Чем отличаются союзы от союзных слов

Подчинительные союзы – виды и роль в предложении

Чем отличаются союзы от союзных слов

13.11.2019 Автор поста: Алексеева Анна Игоревна

Подчинительные союзы фактически являются связной частью нескольких простых предложений в одном сложноподчиненном (СПП). Именно благодаря союзам подчинения главная и зависимая части СПП активно взаимодействуют друг с другом.

К придаточному предложению от главного всегда можно задать один из вопросов: «Когда?» «Почему?» «Для чего?» «В каком случае?» «При каких обстоятельствах?» и другие.

Пример:

  1. Ольга не хотела идти домой, (По какой причине?) потому что там ее ждал серьезный разговор с отцом.
  2. Алина Владимировна пришла в школу пораньше, (Зачем?) чтобы навести порядок в классе и подготовить материал для контрольной работы.

Подчинительный союз, как и любой другой, считается служебной (несамостоятельными) частью речи и не бывает членом предложения. Его нельзя склонять или спрягать.

В предложении подчинительный союз можно заменить на подобный ему или совсем убрать.

Статья о сочинительных союзах в предложении.

Смысл при этом не изменится: Когда придут Вася с Никитой, нужно предложить им выпить чаю. – Как придут Вася с Никитой, нужно предложить им выпить чаю. – Придут Вася с Никитой, нужно предложить им выпить чаю.

Подчинительные союзы: виды, значения, примеры

По количеству слов в их составе, подчинительные союзы могут быть:

  • простыми (односоставными). Состоят из одного слова: что, поскольку, лишь, ибо, ли, если, когда;
  • составными. Состоят из 2 и более слов: оттого что, затем чтобы, если бы, невзирая на то что, будто бы.

Составные могут находиться либо в одной части сложноподчиненной конструкции (Она не ходила в лес, потому что боялась змей), либо в разных – тогда их разделяют запятой (Невзирая на то, что Владимир никогда не держал у себя животных, он пожалел котенка и взял его домой).

В зависимости от типа смысловых отношений в предложении подчинительные союзы делятся на 8 групп: причины, времени, цели, следствия, сравнения, условия, уступки, изъяснения.

Причинные союзы

Представители этого класса поддерживают причинно-следственные связи между компонентами сложного предложения. В сложноподчиненных предложениях с союзами причины от главной к придаточной части можно задать вопросы «Почему?», «Из-за чего?» «По какой причине?».

Примеры причинных союзов:

  • потому что (Лимон очень полезен, потому что содержит много витамина С);
  • поскольку (Поскольку денег у Важенина уже не осталось, он не смог пойти в кино с одноклассниками);
  • вследствие того что, из-за того что, затем что (Вследствие того, что Сережа за последнюю неделю получил много плохих мама отказалась вести его в цирк на выходных);
  • ибо (Ира и Катя так и не смогли попасть на балет, ибо билетов к вечеру уже не осталось);

Временные союзы

Отвечают за временные отношения, предполагают постановку к зависимой части предложения вопроса «Когда?». Временная группа включает союзы:

  • когда (Когда Майя пришла домой, она тут же села писать письмо деду);
  • лишь, лишь только (Лишь только Вадик услышал выстрелы, он тут же побежал в село предупредить родных);
  • как, как только (Как приедем домой, сразу ляжем спать).
  • в то время как, после того как, до того как (Александр спокойно ужинал и размышлял о завтрашней конференции, в то время как остальные веселились на дискотеке).

А также: чуть только (лишь), пока (не), едва (только), покуда и другие.

Цели

Целевые союзы устанавливают между частями предложения отношения цели. Поэтому к придаточной части в сложноподчиненных конструкциях с их участием обычно задают вопросы «Для чего?» или «Зачем?». Примеры целевых союзов:

  • чтобы (Мальчик пришел на площадку, чтобы поиграть в футбол);
  • дабы (Дабы не выбыть из турнира, Алексеев стал играть аккуратнее);
  • для того чтобы, затем чтобы, с тем чтобы (Алиса выпила напиток из бутылки для того, чтобы увеличить свой рост).

Следствия

Эта группа представлена одним союзом «так что», который имеет значение, обратное причинному «так как», и поддерживает отношения составных частей сложноподчиненного предложения типа «следствие – причина». Придаточная часть конструкции с «так что» отвечает на вопрос «К чему это приводит?», «Что следует из этого?».

Примеры:

Я не смогу пойти сегодня с тобой, (Что из этого следует?) так что можешь пригласить в кино кого-нибудь другого. – Можешь пригласить в кино кого-нибудь другого, (Почему?) так как я не смогу пойти сегодня с тобой.

Как пишется глагол «прийти» или «придти»

Гости не придут, (Что из этого следует?) так что можно убирать стол. – Можно убирать стол, (почему?) потому что гости не придут.

