Чем устная речь человека отличается от письменной?

10 отличий устного слова от письменного

Чем устная речь человека отличается от письменной?
writing_cures

Задумывались ли вы о том, в чем, собственно, разница между устным и письменным словом? Почему в какой-то момент мы предпочитаем сказать, а в другой момент – написать? В чем преимущества и ограничения устного и письменного слова?

Можно выделить десять основных различий между ними:

  1. Различное существование во времени. Устное слово исчезает в момент произнесения, письменное сохраняется. Процессы мышления и переживания, связанные с порождением письменного слова, идут медленнее, чем те, которые связаны с порождением устного слова; это различие скорости делает «письменное мышление и переживание» качественно иным.
  2. Различное существование в пространстве. Устное слово существует в пространстве слышимости, в центре которого находится говорящий, и при этом само является не объектом, а воздействующей силой. Письменное слово – вещь в пространстве, и оно может путешествовать в пространстве независимо от того, кто его написал.
  3. Различная степень «охвата». Устное слово достигает тех, кто находится в пределах его слышимости, а их всегда конечное число. Письменное слово способно достичь потенциально бесконечного числа людей.
  4. Необходимость со-присутствия источника слова и его адресата. Устное слово говорится живым человеком другому живому человеку, находящемуся здесь и сейчас рядом. Письменное слово формулируется пишущим, как правило, в одиночестве, и адресуется известному или генерализованному читателю, в данный момент не находящемуся рядом.
  5. Влияние контекста. На то, какое именно устное слово будет сказано и как именно, влияет окружающий контекст, в частности, другие люди, непосредственно не включенные в разговор, но способные его слышать. Письменное слово может в этом отношении быть более приватным (адресованным для прочтения только кому-то конкретному) или более публичным.
  6. Селективность. Тот, кто произносит устное слово, может в большей или меньшей степени контролировать, кто непосредственно услышит то, что он собирается говорить; подобный контроль гораздо менее доступен тому, кто запечатлевает слово письменно и так или иначе публикует его.
  7. Ориентация на жанр. В современном мире люди гораздо лучше осознают различие жанров письменного текста и стремятся свой текст создавать в соответствии с требованиями того или иного жанра. Осознанность «жанровости» устного перформанса сейчас гораздо меньше, устная речь воспринимается как нечто менее формальное и более «потоковое». Хотя определенные жанры могут быть при желании выделены и в ней: кветч (собраться и вместе жаловаться на жизнь), исповедь, речь в защиту кого-либо, рассказывание баек и пр. Но как правило, человек, вступая в устное общение, не знает заранее, в каком жанре он будет выступать, в то время как в том, что касается письменной речи, жанровая определенность может присутствовать задолго до того, как будет написано первое слово.
  8. Публичность/приватность – письменное слово может очень сильно варьировать по этому параметру, публичность/приватность одного и того же текста может меняться.
  9. Локальность/нелокальность. Расширенный охват читательской аудитории и публичность/приватность ведет к тому, что письменное слово очень эффективно (особенно в эпоху масс-медиа и Интернета) может использоваться для формирования сообществ и поиска «своих». Если мы ограничены только устным словом, то мы живем преимущественно в рамках своего локального сообщества, повторяя знание, чтобы оно не исчезло, и если мы чем-то отличаемся от своих соплеменников, мы можем только верить, что где-то в мире есть люди, подобные нам. Но когда у нас появляется возможность писать и публиковать нечто, это значит, что есть шанс, что это может прочесть кто-то, кто сможет это так или иначе понять. Естественно, каждый читатель «вчитывает» свое, но все же есть надежда, что где-то есть кто-то, кто сможет увидеть и понять именно то и именно так, что автор хотел сообщить. (Для автобиографической прозы это имеет особое значение.)
  10. Письменная речь позволяет запечатлеть гораздо большую потенциальную многомерность через один канал восприятия последовательно, а устная речь позволяет реализовать селективно актуальную многомерность, симультанно через несколько каналов восприятия. Текст становится отражающей поверхностью для переживаний человека, и получается увидеть их (и себя) с разных сторон.

Как вам кажется, как именно эти различия можно учитывать, используя письменные практики для самопомощи или для помощи другим людям? Если вам вспоминается в связи с этим какая-то история и вы можете ее рассказать – расскажите, пожалуйста.

Page 3

writing_curesПервая моя попытка написать диссертацию завершилась в 2003 году. Я долго возилась с исследованием, набрала кучу материала, что-то для себя поняла… и ушла из аспирантуры.

