е. мужчины – к мужчинам, а женщины – к женщинам.

Также не принято приглашать чужую жену на танец. Тоже самое касается и знаков внимания, которые предусматривают прикосновения.

Прощаясь, гости говорят: “Сагълыкънен къалынъыз, бизге де келинъиз!” (“До свидания, приходите и к нам в гости!”) Гостей принято провожать до ворот. Хозяева желают им благополучного возвращения домой словами: “Сагълыкънен барынъыз, даа да келинъиз!”

Кстати, бытует мнение, что крымские татары очень долго прощаются. Этот факт тоже нашел свое место в современных шутках: “Знаете чем отличаются англичанин и крымский татарин? Англичане уходят и не прощаются! А крымские татары прощаются и не уходят!”

Вместо эпилога

Ситуации, когда крымские татары говорят быстро и громко, тоже объяснимы. Вам может показаться, что они настроены агрессивно или ругаются. На самом деле, как мы уже выяснили, будучи потомками испанцев, греков и итальянцев, они просто унаследовали особенность их речи.

А вот небезразличие к беде окружающих — очень важная черта народа. Крымские татары никогда не оставят вас в трудную минуту и всегда придут на помощь.

© РИА Новости Крым. Александр Полегенько

Крымско-татарский праздник Хыдырлез в Крыму

В большинстве своем крымские татары – это добродушные, миролюбивые и спокойные люди. Они всегда открыты для дружбы и общения. Подружиться с ними где-нибудь в общественном месте очень легко, ведь у них отсутствуют недоверчивость и подозрительность.

Крымские татары могут обидеться, если вы назовете их просто “татары”. Отсутствие прилагательного “крымские” является грубой ошибкой и говорит о незнании происхождения, истории народа.

Напоследок хочу отметить, что в каждом народе есть свои “не очень хорошие люди”. Но это никак не должно отражаться на мнении о народе в целом. И только взаимоуважение, победившее неправильные предубеждения, понимание и сочувствие, любовь к друг другу делает нас людьми. 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Источник: https://crimea.ria.ru/authors/20180922/1115264210.html

Крымские татары — жизнь прекрасного народа

Чем отличаются крымские татары от казанских?

Крымские татары сформировались как тюркский народ с исламской религией и в настоящий момент в основном проживают на полуострове Крым. Формирование народа длилось несколько веков. По разным оценкам, в общей сложности становление заняло от 10 до 12 веков. Крымских татар отличает уникальная и самобытная культура, приверженность традициям и особый семейный уклад.

Название

Феномен происхождения названия «крымские татары» связан с широкой распространенностью этнонима. Так как народ считается тюркским, то, по устоявшейся традиции, его относили к татарам, как и почти всех тюрков во времена Российской империи. Крымские татары определяют себя как «крымцы» («крымтатары»), хотя иногда пользуются устоявшимся этнонимом.

История

Специалисты предполагают, что история крымских татар началась с 1233 года, когда на территорию полуострова пришли золотоордынцы. Споры о том, насколько современные потомки близки к своим далеким предкам, продолжаются до сих пор.

В 1944 году народ пережил депортацию. Примерно 240 тысяч человек были массово высланы из Крыма. Основной причиной было обвинение в измене СССР и сотрудничество с фашисткой Германией. Из-за депортации погибли тысячи людей.

Ее пагубные последствия сказываются даже на жизни современных крымских татар.

Религия

Главной религией народа признан ислам. Одним из первых эту религию нес в массы Малик Аштер. Считается, что миссионер был близок самому пророку Мухаммеду.

Исламская доктрина оказала большое влияние не только на жизнь, но и военное дело крымских татар. Даже во время походов воины следовали ритуалам, молились и соблюдали предписания Корана.

Первой религиозной постройкой (1262 год) является мечеть в Солхате, который теперь называют Старым Крымом.

Традиции

Главной традицией у крымских татар является ритуал гостеприимства. Если гость является желанным, то ему обязательно преподнесут чай. О намерении вести долгую беседу свидетельствует малая порция.

Чем больше чая гостю наливают, тем меньше с ним хотят разговаривать. Поэтому, если чай налили до краев, значит беседа должна быть короткой. После трапезы старший в доме читает молитву.

Только после нее можно вставать из-за стола.