Условия

Устанавливают в предложении условные отношения между главной и зависимой его частями. Вопросы к придаточной части: «При каком условии?», «В каком случае?». К этой категории относятся союзы:

  • если бы (б), если, ежели (Если бы у Ивана Иваныча была собака, он не скучал бы так в своей одинокой холостяцкой квартире);
  • коли, коль скоро (Коли ты не хочешь выходить за меня замуж, больше меня никогда не увидишь!);
  • когда бы (Когда б ты знала мою печаль, не упрекнула бы меня сегодня за столом);
  • раз, ли (Раз человек так поступает, не стоит от него ждать ничего хорошего).

Сравнения

Использование в СПП союзов этого типа предполагает сравнение главной части с придаточной, к которой задаются вопросы «Как?», «На что это похоже?». В главной компоненте конструкции могут присутствовать наречия «так», «настолько» (Игорь так странно себя вел, словно у него что-то случилось).

Примеры сравнительных союзов:

  • будто, будто бы, как будто (Николай так быстро и качественно выполнял сегодня все задания начальника, будто за исправное выполнение ему пообещали премию);
  • словно, точно, ровно (Вдалеке они услышали непонятные звуки, словно кто-то кричал);
  • подобно тому как, что (Пара танцевала очень красиво, подобно тому, как это всегда делают профессионалы);
  • чем, нежели (Дорога оказалась значительно длиннее, чем предполагал наш друг).

Уступительные союзы

В уступительных сложноподчиненных конструкциях автор делает послабление определенной степени (высшей или умеренной) в сторону чего-либо. Основные вопросы: «Несмотря на что?», «Вопреки чему?». Основные подчинительные союзы уступительного типа:

  • несмотря на то что, невзирая на то что (Несмотря на то, что молодой человек не видел смысла ехать дальше, он по инерции продолжал вести автомобиль.);
  • хотя (бы), хоть (бы) (Ирина не хотела играть в театре, хотя способности к актерской игре у нее были феноменальные).

В этой союзной категории можно выделить отдельные группы, отличающиеся от основного значения с четким вопросом «Несмотря на что?» (хотя, хотя бы, несмотря на то что, невзирая на то что) большей сглаженностью уступительного направления:

  • в то время как, тогда как, между тем как – показывают необычность, странность одновременного существования высказываний, содержащихся в главной и придаточной частях. Примеры:
  1. Это жизнь: в то время как одни радуются предстоящим праздникам, другие горюют о потере близких людей.
  2. Сергею легко давалась математика, тогда как Алексей должен был сидеть над ней часами, чтобы получить хорошую оценку;
  • хотя бы, хоть бы, пусть, пускай – обозначают крайнюю степень упорства, настойчивости. Примеры:
  1. Пускай не буду с Катериной – разок еще да взгляну на нее.
  2. Хоть бы и нет шансов найти здесь нужные материалы, Лёля все равно верила в положительный исход операции;
  • лишь бы, добро бы, пускай бы, ладно бы, только бы – используются в конспекте «принесения жертвы со стороны действующего лица». Примеры:
  1. Пусть занимается своим делом – лишь бы был доволен.
  2. Елена Сергеевна была на все согласна – только бы дети вернулись;
  • только, правда – применяются в значении «оговорки». Примеры:
  1. Сын Анисьи – хороший мальчик, правда нрав у него вздорный.
  2. Славный малый этот Виктор, только решимости ему иногда не хватает.

Изъяснительные союзы

Назначение этого класса – раскрывать, пояснять главную часть СПП с помощью вопроса (говорит, кажется, пишет, знает) «Что?». К нему относятся союзы:

  • что (Кирилла почему-то не удивило (Что?), что взрослые не взяли его с собой);
  • как (Я впервые увидела, (Что?) как хорошо у него получается общаться с животными);
  • будто (Мне показалось (Что?), будто моя мама в этот момент была рядом);
  • чтобы (Мама Олега сказала его одноклассникам, (Что?) чтобы они к нему больше не приставали).

Особенность изъяснительных конструкций в том, что их придаточное звено представлено в виде сентенциальной актанты, которую можно целиком обозначить в виде подлежащего или дополнения. Придаточное звено остальных видов сложноподчиненных предложений обычно является обстоятельством.

Как отличить союзы от союзных слов

Нередко подчинительные союзы путают с союзными словами. Особенно часто это случается с омонимичными (схожими по написанию) словами (что, когда, как, чем). Имеется ли разница между соединительными элементами в этих двух предложениях:

  1. Няня ушла домой сразу, как пришли родители Саши.
  2. Няня сразу поняла, как лучше поступить.

Да, в первом случае «как» – это союз, а во втором – союзное слово. В чем же между ними разница и как различать эти понятия?

Особенности использования союзного слова:

  • помимо выполнения функции связующего звена частей сложноподчиненного предложения, оно считается полноценным членом предложения (Мама спросила меня , когда бы я хотела поехать на море.);
  • обозначается логическим ударением (Сергей все думал, ЧЕМ бы порадовать бабушку);
  • его нельзя убрать (Даже адвокат не понимал, что делать дальше – Даже адвокат не понимал, делать дальше).