Понятно было, что времени, сил и внимания вернуться к прежней теме у меня не будет, и было жалко, что материалы лежат и покрываются пылью на полках. А потом настал благоприятный момент, и появился человек, готовый взять две полки собранных материалов, выбрать из них что-то ценное и интересное и двинуться куда-то дальше.

Я очень благодарна Татьяне Лапшиной (в ЖЖta) за то, что она вернула жизнь проекту структурированного эмоционального дневника.Ниже – ссылка на статью Татьяны о том, что такое структурированный эмоциональный дневник, как он возник, как устроен и какую пользу может приносить.

Мне любопытно, что в этой статье ново и интересно для вас, о чем хотелось бы узнать больше?

(хотела вставить статью прямо сюда, но те, кто чинит в ЖЖ то, что не сломано, опять, похоже, _затруднили_ – не получается)

Татьяна Лапшина. Структурированный эмоциональный дневник

Page 4

?

|

writing_cures“Был ли у вас когда-нибудь такой опыт,когда вам удавалось совсем остановиться,полностью присутствовать в своем теле,полностью присутствовать в своей жизни, настолько, чтото, что вы знали и чего вы не знали,что уже сбылось – и грядущее,и то, как дела обстоят сейчас,

не несло в себе ни капли тревоги или дисгармонии?..”

(это цитата из книги Джона Кабат-Зинна “Прийти в себя: исцелить себя и мир внимательностью”
(Затравка – это тема или вопрос для самостоятельного письменного самоисследования в течение 15-20 минут. Если хотите попробовать – возьмите чистый лист или откройте файл, и перепишите в начало “затравку”. А потом поставьте таймер и пишите быстро, не критикуя и не подвергая цензуре, все, что приходит в голову в связи с этой темой. Так можно узнать о себе что-то новое. Особенно в последние семь минут письма, если вы пишете 20 минут.Полезно бывает после работы с “затравкой” написать рефлексивный отклик – о том, каково вам было писать и куда это вас привело.

Если времени не хватило и хочется продолжить – конечно, можно продолжить, в этот же день или в какой-то другой).

В комментарии сюда имеет смысл писать не две-три фразы, с ходу пришедшие вам в голову, а рефлексивный отклик после того, как вы написали где-то у себя отклик на “затравку”.Спасибо.

Источник: https://writing-cures.livejournal.com/61710.html

Урок 1: Наша речь

Чем устная речь человека отличается от письменной?

Язык и речь

Значение языка и речи в жизни людей

Виды речи

Речь устная и речь письменная

Русский язык – язык русского народа

Словарные слова: язык, русский язык.

Язык и речь

Каждый человек владеет большим сокровищем – речью. Это способность человека думать, говорить, выражать чувства, понимать людей. Родной речью люди овладевают постепенно. С момента рождения ребенок произносит звуки, потом слова, фразы и предложения. С развитием человека развивается и совершенствуется речевое сознание.

Русская речь богата и разнообразна. По ней узнают человека, владение речью отличает людей от животных, которым такая особенность не дана.

Задачи речи:

Научить:

– понимать и мыслить;

– разговаривать и общаться;

Развить:

– мышление и логику. (источник изображения)

Культура речи. Волшебные слова нашей речи

Культура речи показывает воспитанность и образованность человека. Она должна быть понятной, красивой, выразительной. В разговоре используют волшебные слова нашей речи. Их немного, но с ними приятнее и легче общаться, располагать людей, показывать доброжелательность и великодушие.

Добрые, вежливые, воспитанные дети и взрослые всегда употребляют слова благодарности (спасибо, пожалуйста), приветствия и прощания (здравствуйте, добрый день, до свиданья, всего хорошего), извинения (извините, простите), знакомства (рад познакомиться, очень приятно), просьбы (окажите любезность, прошу).

Особенности речи состоят в наличии ее видов (устная и письменная речь) и форм (монологическая и диалогическая),а также она напрямую связана с языком. (источник изображения)

Значение языка и речи в жизни людей

Язык имеет два значения:

  1. человеческий орган, который находится у нас во рту.
  2. инструмент, при помощи которого происходит общение между людьми.

Основными работниками инструмента общения являются слова. Они строят предложения. Из этих двух составляющих строится беседа, разговор. Сказки, рассказы, вопросы – это речь. С помощью нее мы передаем мысли. При помощи общения образовывается речевое действие.

Чем отличается речь от языка?

