Чем поле отличается от луга?(и в чем сходства)

Чем поля отличаются от лугов 3 класс?

Чем поле отличается от луга?(и в чем сходства)

Задачи урока: Образовательные:показать разнообразие обитателей луга, познакомить с природным сообществом «луг», ролью лугов в жизни человека;раскрыть взаимосвязи в данном природном сообществе;научить воспринимать окружающий мир живым и одушевленным, ощущать его красоту и беззащитность, сопереживать и сочувствовать ему.

Развивающие:развивать познавательный и эстетический опыт;развивать основы исследовательской и поисковой деятельности, творческое воображение, образное и логическое мышление, внимание, речь, воспитывать культуру поведения в ролевой игре и беседе, умение делать выводы.Воспитательные:воспитывать бережное отношение к природе, положительную мотивацию в обучении.

Тип урока: Изучение нового материала.

Формы работы: Групповая, индивидуальная – с текстом учебника и рисунками, ролевая игра.
Средства обучения: Мультимедийный проектор, слайды таблиц, фотографий, гербарии травянистых растений луга, карта Хакасии, видеофильм «Природные сообщества», фонограммы, Эколобок, подготовленные домашние проекты: «Правила поведения на природе»; «Значение луга в природе и жизни человека».
Организационный момент.

1. Актуализация знаний и постановка проблемы

Звучит мелодия «Времена года» Чайковский. Ученик читает стихотворение С. Смирнова:Есть просто храм,Есть храм науки,А есть еще природы храм –С цветами, тянущими рукиНавстречу солнцу и ветрам.Он свят в любое время суток,Открыт для нас в жару и стынь,Входи сюда,Будь сердцем чуток,Не оскверняй его святынь.

Учитель: Часто писатели, поэты, художники в своем творчестве обращаются к природе. В ней они находят созвучие своим мыслям, настроению, в ней черпают вдохновение. Древние люди поклонялись матушке – природе. Они понимали, что полностью зависят от нее. Человек знал, что земля его кормилица. Сегодня мы попадем в удивительный мир природы.

Продолжим путешествие с Эколобком. Он от бабушки и дедушки ушел и покатился изучать окружающий мир. Чтобы попасть вместе с Эколобком в путешествие нужно ответить на вопросы.

Какие оболочки окружают нашу планету? (Атмосфера, гидросфера, литосфера)В какой оболочке Земли встречаются живые организмы? (В биосфере)Какие «профессии» живых организмов вы знаете? («Едоки»- «кормильцы»- «мусорщики»-«потребители»-«производители»-«разрушители»)Что такое место обитания? (Каждый живой организм в природе встречается только там, где находит все условия необходимые для его жизни.)Что мы относим к живой природе? (Живая природа – это растения, птицы, звери, насекомые и т. д. )К неживой? (Неживая – воздух, вода, камень и т. д.)Что такое экосистема? (Совместно обитающие живые организмы и тот участок земли, на котором они чувствуют себя как дома, – это экологическая система.)Как долго может существовать экосистема? (Экосистема существует как угодно долго без посторонней помощи.)Учитель: Продолжим наше путешествие. Мы это заслужили.Вниманию учеников предлагается логическая задача: Ученик нашей школы Петя интересуется насекомыми. Однажды мама предложила ему пойти на прогулку в поле, на луг или лес. Мальчик задумался: где он сумеет увидеть больше различных насекомых в лесу, в поле или на лугу? Посоветуйте Пете куда пойти на прогулку. (Ответы учащихся)Чем отличаются друг от друга лес, поле и луг? (Ответы учащихся)

Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке? (Ответы учащихся)

2. Совместное «открытие» нового знания

Учитель: Вместе с Эколобком сгруппируйте растения по их общим признакам.Вниманию учеников предлагаются карточки с названиями растений (ромашка, клевер, тысячелистник, кувшинка, рогоз, элодея, картофель, пшеница) [1]. Работа в группе. Один из учеников демонстрирует правильность выполнения задания у доски.