Союзное слово может быть относительным местоимением или наречием. Союзные слова-наречия не изменяются, в предложении выступают обстоятельством, бывают следующих видов:

  • места – где, куда, откуда (Никто в деревне не знал, где живет этот дикарь);
  • цели – зачем (Илья не смог объяснить родителям, зачем тренер хотел узнать место их работы);
  • времени – когда (Скажи точно, когда лучше прийти);
  • образа, способа действия – как (Петрович не знал, как будет жить дальше – в общем-то, жизнь его больше не интересовала);
  • причины и следствия – почему, отчего (Илья подошел поближе и обнял Карину, отчего на душе ее сразу стало теплее и улыбка скользнула по ее лицу).

Союзные слова, представленные относительными местоимениями, могут изменяться по числам, родам и падежам. В предложении выступают в роли подлежащего или второстепенного члена. Примеры:

  • какой (Ты не помнишь, какое сегодня число?);
  • кто (Сейчас мы определим, кто сегодня дежурный в классе);
  • что (Анна посмотрела по сторонам, не понимая, что могло ее разбудить);
  • который (Девочка не видела номер автобуса, который только что ушел);
  • чей (Герой узнал в ней певицу, чей прекрасный голос недавно слышал);
  • сколько (Никто не знал, сколько еще времени нам придется ждать поезда).

Характеристика подчинительных союзовСсылка на основную публикацию

Источник: https://ProChastiRechi.ru/soyuz/podchinitelnye-soyuzy

Отличие союза от союзного слова: что общего между союзом и союзным словом, в чём их отличие

Чем отличаются союзы от союзных слов

Выражая свои мысли в процессе общения, мы зачастую не можем обойтись парой слов. Поэтому используем сложные предложения. Для связи их частей употребляются союзы или союзные слова. Основная задача этих речевых единиц одинакова, но между ними есть и существенные различия.

Союз

В русском языке, помимо самостоятельных, существуют и служебные части речи. Одна из них, называемая союзом, может употребляться как в сложном предложении — для соединения его частей, так и в простом — для связки однородных членов. Эти речевые единицы могут быть:

  • сочинительными и подчинительными — разделение по синтаксическим признакам;
  • простыми (одно слово) и составными.

Сочинительные служебные речевые единицы соединяют равноправные части сложного предложения и могут быть:

  1. Противительными. Например: да, но.
  2. Соединительными. К ним относятся — и, да, тоже, но и, также.
  3. Разделительными. В их число входят — или, либо, то… то, не то… не то.

Подчинительные выступают связующим звеном, когда одна часть предложения — придаточная, находится в подчинении у другой — главной. По значению они могут быть изъяснительными (что, чтобы, как) и обстоятельственными.

Последние могут указывать на характер связи и употребляться в значении времени — только, когда, едва; указывать на причину — оттого что, так как, потому что. Помимо этого, быть целевыми — чтобы, условными — если и сравнительными — словно, как будто.

Примеры простых союзов — а, и, но, что, если. Сложные — не только, оттогочто; но и; потому что; так как.

Являясь служебной речевой единицей, союз не может быть членом предложения — он только соединяет его части.

Союзные слова

В качестве связующего элемента в СПП — сложноподчинённом предложении могут выступать не только служебные, но и самостоятельные части речи. Это наречия и местоимения, называемые союзными словами.

По решаемым задачам союзные слова сходны с подчинительными служебными речевыми единицами — т. е. связывают между собой придаточную и главную части. В определённых случаях «что, когда, как» могут являться союзами, в других — самостоятельными частями речи.

Справка! Случаев, когда союзы «превращаются» в союзные слова всего три. Первый — если «что», можно заменить двоеточием. Второй — если «как» нельзя заменить другим союзом. Третий — если «когда» используется в любом другом значении кроме времени и условия.

Примеры употребления союзных слов:

  1. Тот добьётся успеха, кто трудится.
  2. День стоял особенный, какой может быть только в эту весеннюю пору.
  3. Родители купили ребёнку конструктор, который он просил.
  4. Я был там, где никто из вас не был.
  5. Живёшь в заколдованном диком лесу, откуда уйти невозможно.
  6. Я хотел знать, почему редактор взял мой очерк.

Что общего между союзом и союзным словом

Объединяет эти речевые единицы то, что они решают одинаковую задачу — помогают связывать части сложных предложений. Для СПП их употребление является единственным способом соединения частей предложения — придаточной и главной по смыслу.

В чём разница между союзом и союзным словом

Отличие одной части речи от другой обусловлено несколькими критериями. Главным из них является то, что союзное слово может быть членом предложения — чтобы определить каким, к нему нужно задать вопрос, а союз нет.

Узнать, что именно используется можно, мысленно удалив из предложения связующие речевые единицы. Если оно не потеряет смысла — значит, присутствует союз, в противном случае — союзное слово.

При прочтении текста служебная речевая единица не выделяется интонацией — т. е. к ней нет нужды привлекать внимание. С ней нельзя употреблять частицы, а с союзным словом можно. Сходные по значению союзы взаимозаменяемы.