  Язык:– инструмент общения;– история народа;– не изменяетсяРечь:– способность человека говорить;–характерна лишь конкретному человеку;– имеет много вариантов;(источник изображения)

С чем можно сравнить язык и речь?

Язык неизменен, неподвижен, его можно сравнить с высоким, крепким зданием, где важен каждый кирпичик. А речь можно сравнить с ветром – она постоянно изменяется.

Виды речи

1) Внешняя и внутренняя.

Внешняя – общение с разными людьми, внутренняя – общение с собой.

2) Устную и письменную.

3) Пассивная (чтение, слушание) и активная (говорение, письмо).

4) Монологическую и диалогическую. (источник изображения)

В далекие времена, когда люди жили в пещерах, охотясь, добывали пищу, человечество не умело писать и читать. Но их быт, деятельность, а в основном преобладали торговля и ремесла, привели к возникновению письменности. Пиктографическое письмо считается самым ранним видом.

Но к нам дошли различные песни, сказки, истории. Как же такое случилось? Люди передавали сказки, истории, обычаи и традиции из уст в уста. Так произошла устная речевая деятельность. В создании данного вида принимает участие наш рот, но в древние времена вместо «рот» говорили «уста», от этого и произошло название «устная».

C развитием общества, люди стали пытаться сохранить, обозначить многие факты жизни, истории. Они придумывали и писали различные знаки на стенах пещер, на шкуре животных, позже на пергаменте, которые превратились в алфавит. Так возникла письменная речевая деятельность.

Интересный факт!

Пиктограмма – рисунок, изображенный схемами, передает информацию об истории, явлениях и предметах. Но таким письмом могли передаваться лишь маленькие сообщения.

Позже люди научились передавать информацию при помощи условных знаков, которые стали использоваться в пиктограммах. Солнышко изображалось кругом в середине другого круга, а вода изогнутой линией, которая напоминала волну.

Письменная история берет свое начало около 3200 г. до нашей эры, первооткрывателями стали шумеры в Месопотамии.

Стилос – перо из тростника с концом в виде треугольника. Знаки писали на глиняных плитах, которые после высушивали на солнце. Плиты сохранялись долгое время. (источник изображения)

Вскоре знак начал обозначать и звук. Письмо назвали иероглифическим. Создано в Древнем Египте в 3100 г. до н.э. оставалось неизменным в течении трех тысяч лет. В это время появился папирус. Древние египтяне делали надписи на нем. 

(источник изображения)

Иероглифическая письменность распространилась в Китае, Японии и Корее. Кто хотел уметь писать, должен был запомнить огромное количество знаков, поэтому немногие люди умели писать и читать.

Первый алфавит появился в 1700 г. до нашей эры. Состоял из 30 символов, каждый из которых обозначал определенный звук.

Речь устная и речь письменная

Чтобы владеть и использовать устную речевую деятельность, надо уметь говорить, знать значение слов и уметь строить предложения. Чтобы владеть и пользоваться письменной речью – надо знать алфавит, как читаются слова, и уметь писать. (источник изображения)

В речевой деятельности используются:

– интонация

– эмоциональность

– дикция

– жестикуляция

Данный вид речевой деятельности делится на диалогическую и монологическую.

Обрати внимание на текст:

– Добрый день, Анна Ивановна, как дела?

– Здравствуй, Сережа! Спасибо, все хорошо! А как дела у тебя?

– У меня плохо.

– Что случилось?

– А! Двойку схлопотал по русскому языку.

– Что же ты, Сережа, домашнее задание не выучил?

– Да, Анна Ивановна, вчера, вместо того, чтобы к уроку подготовиться, я с ребятами пошел в мяч гонять. А теперь боюсь родителям сказать, заругают ведь.

– Вот что, Сережа. Иди домой и расскажи все родителям. Уверена, за правду ругать не будут, но завтра исправь оценку.

– Хорошо, Анна Ивановна. Так и сделаю. До свиданья!

– До свиданья.

В разговоре Анны Ивановны и Сережи используется устная передача информации. Если участников разговора двое, то речь – диалогическая. (источник изображения)

В русском языке слово «диалог» появилось благодаря греческому языку, где «диа» означает «два», а «лог» – «говорить». Дословно, в переводе на русский язык, это слово обозначает «двое говорящих». Данный вид общения активно поддерживается собеседником. Обрати внимание, что в диалоге используются волшебные слова.

Прочитай текст:

Сегодня я пришел домой грустный и мама заметила. Она спросила, что случилось и я не смог сдержаться. Я начал рассказ: «Был урок математики, и Марья Ивановна вызвала меня к доске решать сложную задачу про конфеты и мандарины. Но вот беда, решение задачи никак не получалось.