1 группа (растения луга)

2 группа (растения болота)
3 группа (растения полей)РомашкаКлеверТысячелистникКувшинкаРогозЭлодеяКартофельПшеницаУчитель:Выделить растения луга? (Ответы учащихся)Чем луг отличается от поля? (Ответы учащихся)Работа с информационным полем. Учитель загадывает загадки, а учащиеся на дверях, на окнах, на шторах глазками находят отгадки.Загадки:1. Вся в белое наша полянка одета,Качает цветы ветерок на бегуЦветочки! Цветочки!Я знойного летаБез вас и представить себе не могу. (Ромашка).2. В дни, когда пылает лето,А в лучах блестит рекаГолубой глазок букетаЗатерялся на лугах. (Василек).3. Когда идешь тропинкоюКуда ни глянь, в лугахБелеют чудо – шарикиНа тонких стебельках. (Одуванчик).4. Здесь у рощицы березовой,Где к лугам сбегает рожь,Кашки белой, кашки розовойКашки алой – не сочтешь. (Клевер).Учитель: Ребята, а теперь давайте посмотрим вместе с Эколобком видеофильм «Природное сообщество», но сначала поиграем в игру «Угадайка».Ученик рассказывает о травянистых растениях – злаках не называя их, затем идет показ видеофильма [6] .Учитель: О каких растениях рассказал ученик? (Ответы учеников)Учитель: Вы посмотрели фильм и теперь знаете, что множество потребителей привлекает на луга обильная пища. Откройте учебник (Окружающий мир, 3 класс) на стр. 53 и посмотрите на рисунок и расскажите кто за кем охотится. Кто из «едоков» ест растения? Кто поедает других животных? Определите приспособленность животных к жизни на лугу. [4] (Ответы учеников)

Обобщение учителя: Приспособление луговых животных к среде обитания обеспечивается небольшими размерами, покровительственной окраской, характером питания, сезонной активностью.

Учитель проводит физминутку:

Руки, как ветки,А мы, как деревья, –Теперь мы как будто в лесу.Мы руки поднимемИ резко опустим –Так ветер сбивает росу.Чуть в стороны рукиИ плавно помашем –Так в небе летят журавли.И как они сядут,Мы тоже покажем –Как крылышки сложат они.Работа в паре. Учащимся предлагается задание: составьте цепи питания, сложившиеся на лугу [5].

Учащимся предлагают карточки:Ястреб, клевер, трясогузка, листоед.Полевка, мятлик, коршун.Учащиеся составляю цепи питания:Клевер листоед > трясогузка > ястреб.Мятлик > полевка > коршун.Учитель: наши ученики приготовили проект на тему «Значение луга в природе, для человека», давайте их послушаем. (Рассказ ученика).

Учащиеся формулируют основные положения, характеризующие значение луга, которые учитель представляет на экране в виде схемы (приложение 1).Учитель: наши ученики приготовили проект на тему «Правила поведения на природе», давайте их послушаем. (Рассказ ученика).

Обобщение учителя: Нарушение природного равновесия, связанного с неправильной деятельностью человека, приводит к гибели природного сообщества.

3. Организация деятельности учащихся по закреплению изученного материала

Работа в группах. Учитель дает задание группам учащихся.1, 2, 3 группы: Распределить в своей группе роли производителя, потребителя, разрушителя. Взявшись за руки, составьте цепь питания, можете ее озвучить. Заполните таблицу: впишите в нее название обитателей луга о которых ты узнал, разделите их на три основные «профессии».4, 5, 6 группы: На стр.

54 (Окружающий мир, 3 класс) выполните задание № 3. Определите состав пищевых цепей на лугу и всех участников круговорота. Подпишите обитателей лугового сообщества. [4]Проверка выполненной работы.Учитель: Эколобок просит вас ответить на вопрос: Какие лекарственные растения можно встретить на лугу? (Ответы детей).

В это время на экране идет показ слайдов (фотографии лекарственных растений) [6].Учитель: Давайте послушаем вместе с Эколобком диалог между зайцем и сорокой [2].Выходят два ученика в образе зайца и сороки.Заяц: – Пятьдесят один, пятьдесят два, пятьдесят три…Сорока: – Что это ты считаешь?Заяц: – Опять со счета сбился.