Источник: https://otlichaet.com/nauka-i-obrazovanie/sojuz-i-sojuznoe-slovo-otlichija/

Чем отличаются союзы от союзных слов

Чем отличаются союзы от союзных слов

При устном общении для точного и полного выражения мыслей простого высказывания, состоящего из одной грамматической связки, бывает недостаточно. Возникает необходимость такие разрозненные высказывания соединять в сложное предложение.

Использованные при этом союзы или союзные слова помогают понять, как одно высказывание в смысловом плане соотносится с другим. Указать признаки предмета, обозначить причинно-следственную связь действий или явлений, указать на условия, место, время, цель действия можно при помощи сложноподчинённого предложения.

Передать эти значения и соединить основное с зависимыми от него предложениями помогают служебные речевые единицы: союзы и союзные слова. Этим обусловлено их сходство.

Союзы

Союз – это служебная часть речи, находящая применение в случаях:

  • При образовании высказываний с рядом слов, отвечающих на один и тот же вопрос.
  • При соединении отдельных простых высказываний в сложное.
  • Для образования сложных высказываний, состоящих из нескольких простых, находящихся в смысловой зависимости, где союз показывает их смысловое единство.

Союзы бывают сочинительными и подчинительными, простыми и составными.

Сочинительные союзы употребляются при однородных словах, объединяют простые высказывания в сложное (сложносочинённое). Они указывают на последовательность действий, фактов, их чередование, возможность только одного действия или явления, исключая другие.

В связи с этим они разделены на три группы: соединительные, разделительные и противительные. В сложносочинённом предложении каждое из простых высказываний в смысловом отношении будет самостоятельной единицей, не зависящей от других высказываний. Их легко можно разбить на простые предложения, поставив в конце завершающий пунктуационный знак.

Подчинительные союзы и союзные слова применяются тоже как средство связи при создании сложного высказывания из простых предложений. Но в сложноподчинённом предложении одно простое высказывание всегда находится в смысловой зависимости от других, и употреблённые для их связи союзы помогают определить характер этого подчинения. Такие союзы выражают следующие значения:

  • Время.
  • Место.
  • Причина.
  • Цель.
  • Условие.
  • Сравнение.
  • Противоречие одного действия другому.
  • Следствие произошедшего.
  • Предмет обсуждаемого в ведущем высказывании.

Союзы не проявляют себя как члены предложения, они лишь связующий элемент между его частями. Их невозможно подменить знаменательными словами. Состоящие из одного слова называются простыми, из нескольких — составными.

Союз и союзное слово: отличительные особенности

Схожесть данных языковых единиц нашей речи заключается в использовании их в качестве связующего звена для образования сложноподчинённого высказывания. Важно помнить, что одно и то же слово может быть и союзом, и союзным словом.

Отличить друг от друга эти две речевые единицы не составит затруднений, а именно:

  • Союз не входит в состав членов придаточного предложения, а союзное слово заключает в себе признаки главного либо второстепенного члена. Определяется это довольно просто: к союзному слову свободно задаётся вопрос, из которого видно, каким членом предложения оно является. Для примера: «Вера знает, что брат не приедет» (союз) или «Я уже решила, что подарить ему в день рождения» — подарить что? – что выполняет здесь функцию дополнения.
  • При произношении союз не выделяется интонационно, то есть на него не делается акцентирование. Таким образом, ЧТО подарить – на союзное слово что при звуковом воспроизведении высказывания чувствуется акцент – логическое ударение.
  • При употреблении союза нет возможности использовать его в сочетании с различными частицами, а союзные слова дают возможность быть дополненными ими. Из примера «Я уже решила, что же подарить (что именно подарить) ему в день рождения» — видно, что здесь имеется возможность употребления частиц же, именно, что невозможно при наличии союза.
  • Опознать союзное слово или союз можно, удалив их из высказывания. При использовании союза предложение не утратит смысловой наполненности, нужно лишь поменять пунктуационные знаки, если убрать союзное слово – речевое выражение утратит смысл. Сравним: «Вера знает: брат не приедет» — отсутствие союза не повлияло на смысл предложения; или «Я уже решила, … подарить ему в день рождения».
  • Союзы возможно заменить только союзами, близкими по значению. Например: «Если (когда) приложишь усилия, всё получится». Союзные же слова с лёгкостью заменяются знаменательными из числа слов основного высказывания, которые они и поясняют: «В дерево, которое (дерево) растёт на опушке, ударила молния».

Уметь различать союзы и союзные слова является важным для выразительности речи, ведь при произношении важно суметь правильно интонационно, при помощи логического ударения, выделить речевую единицу, являющуюся смысловым центром сказанного.

Источник: https://vchemraznica.ru/chem-otlichayutsya-soyuzy-ot-soyuznyh-slov/

Подчинительные союзы и союзные слова в СПП

Чем отличаются союзы от союзных слов

Подчинительные сою­зы и союз­ные сло­ва явля­ют­ся свя­зу­ю­щим зве­ном меж­ду глав­ным и зави­си­мым пред­ло­же­ни­ем в слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии (СПП). Приведем спи­сок союз­ных слов и под­чи­ни­тель­ных сою­зов в зави­си­мо­сти от того, какую по смыс­лу при­да­точ­ную часть они при­со­еди­ня­ют.