У крымских татар был обряд «хна геджеси» — ночь хны, когда невесте красили волосы, красили части тела. Это имело и гигиеническую основу, потому что хна обеззараживала руки, ноги, ногти, где могла бы быть какая-то зараза.
Хной рисовали важные знаки.

Например, знак, который можно увидеть на килимах, — ромб с точкой внутри, рисовали невесте на правой руке. На левой руке рисовали круг — это тоже женский знак, означающий плод, точка внутри — это семя. Сейчас есть мода на мехенди, которая пришла из Индии, из Европы.

Но многие крымские татары против нее, ведь у них есть богатая орнаментальная палитра, поэтому к чужим традициям зрелое поколение относится скептически.

Свадьба

Свадебный обряд имеет важное значение в жизни крымского татарина. Подготовка к такому мероприятию проводится особо тщательно. На нем должно присутствовать как можно больше родственников. Даже на роль официантов отбирают мужчин, близких к семье жениха и невесты.

Привычного в понимании россиянина или украинца тамады на торжестве нет. Его заменяет руководитель — агьас. Согласно обряду, жених и невеста должны приехать в дом вечером. Их обязательно сопровождают друзья и родственники.

Сначала пара проходит в комнату, где их угощают сладостями, затем им надлежит отдохнуть. Руководитель согласовывает свадьбу с отцом девушки. На свадьбе гости выходят по очереди, каждый преподносит подарок. Если свадебный обряд должен проводиться на стороне жениха, то за невестой едут его родственники.

На свадьбу опаздывать ни в коем случае нельзя, поэтому время подгадывают заранее. Приданое семье невесты привозят за несколько дней до начала церемонии и держат в отдельной комнате. Со стороны семьи невесты младший сын обязан доставить Коран жениху, пока девушка получает благословение от родителей.

Невесте дарят пояс-кушак, а к автомобилю, на котором она поедет к будущему мужу, привязывают длинную белую нить.

Когда невеста прибывает к дому жениха, младший сын из ее семьи (или мальчик из семьи друзей) преподносит Коран матери жениха. Та в свою очередь должна дать поощрение. Невесту сопровождает маленькая процессия, посыпающая ее платье монетами, конфетами и зерном.

Праздники

Крымские татары отмечают несколько праздников, в том числе Новый год. Так называемый Йыл Геджеси отмечают 22 декабря. Считается, что именно этот день является началом зимы. На праздник готовят пирог с мясом и рисом. В центр помещают некрашеное яйцо. Вместе с пирогом подают халву.Яйцо нужно немного смазать сажей, оставшейся в казане.

Как только на улице стемнеет, мальчишки выворачивают шубы наизнанку, накидывают их и бегают по дому. Довольно забавно выглядят их просьбы угостить сладостями. Мальчишки кричат, что если их угостят, то у дарующего обязательно родится мальчик, а если он откажет, то «плешивая дочь». Девушки на Новый год устраивают колядование, а юноши дарят понравившимся девушкам маленькие угольки.

Взяв уголек, девушка соглашается на сватовство.

Одним из древнейших праздников является Наврез. Праздник отмечают в честь начала хозяйственного года.

К его наступлению нужно прибраться в доме, подготовиться к пахоте, сделать маски, сварить и покрасить яиц. Хозяйки выпекают печенье в виде рогов барашков, а дети прыгают через костер.

Детвора наряжается в костюмы коз, стучится в окна и поздравляет с Наврезом. Хозяева домов должны одаривать детей сладостями

Внешность

Этнографы, посетившие поселения крымских татар в 19 веке, отмечали, что лица людей имеют «хороший» цвет, правильные нос и рот. Брови и ресницы черные, при этом отсутствует скуластость и «широкость».

Жители степей имели невысокий рост, отличались сутулостью, узкими глазами, небольшим носом, редкой бородой и черными как смоль волосами. Обитатели гор, в противоположность степным, были высокими, крепкими и стройными.

Лица их были продолговаты, а волосы густые.

Одежда

Орнаменты вышивки, ткачества у крымских татар удивительные, и их очень много. Восточный мотив в одежде народа всегда был главным. Люди из высших сословий носили наряды из бархата, украшенные драгоценными камнями и серебром.

Золото татары считают плохим металлом, якобы в нем может жить шайтан, способный погубить человека. Однако солнечный блеск всегда в почете, поэтому элементы могли покрывать позолотой.Крымские татары уделяют цветам большое внимание.