Говорят, у тысячелистника целая тысяча маленьких листочков, вот я и считаю, чтобы проверить, правильно мне сказали или нет.Сорока: – Ха-ха-ха. Ты и за день их не пересчитаешь. У него листьев так же много как и цветков.Учитель: – Почему это растение называют тысячелистником? Какими лекарственными свойствами он обладает? (Ответы учеников).

Учитель: Давайте посмотрим слайды растений, занесенных в Красную книгу Хакасии [3].Идет демонстрация слайдов [7], звучит музыка хакасских композиторов [8]. Учитель по ходу прикрепляет на карту Хакасии значки этих растений.Учитель: Ребята, к вам обратились с просьбой луговые растения. Послушаем их.Идет показ слайдов цветущих луговых растений.

Звучит фонограмма: «Не рвите нас, ребята! Сорвав цветок, вы нас тотчас убиваете и не даете нам произвести потомство. Присмотритесь – на одном растении цветы бывают разные: одни – крупные и красивые, они дадут самые сильные семена, из которых потом вырастут полноценные растения, другие цветы – помельче, и семена они дадут мелкие.

А ведь в букеты вы собираете самые красивые цветы, унося, таким образом, с луга лучшие семена».Учитель: Ребята, расскажите Эколобку о чем просят вас цветы? (Ответы учеников).Учитель: Почему их нельзя срывать? (Ответы учеников).Учитель: Ребята, Эколобку было интересно с вами путешествовать по лугу, но ему пора в лес.

Давайте сделаем подарок Эколобку и все вместе споем песенку.Звучит песня «Земля полна чудес» (слова М. Пляцковского, музыка Е. Зарицкой.)Что в жизни может быть красивей,Что в жизни может быть милей,Чем эти рощи в дымке синейИ золотой разлив лугов!Припев: Капли утренней росы светлы, чисты.Отражается в них мир и я, и ты.Искры солнечных лучей в любом окне.

Улыбается заря тебе и мне.Для друзей любая даль не зря близка.Для друзей шумит листва, журчит река.Для друзей сквозь облака горит звезда.

Для друзей полна чудес Земля всегда!

4. Подведение итогов урока

Учитель: С каким природным сообществом вы познакомились? Что интересного вы узнали на уроке? (Ответы учащихся)

5. Домашнее задание

Сочините сказку о жителях данной экосистемы, о их дружбе, согласии и вражде.

6. Рефлексия

Учитель: Если вам урок был интересен, то выберите аппликации растений и животных луга на столе и прикрепите их на доску.

Список литературы

Вохринцева С. Окружающий мир. Дидактический материал. Полевые цветы. Издательство «Страна Фантазий».Зотов В. Лесная мозаика. – М.: Просвещение, 1993.Красная книга Хакасии.Окружающий мир./ А.А.

Вахрушев и др. – М.: «Баласс», 2005.Начальная школа плюс до и после, 2006, № 5.энциклопедия для народного образования. Природные сообщества.Картины художника Хакасии (Ощепкова).

Музыка хакасских композиторов.

Источник: https://topask.ru/chem-polya-otlichayutsya-ot-lugov-3-klass

Чем поле отличается от луга?(и в чем сходства)

Чем поле отличается от луга?(и в чем сходства)

Некоторые люди не видят разницы между понятиями «луг» и «поле», ведь они внешне похожи, однообразный ковёр, покрытый различными травами и злаками. Но если более детально изучить каждое из понятий, можно увидеть, что они совершенно непохожи между собой.

Что собой представляет луг?

Луг – это участок земли, на которой имеется покров из травы, созданный природой. В редких случаях луга могут быть засажены какой-то одной разновидностью травы. Луг часто используют для выпаса домашних животных.

Основная черта луга заключается в том, что на нём присутствует переизбыток влаги, а также наблюдается двух-слойность. Первый слой почвы – это дерн. Второй слой – это травостой. От того насколько много и насколько плотно размещены растения на одном квадратном метре луга зависит его плодородие.

Цветочный луг

Самыми популярными растениями лугов являются:

  • Ромашковая астра.
  • Борщевик.
  • Клевер.
  • Щавель.
  • Лютик.