Подчинительные союзы

Части слож­но­под­чи­нен­но­го пред­ло­же­ния  син­так­си­че­ски нерав­но­прав­ны. Между ними суще­ству­ет под­чи­ни­тель­ная связь. Одно пред­ло­же­ние явля­ет­ся глав­ным, а вто­рое — зави­си­мым.

В слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии под­чи­ни­тель­ная связь меж­ду глав­ной и зави­си­мой частью выра­жа­ет­ся с помо­щью син­так­си­че­ско­го вопро­са, зада­ва­е­мо­го к зави­си­мо­му пред­ло­же­нию, и под­чи­ни­тель­но­го сою­за.

Узнаем из таб­ли­цы, какие быва­ют под­чи­ни­тель­ные сою­зы в зави­си­мо­сти от смыс­ло­вых отно­ше­ний меж­ду глав­ной и при­да­точ­ной частью слож­но­го пред­ло­же­ния.

Между частя­ми слож­но­под­чи­нен­но­го пред­ло­же­ния суще­ству­ют изъ­яс­ни­тель­ные, пространственно-временные, причинно-следственные, усту­пи­тель­ные, срав­ни­тель­ные и дру­гие отно­ше­ния.

Необходимыми эле­мен­та­ми в струк­ту­ре слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ний явля­ют­ся союз­ные сло­ва и под­чи­ни­тель­ные сою­зы.

Типы под­чи­ни­тель­ных сою­зовВыражаемые отно­ше­нияПримеры
ИзъяснительныеВыражают отно­ше­ния пояс­не­нияЧто, что­бы, как и др.
ВременныеВыражают вре­мен­ные отно­ше­нияКогда, как толь­ко, лишь толь­ко, едва, толь­ко, лишь, преж­де чем, с тех пор как, пока, пока не, после того как, до тех пор пока, по мере того как, после того как и др.
ПричинныеВыражают при­чин­ные отно­ше­нияПотому что, так как, ибо, вслед­ствие того что, бла­го­да­ря тому что, вви­ду того что, отто­го что, в свя­зи с…
УсловныеВыражают услов­ные отно­ше­нияЕсли, коли, раз, еже­ли, кабы.
ЦелевыеВыражают целе­вые отно­ше­нияЧтобы, для того что­бы, с тем что­бы, затем что­бы, дабы и др.
СравнительныеВыражают срав­ни­тель­ные отно­ше­нияКак, слов­но, буд­то, как буд­то, точ­но, чем, неже­ли, подоб­но тому как, как если бы и др.
УступительныеВыражают усту­пи­тель­ные отно­ше­нияХотя, не смот­ря на то что, пус­кай, пусть и др.
СледственныеВыражают след­ствен­ные отно­ше­нияТак что.

Подчинительные сою­зы делят­ся на сле­ду­ю­щие груп­пы:

1. изъ­яс­ни­тель­ные (при­ме­ры) — что, что­бы, как, как бы, буд­то, буд­то бы

Юра вздра­ги­вал, и ему то и дело мере­щи­лось, буд­то мать аука­ет­ся с ним и куда-то его под­зы­ва­ет (Борис Пастернак. Доктор Живаго).

Она про­си­де­ла до само­го све­та, вовсе не была утом­ле­на и внут­ренне жале­ла, что­бы ночь про­тя­ну­лась как мож­но доль­ше (Н. В. Гоголь. Тарас Бульба).

2. вре­мен­ные (при­ме­ры) — когда, как, едва, лишь, лишь толь­ко, как толь­ко, пока, пока не, в то вре­мя как, после того как, перед тем как, с тех пор как, по мере того как и др.

Пока про­дол­жа­лись эти раз­го­во­ры, насту­пи­ла ночь (Жюль Верн. Дети капи­та­на Гранта).

Варенуха чирк­нул какую-то зако­рюч­ку в тет­ра­ди у жен­щи­ны и, лишь толь­ко дверь за ней захлоп­ну­лась, вскрыл квад­ра­тик (М. Н. Булгаков. Мастер и Маргарита).

3. срав­ни­тель­ные (при­ме­ры) — как, буд­то, слов­но, точ­но, как буд­то, как если бы, подоб­но тому как и др.

Слезы бес­по­мощ­но­сти и оби­ды кати­лись у него по щекам, слов­но все горе­сти дол­гих вось­ми­де­ся­ти семи лет отра­зи­лись на его опе­ча­лен­ном лице (Джек Лондон. Алая чума).

Под сво­да­ми ста­ли летать какие-то зву­ки, точ­но просну­лись демо­ны (М. Н. Булгаков. Белая гвар­дия).

4. целе­вые — что­бы, с тем что­бы, затем что­бы,  дабы, для того что­бы, лишь бы и пр.

На листах бро­шю­ры лежа­ли кус­ки гра­ни­та, что­бы они не раз­ле­те­лись (Борис Пастернак. Доктор Живаго).