Белый считается цветом счастья, а черный символизирует траур. Золотистый и желтый означают богатство, процветание, чистоту духа и тела. С ними традиционно связывают солнце.

Красный цвет дает защиту, а розовый обычно использовался для пошива женской одежды, и носили ее незамужние девушки. Замужним же нужно носить одежду зеленого или синего цветов.

Тюбетейка — популярный мужской головной убор. Но сейчас на улице его редко увидишь. Шапочка давно уже перешла в разряд сувенирной продукции. Бархатную тюбетейку, богато расшитую бисером или канителью, найти совсем нетрудно. Своим брендом татары гордятся и продают на праздничных ярмарках.

В старину шерстяные нити окрашивали отварами корней, листьев или цветов растений, произрастающих в Крыму.

Праздничные наряды крымских татар вышивали и выкладывали орнамент золотыми и серебряными нитями (сырма, сом сырма).
В дни траура в доме умершего носили темную одежду (къаралар киелер). Однако в некоторых районах Крыма траурным считали белый цвет.

Еда

Кухня крымских татар уникальна, поскольку включает традиции украинской, греческой, турецкой, русской, итальянской и российской кухонь. Южане предпочитают овощные блюда, рыбу, фрукты. Степные жители употребляют молочные продукты, много мяса. Культура питания крымских татар начала формироваться еще в древние времена.

Людям было необходимо есть сытную пищу, чтобы выживать в горах. Благодаря этому родилось множество рецептов для заготовки мяса: копчение, сушка, засаливание.
Особое место занимают и мучные изделия. Для их изготовления используют дрожжевое тесто. Хлеб воспринимается крымскими татарами как священный продукт.

Сладкая выпечка обожаема детьми и взрослыми. Одна из примечательных особенностей сладостей у местного населения — мясная начинка (например, мясо используется для приготовления катламы). Популярными блюдами остаются чебуреки, различные пловы, пироги. Помимо баранины, крымские татары используют индейку, конину.

Из напитков употребляют кофе, бузу, кобылье молоко и айран.

Жилище

Крымские татары живут в традиционных постройках, которые делятся на 4 типа:

  • бахчисарайские дома;
  • деревенские бахчисарайские дома;
  • степные дома Симферополя;
  • южнобережные дома.

Для бахчисарайского дома характерно корпусное деление. Несколько корпусов образуют единый дом, причем корпуса могут быть соединены калитками. Возле таких домов принято создавать сады для выращивания винограда и фруктовых деревьев. Домики строятся из натурального камня, имеют прямоугольную форму. В качестве цемента используется глина.

Деревенские дома строят из дубовых досок, реже из сруба. Фундамент возводят из камня, свод крыши представляет собой обтесанные брусья. Дома, расположенные в степных районах Симферополя, характеризуются наличием пустых дворов, огороженных маленькими заборами. Крыши в таких домах двухскатная, а основным строительным материалом служит кирпич.

Другая особенность — наличие хлева.

Южнобережные дома схожи с кавказскими, имеют такое же расположение комнат, строятся крестовидно, будто один на другом.

Характер

  1. Крымские татары очень спокойные люди и равнодушные к суете. Одновременно они могут часами неустанно вести беседы и проявлять любопытство к каждой мелочи. В работе проявляют усердие, сосредотачиваются на деле, не желая отвлекаться на мелочи.
  2. Всем татарам свойственно делать важный вид, особенно в общественных местах.

    При этом они остаются довольно скромны.

  3. В отношении жилья люди очень трепетны. Стараются сохранять чистоту и беречь каждую вещь.
  4. Большое влияние на характер и жизненный уклад оказывает Коран, требуя соблюдения важных правил.
  5. К великодушию крымский татарин отнесется соответственно.

    Здешний народ считает, что ко всякому, чей хлеб ты ел, нужно относиться с особым почтением.

  6. Людей, которые кажутся странными, крымские татары стремятся избегать.

Последние десятки лет негативно сказались на жизни населения, которое пережило массовую депортацию.

Многие озабочены сохранением и восстановлением культуры народа, но тем не менее проявляют живой интерес к приезжим, стремясь узнать как можно больше о культуре гостя.

В видеоролике демонстрируется неповторимый по красоте национальный танец Хайтарма.

Источник: https://travelask.ru/articles/krymskie-tatary-zhizn-prekrasnogo-naroda

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.