Согласно условиям, в которых были сформированы луга, их разделяют на три типа:

  1. Материковый луг. Как правило, они расположены на ровной местности в низинах. Почва является бедной и почти неплодородной. На таких лугах на протяжении всего года очень влажно. Примером материковых лугов являются луга в Шотландии, северная часть средней полосы Российской Федерации и северо-западная территория Франции.

    Такой тип лугов чаще всего используют для создания пастбищ, поэтому к ним приставлена охрана, а также работники, которые, то увлажняют, то высушивают почву.

  2. Пойменный луг. Как правило, расположены в долинах рек. Из-за их расположения во время наводнений луга полностью заливаются. Изредка такой тип лугов называют заливными лугами. Примером пойменных лугов являются луга в долине притоков Днепра и Припяти.
  3. Горные луга. Такой тип лугов размещён в горных долинах на высоте не менее 2000 метров. Используют для пастбищ.

Стоит отметить, что состав растительности на лугу зависит не только от его места расположения, но ещё и от следующих факторов:

  • Состояние почвы.
  • Как близко к территории луга расположен водоём.
  • Уровень грунтовых вод.
  • Направление ветра.
  • Виды птиц и насекомых, которые являются переносчиками семян.

Что собой представляет поле?

Поле – это территория для сельскохозяйственных работ. Поля не могут создаваться природой, их создают  люди. Ежегодно все поля обрабатываются для повышения урожайности тех культур, которые будут высажены на поле.

Впервые поля были созданы ещё в эпоху неолита, когда на месте выжженного леса высаживались злаки.
На сегодняшний день, чтобы получить большее количество урожая поля мелиорируют, вносят на них удобрения и используют севооборот.

Запрещено несколько лет подряд высаживать на поле одну и ту самую культуру.

Пшеничное поле

Кроме той культуры, которая была непосредственно высажена человеком, на полях имеется небольшое количество и других растений:

  1. Васильки. Данный цветок широко известен на территории Германии и Франции.
  2. Полевой клевер. Это растение обладает уникальным свойством при поисках света поворачиваться на 120 градусов.
  3. Полевая незабудка. Достаточно яркий цветок, который можно увидеть на полях в период с мая по сентябрь.

Основными отличиями между полем и лугом считаются следующие:

  1. Луг – создан природой, а поле – это результат работы человека.
  2. 37% всех сельскохозяйственных угодий мира заняты полями и только 11% занимают луга.
  3. Луг формируется на бедной, неплодородной земле с излишним увлажнением. Поля создаются на тех территориях, где годовой уровень осадков составляет 350 мм и более. К тому же в отличие от лугов, поля требуют постоянного ухода и удобрений.
  4. Как правило, на поле высаживают только один вид растений. На лугу можно увидеть несколько десятков разнообразных видов растений.

Чем схожи поля и луга?

Кроме внешнего вида поля и луга, схожи своими обитателями. К обитателям относятся животные, насекомые и птицы.

На полях и лугах присутствуют следующие виды живых существ:

  1. Крот. Это млекопитающее можно встретить как на лугах, так и на полях. Единственное различие заключается в том, что на лугах кроты предпочитают всё время жить под землёй, а вот на полях их можно увидеть и на поверхности.
  2. Бобр. Размещаются либо на полях, которые размещены недалеко от водного источника, либо на пойменных лугах.
  3. Бабочки. Разные виды бабочек летают как над полями, так и над лугами.

Кроме всего вышесказанного, нужно отметить, что на полях и лугах вырастает множество целебных трав, которые используются в народной медицине.

Поля и луга влияют, таким образом, на человека, что он избавляется от напряжения, стрессов. Поэтому очень часто, психологи отправляют своих пациентов отдохнуть в такие места – это значительно уменьшает количество нервных срывов. Да и поездка на луга просто для прогулки также не будет вредной.

Стоит отметить, что свободно гулять по полю не получиться, поскольку большинство полей охраняются.

Если возникнет желание пройтись по полю или сфотографироваться (поля часто засевают маками) можно просто договориться с охранником, ну или же потихоньку пробраться на поле, но это может привести к проблемам с законом.