Кто, в мину­ту гне­ва, не тре­бо­вал от них роко­вой кни­ги, дабы впи­сать в неё бес­по­лез­ную жало­бу на при­тес­не­ние, гру­бость и неис­прав­ность? (А. С. Пушкин. Повести Белкина).

5. при­чин­ные — пото­му что, отто­го что, так как, посколь­ку, ибо, вви­ду того что, бла­го­да­ря тому что, вслед­ствие того что, в свя­зи с тем что, из-за того что и др.

Поскольку они гово­ри­ли тихо, я не стал при­слу­ши­вать­ся (Анатолий Рыбаков. Каникулы Кроша).

Должно быть, моло­дой чело­век взгля­нул на неё каким-то осо­бен­ным взгля­дом, пото­му что и в её гла­зах мельк­ну­ла вдруг преж­няя недо­вер­чи­вость (Ф. М. Достоевский. Преступление и нака­за­ние).

Но всё же я не вер­нул­ся домой, так как мне было стыд­но пока­зать­ся на гла­за близ­ким (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).

6. услов­ные — если, еже­ли, если бы, кабы, раз и др.

Но уж раз вы при­об­ре­ли эти акции, то дер­жи­тесь за них (Джек Лондон. Сердца трёх).

Разговор их был, веро­ят­но, дру­гой, еже­ли бы они гово­ри­ли не при зву­ках пес­ни (Лев Толстой. Война и мир).

7. усту­пи­тель­ные — хотя, пусть, пус­кай, даром что, несмот­ря на то что, невзи­рая на то что

Вообще его люби­ли, хотя и почи­та­ли гор­дым (А. С. Пушкин. Повести Белкина).

Всю ночь я про­спал креп­ким сном, несмот­ря на то что шёл дождь (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).

8. след­ствия — так что

Веревка была дли­ною почти во всю ком­на­ту, так что один толь­ко про­ти­ву­по­лож­ный угол мог быть без­опас­ным от напа­де­ния страш­но­го зве­ря (А. С. Пушкин. Дубровский).

Но рас­сто­я­ние меж­ду теле­граф­ны­ми стол­ба­ми по этой доро­ге шесть­де­сят ярдов, так что высчи­тать ско­рость ниче­го не сто­ит (Артур Конан Дойль. Записки о Шерлоке Холмсе).

Рон креп­че сжал руль, так что побе­ле­ли костяш­ки паль­цев (Джоан Роллинг. Гарри Поттер и тай­ная ком­на­та).

Примеры предложений с союзными словами — местоимениями

Разрешите полю­бо­пыт­ство­вать, кто име­ет честь быть пер­вым? (Артур Конан Дойль. Собака Баскервилей).

Берлиоз тоск­ли­во огля­нул­ся, не пони­мая, что его напу­га­ло (М. Н. Булгаков. Мастер и Маргарита).

Бывало барин, какой бы сер­ди­тый ни был, при ней утих­нет и мило­сти­во со мною раз­го­ва­ри­ва­ет (А. С. Пушкин. Повести Белкина).

Ответа не было, кро­ме того обще­го отве­та, кото­рый дает жизнь на все самые слож­ные и нераз­ре­ши­мые вопро­сы (Лев Толстой. Анна Каренина).

Но каков этот срок, не знал и узнать не мог (Анатолий Рыбаков. Дети Арбата).

Неужели он обре­чен на гибель, этот юно­ша с пре­крас­ным силь­ным телом, юно­ша, чей голос зву­чит, как при­зыв гор­на и звон ору­жия? (Джек Лондон. Железная пята).

А вот поди же ты, сколь­ко в ней еще неис­пор­чен­но­го, дет­ско­го (Борис Пастернак. Доктор Живаго).

Но он вошел уже в такой раж, что не заме­чал, сколь тщет­ны его уси­лия (Джек Лондон. Сердца трех).

Союзными сло­ва­ми явля­ют­ся место­имен­ные наре­чия:

  • где;
  • зачем;
  • как;
  • когда;
  • куда;
  • отку­да;
  • отче­го;
  • поче­му;
  • насколь­ко.

Примеры предложений с союзными словами — наречиями

Богатое собра­ние писто­ле­тов было един­ствен­ной рос­ко­шью бед­ной мазан­ки, где он жил (А. С. Пушкин. Повести Белкина).

Догадывались, зачем царь позвал во дво­рец (Алексей Толстой. Пётр Первый).

Неизвестно, как он это делал, но толь­ко нос его зву­чал, как тру­ба (Н. В. Гоголь. Мёртвые души).

А когда он их открыл, уви­дел, что все кон­чи­лось, маре­во рас­тво­ри­лось, клет­ча­тый исчез, а заод­но тупая игла выско­чи­ла из серд­ца (М. Н. Булгаков. Мастер и Маргарита).

Он не сооб­ра­жал, куда он шага­ет, широ­ко рас­ки­ды­вая ноги, но ноги пре­крас­но зна­ли, куда нес­ли его (Борис Пастернак. Доктор Живаго).

Двое уже еха­ли впе­ред к месту, отку­да долж­ны были пус­кать (Лев Толстой. Анна Каренина).