Я простоял у доски пятнадцать минут, так ничего и не решил. Марья Ивановна разозлилась, хлопнула ладонью по столу и сказала, чтобы я, неуч, шел на место, и поставила единицу. Меня обидело это до глубины души, я еле сдержал слезы, но не заплакал.

Я ведь мужчина!» (источник изображения)

Данный текст – пример монолога. В монологе участвует один человек. Слово «монолог» пришло из греческого языка. В греческом языке «моно» означает «один», а «лог» – «говорить». В переводе на русский получается «говорит один».

Также есть «полилог», где участников разговора больше двух человек.

Отдельный вид – внутренняя речь. Человек говорит про себя. Она беззвучна и возникает в процессе мышления.

Письменный вид передачи информации бывает художественный и научный. Прочитайте маленький кусочек текста: «Осень – золотая пора. Почему золотая? Она красит деревья в разноцветные краски. Желтые, зеленые, оранжевые, красные. Появляются грибы. Жаль, что реже солнышко радует нас своими теплыми лучиками и птицы улетают в далекие, теплые края».

Писатель с помощью слов пытается передать все яркие, выразительные краски осени. Это художественный текст. Он создается при помощи красивых, ярких, ласковых слов.

А вот еще один пример об осени «Осень – это холодное время года, которое следует за летом. Сентябрь, октябрь, ноябрь – осенние месяцы».

Этот текст более сдержанный, здесь не используются интересные и ласковые слова. Это научный стиль, потому что в нем содержаться строгие, четкие и точные слова.

Чем устная речь отличается от письменной?

1) в устной можно употреблять любые слова, а вот в письменной некоторые слова использовать нельзя, так как в языке есть определенные нормы письменной речи (нельзя использовать разговорные слова, слова-паразиты);

2) в устной можно использовать неполные предложения, что нельзя сделать в письменной;

3)в устной предложения короче, чем в письменной, потому как разговор сопровождается ситуацией. К примеру, если учитель в классе громко и сурово произнес слово «Ребята!», то дети сразу понимают, что надо создать тишину и внимательно слушать. В письменнойполностью ситуацию нам могут передать только сложные предложения;

4) в письменной конец предложения обозначается знаками препинания, показывая, что предложение закончилось, в устной достаточно сделать паузу.

Русский язык – язык русского народа

Русский народ – один из самых древних народов человечества, который прошел многовековую историю.

С развитием общества формировался и укреплялся язык. Русский язык являлся родным для таких великих людей как князь Владимир Киевский, Михаил Ломоносов, Александр Пушкин, Сергей Есенин и другие.

Русский язык в современном мире очень востребован. Среди языков мира он занимает одно из первых мест.

Русский язык берет свои корни от родственных индоевропейских языков, которые происходят от индоевропейского праязыка. Он был родным для предков различных народов, которые проживали на территории Европы и Азии.

Русский – официальный язык Российского государства. Также это средство межнационального общения, так как на территории Российской Федерации проживают люди разных национальностей. Более того он является вторым родным языком для стран Украины, Белоруссии и некоторых других. Для иностранцев он очень тяжел в изучении, так как многие его особенности им не удается понять и освоить.

Этот язык красив, многогранен, и славится богатым словарным запасом. На нем были созданы величайшие произведения русской литературы. (источник изображения)

Словарные слова: язык, русский язык

В русском языке есть слова, написание которых очень сложно запомнить. Их нельзя проверить правилом, а можно проверить лишь заглянув в орфографический словарь. Мы предлагаем тебе, дорогой первоклассник, вести словарик для трудных слов и назвать его «Орфограммка».

И первые слова, которые мы запишем в наш словарик:

– «язык»  «русский язык»

Обязательно подчеркни ту букву, в которой можно сделать ошибку. (источник изображения)

Источник: https://100urokov.ru/predmety/nasha-rech

Разница между письменной и устной речью

Чем устная речь человека отличается от письменной?

Первоначально существовала только устная, то есть звучащая, речь. Затем были созданы специальные знаки, и появилась письменная речь. Однако разница между этими способами общения заключается не только в применяемых средствах, но и во многом другом. Рассмотрим подробней, чем отличается письменная речь от устной.

статьи

Письменная речь – графическая система, служащая для закрепления и передачи информации, один из способов существования языка. Письменная речь представлена, например, в книгах, личных и деловых письмах, служебных документах.