И всё же между полем и лугом слишком много различий, поэтому если человек поймёт разницу, то он больше никогда их не перепутает.

Источник: https://vchemraznica.ru/chem-pole-otlichaetsya-ot-lugai-v-chem-sxodstva/

Ответы Жизнь луга стр. 170 – 177 ГДЗ Окружающий мир 4 класс 1 часть учебник Плешаков

Чем поле отличается от луга?(и в чем сходства)

Луг — это пространство, заросшее травами. На лугу почти нет деревьев, зато там много трав, много цветов. Из-за этого на лугах всегда много насекомых, там много птиц, там есть грызуны.

2) Рассмотрите в гербарии растения луга. Определите их с помощью рисунка и атласа-определителя

На лугу можно встретить травы, относящиеся к разным семействам. Например, тысячелистник относится к семейству сложноцветных, мышиный горошек является представителем бобовых растений, нивяник — представитель семейства сложноцветных, а мятлик, тимофеевка и лисохвост — злаки.

3) С помощью рисунка на с. 172 — 173 познакомьтесь с животными луга. Попробуйте сначала самостоятельно назвать их, закрыв полоской бумаги подписи, а затем проверьте себя

Животный мир луга бога и разнообразен. На лугах водятся самые разные насекомые — бабочки, кузнечики, шмели, мухи, жуки. Здесь можно встретить птиц, которые питаются насекомыми или злаками — трясогузка, коростель, перепел. Водятся здесь земноводные, мелкие грызуны, дождевые черви.

По этому рисунку расскажите об экологических связях на лугу.

Пример экологических связей на лугу для 4 класса

Луг — это природное сообщество, жизнь которого проходит среди трав. Чтобы росла трава нужны солнце, воздух, вода, почва.

Трава является основным производителем на лугу, ее листвой, плодами, цветами питаются различные насекомые, птицы, грызуны. Это потребители первого уровня

На втором уровне находятся хищники. Это птицы, которые питаются насекомыми, земноводные, хищные птицы и звери.

Высыхающая осенью трава попадает в землю, там же скапливаются отходы жизнедеятельности животных. Все это измельчается некоторыми насекомыми, их личинками, червями, а потом перерабатывается бактериями и грибами, превращаясь в перегной и минеральные соли.

4) По своим наблюдениям расскажи, какие растения, животные, грибы встречаются на лугах вашего края

Для лугов Московской области характерно присутствие следующих многолетних трав: пырей, мятлик, горицвет, лисохвост, лютик, клевер, мышиный горошек, нивяник, пижма.

Животные лугов Московской области: стрекоза, бабочка, жук, кузнечик, муравей, шмель, крот, мышь, уж, жаба, жаворонок, перепел, трясогузка.

На лугах области растут грибы: опенок луговой, негнеючник, говорушка.

Пример модели цепи питания на лугу для 4 класса

Мятлик — мышь полевка — уж — орел.

Клевер — бабочка — трясогузка.

Лисохвост — жаворонок — лунь.

Мышиный горошек — кузнечик — жаба.

Характеристика лугового сообщества для 4 класса

1. Название — луговое сообщество

2. Организмы сообщества: травы, насекомые, птицы, земноводные, млекопитающие, черви

3. Экологические связи: солнце, воздух, вода и почва дают жизнь растениям. Растения служат кормом для насекомых, птиц, млекопитающих. Насекомыми питаются земноводные и птицы. Черви рыхлят землю и измельчают сухие травы. Микроорганизмы перерабатывают органические вещества в минеральные соли.

4. Луг — прекрасное место для отдыха. Но человек использует луга для пастбищ, для сенокоса.

5. Влияние человека негативное — почвы лугов истощаются, погибают и исчезают различные растения и животные.

6. Охрана: соблюдать правила поведения на лугу, многие животные и растения лугов внесены в Красную книгу.

1) Сравните лес и луг

Лес — это природное сообщество, образованное деревьями. Луг — природное сообщество, образованное травами.

2) Приведите примеры правильного и неправильного поведения людей на лугу. Как по вине человека могут нарушиться экологические связи в луговом сообществе?