Мод выпу­сти­ла его руку, отче­го паль­цы его слег­ка раз­жа­лись и каран­даш выпал (Джек Лондон. Морской волк).

Тут он поте­рял тер­пе­ние и начал роп­тать, поче­му его все­гда застав­ля­ют делать то, что он не хочет (Марк Твен. Приключения Тома Сойера).

Юра пони­мал, насколь­ко он обя­зан дяде общи­ми свой­ства­ми сво­е­го харак­те­ра (Борис Пастернак. Доктор Живаго).

Союзы и союзные слова: функции, особенности, различия

Чем отличаются союзы от союзных слов

В пятом классе, согласно учебнику «Русский язык. Теория. 5-9 классы» В. В. Бабайцевой, ученики знают, что союзы — служебная часть речи, которая связывает как члены предложения, так и простые предложения в составе сложного:

Простые и составные союзы

В седьмом классе в этом учебнике добавляются сведения о том, что союзы по строению бывают простые и составные.

Простыми союзами называются союзы, состоящие из одного слова, например, и, а, но, да, что, если, когда и др. Союзы, которые состоят из двух и более слов, называются составными: потому что, так как, как будто, оттого что, вследствие того что, не только — но и, в силу того что, с тех пор как, до тех пор пока и др.

Сочинительные и подчинительные союзы

По значению союзы делятся на две группы: сочинительные и подчинительные.

Сочинительные союзы (и, а, но, да, или, ни — ни, то — то и др.) по значению делятся на три разряда:

Соединительные союзы Противительные союзы Разделительные союзы
и, да, ни — ни, и — и, не только — но и, как — так и, тоже, также и др.а, но, да (в значении но), зато и др.или, либо, то — то, не то — не то, или — или и др.
Эти союзы имеют значение соединения (и это, и то): И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы. Эти союзы имеют значение противопоставления (не то, а это): Не от росы урожай, а от поту; Труд при ученье скучен, да плод ученья вкусен. Эти союзы имеют значение разделения (или то, или это): Всю ночь огонь то разгорается, то гаснет; Либо рыбку съесть, либо на мель сесть.

Подчинительные союзы (когда, что, чтобы, если, так что, потому что, как, как будто и др.) связывают простые предложения в сложноподчиненное: Я хочу, чтобы вы были хозяевами неба.

Подчинительные союзы по значению делятся на следующие разряды:

Временные (указывают на время): когда, пока, едва, лишь, лишь только и др.Когда мы возвращались домой, было темно и тихо.
Причинные (указывают на причину): потому что, так как, оттого что, ибо и др.Я надел старую шинель и взял зонтик, потому что шел дождь.
Целевые (указывают на цель): чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы и др.Я хату покинул, пошел воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать.
Условные (указывают на условие): если, раз, если бы и др.Если хочешь узнать человека, посмотри на его друга.
Уступительные (указывают на противоречие одного события другому): хотя; несмотря на то, что; пускай и др.Хотя было еще рано, но ворота оказались запертыми; Никто из нас не чувствовал ни малейшей усталости несмотря на то, что поход длился уже несколько суток; Пускай ты умер, но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету.
Сравнительные (указывают на сравнение): как, как будто, словно и др.Журавли летели быстро-быстро и кричали грустно, будто звали с собой.
Следственные (указывают на следствие): так что.В сенях дуло со всех сторон, так что едва не погасла свеча.
Изъяснительные (указывают на то, о чем говорят): что, чтобы, будто и др.Я пришел к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало, что оно горячим светом по листам затрепетало.

На наш взгляд, на этом этапе целесообразно вспомнить о видах синтаксической связи или ввести новый для семиклассников термин «виды синтаксической связи».

Основные виды синтаксической связи между словами и предложениями — сочинительная и подчинительная.

Сочинительная связь Подчинительная связь
Сочинительная связь объединяет равноправные части.
Сочинением связаны части сочинительных словосочетаний (леса и луга) и сложносочиненных предложений: Гром скоро затих, но дождь все лил и лил.
Основным средством связи при сочинении являются сочинительные союзы (и, а, но, да и др.)
Подчинительная связь объединяет главную (подчиняющую) и зависимую (подчиненную) части. Обычно при подчинении можно задать вопрос от главной части к зависимой: знать (что?) литературу; Я не знаю (чего?), что будет со мною.
Подчинением связаны части подчинительных словосочетаний и сложноподчиненных предложений.