Устная речь – форма языка, выраженная в произносимых и воспринимаемых на слух высказываниях. Общение с применением устной речи может происходить при непосредственном контакте (дружеская беседа, объяснения учителя на уроке) или опосредованно (телефонный разговор).

Развернутость

Письменная речь характеризуется как контекстная. То есть вся необходимая информация заключается только в самом тексте.

Такая речь часто бывает обращена к неизвестному читателю, и в этом случае не приходится рассчитывать на дополнение содержания деталями, которые обычно понятны без слов при непосредственном контакте.

Поэтому письменная речь предстает в более развернутом виде. В ней наиболее полно раскрываются все существенные моменты, описываются нюансы.

Устная речь чаще всего предполагает объединение собеседников конкретной ситуацией, понятной им обоим. При таком положении вещей многие детали остаются несказанными.

Ведь если произносить вслух то, что и без того очевидно, речь получится скучной, даже нудной, неоправданно длинной, педантичной. Другими словами, устная речь имеет ситуативный характер, и поэтому она является менее развернутой, чем письменная.

Зачастую при таком общении для понимания друг друга бывает достаточно лишь намека.

Применяемые средства

Отличие письменной речи от устной состоит в том, что у пишущего нет возможности воздействовать на адресата средствами, которые есть в арсенале у говорящего. Выразительность письменных текстов обеспечивается постановкой пунктуационных знаков, сменой шрифтов, использованием абзацев и прочим.

При устном общении многое можно показать интонацией, взглядом, мимикой, разнообразными жестами.

К примеру, сказанное «прощай» способно в одной ситуации означать «до встречи, я буду ждать», а в другой – «между нами все кончено». В разговоре даже пауза может быть многозначительной.

И иногда случается так, что произнесенная речь потрясает слушателей, а те же слова, просто записанные на бумаге, не производят абсолютно никакого впечатления.

Особенности построения

Мысли на письме должны быть изложены в предельно понятной форме. Ведь если в разговоре слушатель имеет возможность переспросить, а говорящий – пояснить и уточнить что-то, то такое непосредственное регулирование письменной речи является неосуществимым.

К письменной речи предъявляются требования орфографии и синтаксиса. В ней также присутствует стилистический компонент. К примеру, в речи, обращенной к слушателю, допускается использование неполных предложений, поскольку остальное подсказывает ситуация, а незаконченные конструкции на письме во многих случаях считаются ошибкой.

Возможность обдумывания

Вся ответственность за содержание письменного текста ложится на автора. Но вместе с тем он имеет больше времени на обдумывание фраз, их исправление, дополнение. Это во многом относится и к таким разновидностям устной речи, как доклад и лекция, которые тоже подготавливаются заранее.

Тем временем разговорная речь осуществляется в определенный момент общения и направлена на конкретных слушателей. Эти условия иногда вызывают затруднения у говорящего.

Неумение выражать мысли, незнание того, что следует дальше сказать, стремление исправить уже произнесенное, а также желание высказать все разом приводит к заметным ошибкам.

Это прерывистость речи или, напротив, нерасчлененность фраз, ненужное повторение слов, неправильные ударения. В результате содержание речи может остаться понятым не до конца.

Продолжительность существования

Рассмотрим, в чем разница между письменной и устной речью относительно срока действия каждой из них. Обратимся к письменной речи. Важным ее свойством является то, что текст после написания будет длительно существовать независимо от присутствия автора. Даже если сочинителя уже нет в живых, важная информация дойдет до читателя.

Именно то, что течение времени не оказывает влияния на письмо, дает человечеству возможность передавать из поколения в поколение накопленные знания и сохранять историю в летописях. Между тем устная речь живет только в момент звучания. При этом присутствие автора является обязательным. Исключение составляют высказывания, записанные на носители.

Вид речи: письменнаяВид речи: устная
Закреплена графическиПередается голосом
КонтекстнаяСитуативная
РазвернутаяМенее развернута
Используются знаки препинания, дробление текста, смена шрифта и прочееДополняется жестами, соответствующей мимикой, игрой интонации
Должна соответствовать требованиям орфографии, синтаксиса, стилистикиОтсутствуют правила, характерные для письменной речи
Более продуманаСпонтанная, за исключением подготовленных докладов, лекций
При чтении присутствие автора не требуетсяОбязательно присутствие автора
Длительно существует после написанияЖивет в момент звучания

Источник: https://TheDifference.ru/chem-otlichaetsya-pismennaya-rech-ot-ustnoj/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.