Неправильное поведение человека на лугу: срывать цветы, топтать траву, ловить бабочек, разорять гнезда шмелей, жечь траву.

Правильное поведение человека на лугу: любоваться красотой цветов, насекомыми, слушать звуки луга, фотографировать, дышать луговым воздухом.

Многие животные и растения луга внесены в Красную книгу. По вине человека они могут погибнуть, что нарушит экологические связи на лугу.

Использование лугов под пастбища также нарушает экологическое равновесие, ведь скот выедает травы, и лишает корма других обитателей луга.

3) Сравните схемы. Как должна двигаться косилка при скашивании трав: от краёв луга к центру или от центра к краям? Объясните причину

Косилка должна двигаться от центра к краям луга, чтобы мелкие животные, обитатели луга могли убежать. Ведь если косилка будет двигаться к центру, то и животные будут бежать к центру луга, а оттуда им уже некуда будет бежать, и многие животные погибнут.

1. Чем луг сходен с лесом, а чем отличается от него?

Сходства: Производителями на лугу являются растения, к их особенностям приспосабливаются другие живые организмы.  Это природные сообщества, сложное единство живой и неживой природы.

Различия: растениями леса являются преимущественно деревья, растениями луга — травы.

2. Какие организмы составляют луговое сообщество?

Насекомые, птицы, грызуны, земноводные, черви.

3. Как нужно вести себя на лугу?

Нельзя топтать луговые травы, рвать луговые цветы, бегать и пугать обитателей луга, ловить бабочке, других насекомых, разорять гнезда шмелей, жечь сухую траву.

1. В тёплое время года понаблюдайте за жизнью луга. Воспользуйтесь атласом-определителем. Постарайтесь подметить экологические связи в луговом сообществе. Например, проведите на лугу наблюдения за насекомыми — опылителями: какие это насекомые, на какие цветки прилетают, сколько цветков облетает бабочка или шмель за 1 минуту

Я наблюдала за тем, как опыляют луговые цветы два вида бабочек — голубянка-икар, и зорька.

Голубянка-икар более мелка бабочка, и она успевала за минуту побывать на пяти цветках.

Зорька — более крупная бабочка и она предпочитала медленно ползать по цветку. За минуту зорька побывала на двух цветках.

Также я смотрела как шмель опыляют клевер. Шмель довольно быстро покидает выбранный цветок и перелетает на соседний. За минуту шмель побывал на шести-семи цветках.

2. В книге «Великан на поляне» прочитай рассказ «Горит трава». Найди в нём доказательства того, что не нужно поджигать старую сухую траву

Поджигать сухую траву нельзя, потому что:

1. Вместе со старой травой сгорают молодые ростки.

2. Уменьшается видовое разнообразие трав. Выживают только растения с глубок расположенными корнями.

3. Сгорают различные насекомые и бактерии.

4. Полезные вещества из сухой травы не возвращаются в землю.

5. Могут образоваться овраги

6. Может возникнуть пожар и пострадать люди.

7. С помощью учебника составь в рабочей тетради памятку «Как вести себя на лугу». К правилам поведения нарисуй условные знаки.

Условные знаки «Как вести себя на лугу» для 4 класса

Правила:

1. Не лови бабочек и стрекоз.

2. Не убивай насекомых, не дави гусениц, жуков, кузнечиков

3. Не разоряй гнезда птиц и шмелей

4. Не рви луговые цветы.

5. Не жги сухую траву.

6. Не оставляй за собой мусор.

Вспомни, по своим наблюдениям, какие растения и животные встречаются в воде и у воды. Что интересного в их строении и образе жизни тебе удалось подметить?

У воды я часто встречала камыш, тростник, ряску, осоку, кувшинку. Эти растения живут либо в очень сильно увлажненной почве, либо прямо на воде.

Из животных в воде встречаются лягушки, комары, личинки стрекоз, пиявки, улитки, слизни, различные птицы, ондатры, бобры.

Интересно наблюдать за жизнь бобров. Они строят плотины, чтобы поднять уровень водоема, и хатки, в которых живут целыми семьями.

Источник: https://gdz-okrmir.ru/zhizn-luga-str-170-177/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.