Сочинительная и подчинительная связь может быть оформлена союзами, например:

Союзы и значения сложносочиненных предложений

В девятом классе ребята узнают, что в сложносочиненных предложениях простые предложения связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами. По характеру сочинительного союза и значению сложносочиненные предложения делятся на три группы:

Сложносочиненные предложения с соединительными союзамии, да, да и, а (в значении и), тоже, так-же и др. Сложносочиненные предложения с противительными союзамино, а, да (в значении но), однако, зато и др. Сложносочиненные предложения с разделительными союзамиили (иль), либо, то — то, то ли —то ли и др.
Гроза разразилась, и дождь освежил томящуюся землю; Страшно выли провода на столбах, да громыхали вывески; Здесь мой голос на резком ветру загрубел, да и сердце мое огрубело.Мир разноязычен, но все люди одинаково плачут и одинаково смеются; Все проходит, да не все забывается; Корень учения горек, зато плоды его сладки.Можешь шагу прибавить, или силенок нет?; Либо моя речь произвела сильное впечатление, либо и без того у колонистов накипело; То ли гречка цветет, то ли речка течет…
В предложениях с этими союзами выражаются разнообразные значения, чаще других временные значения: одновременность и последовательность. В предложениях этой группы одно явление (событие) противопоставляется другому. В сложносочиненных предложениях этой группы указывается на чередование явлений (событий), на то, что возможно одно явление из названных.

Русский язык. Практика. 9 класс. Учебник

Учебник является неотъемлемой частью учебного комплекса по русскому язы ку для 5–9 классов, хорошо зарекомендовавшего себя в школе и известного учителям и учащимся.

В нём содержатся задачи и упражнения как для усвоения нового, так и для закрепления уже изученного по русскому языку, направленные на формирование предметных, метапредметных умений и личностных качеств, представлены интересные дидактические материалы, в которых отражены разнообразные приёмы работы с ними.

В приложении даны ответы к наиболее трудным заданиям, что создаёт условия для самоконтроля и взаимоконтроля при выполнении самостоятельной работы в классе и дома.

Купить

Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях

В этом же, девятом, классе ребята узнают, что придаточные предложения присоединяются к главному или к другому придаточному подчинительными союзами (простыми и составными) или союзными словами.

Под союзными словами авторы учебников учебно-методического комплекса В. В. Бабайцевой понимают относительными местоимения, которые используются для связи простых предложений в составе сложноподчиненного.

Подчинительные союзы Союзные слова Простые Составные
что чтобы как когда ибо пока будто словно

если и др.

потому что оттого что так как так что лишь только как будто с тех пор как в связи с тем что

для того чтобы и др.

что кто как когда который какой где куда

откуда и др.

Как видим, в некоторых случаях совпадают (по написанию) простые подчинительные союзы и союзные слова. Как девятиклассник сможет отличить союз от союзного слова (например, что, как, когда) в сложноподчиненном предложении?

Чтобы отличить союз от союзного слова, необходимо помнить:

1) Подчинительные союзы не являются членами придаточного предложения, а служат только для присоединения придаточных к главному или другому придаточному:

Союзные слова не только «прикрепляют» придаточные предложения к главному (или к другому придаточному), но и являются членами придаточных предложений:

2) В некоторых случаях союз можно опустить, а союзное слово нельзя:

3) Союз можно заменить только другим союзом:

4) Союзное слово можно заменить только союзным словом или теми словами из главного предложения, к которым относится придаточное, например:

Авторы данного учебника обращают внимание девятиклассников, что умение разграничивать союзы и союзные слова нужно для правильного интонирования предложения, так как нередко союзные слова являются смысловым центром, они выделяются логическим ударением.

Закрепляем полученные знания о союзах и союзных словах на практике

В учебнике «Русский язык. Практика. 9 класс» Ю. С.Пичугова, А. П. Еремеевой, А. Ю. Купаловой дается ряд упражнений, направленных на формирование умения отличать подчинительные союзы и союзные слова. Приведем некоторые такие упражнения.

  • Выпишите сначала предложения с подчинительными союзами, а затем — с союзными словами. Определите, каким членом придаточного предложения является союзное слово, и соответственно подчеркните его. Заключите союзы в овал. Какой прием вы использовали, чтобы отличить союз что от союзного слова (относительного местоимения) в данных предложениях? (упражнение 90 на с. 65).
  • Запишите, указывая, в каком падеже употреблено относительное местоимение (союзное слово) в придаточном предложении (упражнение 93 на с. 67).
  • Спишите, расставляя недостающие запятые. Определите падеж относительных местоимений, выступающих в роли союзных слов. Подчеркните союзные слова как члены предложения (упражнение 98 на с. 69).
  • Какие два значения может иметь предложение Ученик знал, что надо отвечать? Как в зависимости от смысла произносится это предложение и чем в нём в каждом случае является слово что (упражнение 99 на с. 70)?
  • Запишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Определите, в каких предложениях что, как, когда являются союзами, а в каких — союзными словами. Обозначьте эти союзные слова как члены предложения (упражнение 100 на с. 70).
  • Эту модель или ее фрагменты можно использовать как в 9 классе, так и в 7-8 классах.

    Полагаем, предложенная модель обучения поможет учителю «расставить все точки над и» при изучении союзов и союзных слов на уроках русского языка: рассмотреть их функции, особенности строения и значения союзов, их использования в сложных предложениях; особенности использования союзных слов в сложноподчиненных предложениях.

    #ADVERTISING_INSERT#

    Источник: https://rosuchebnik.ru/material/soyuzy-i-soyuznye-slova-uchimsya-razlichat/

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.