Что лучше ГАЗ-66 или ЗИЛ-131: сравнение и отличительный особенности

Газ 66, особенности самосвала, бензина и дизеля, технические характеристики военного грузовика, устройство кабины, двигатель и лебедка

Что лучше ГАЗ-66 или ЗИЛ-131: сравнение и отличительный особенности

Грузовой автомобиль ГАЗ-66 известен многим как военный грузовик повышенной проходимости. Во времена СССР военный Газ-66 (в народе известный как «Шишига») был лучшим автомобилем для эксплуатации в тяжёлых условиях.

Хотя короткая кабина автомобиля по харизматичности не дотягивала до кабины ЗИЛ-131, данный автомобиль значительно превосходил ЗИЛ по проходимости. Грузовик использовался в сельском хозяйстве, геологами и конечно же в армии.

История появления автомобиля ГАЗ-66

Первая серийная модель автомобиля ГАЗ-66 была выпущена в 1964 году. Устройство данного грузовика было настолько удачным, что его производство продолжалось даже после распада СССР, вплоть до 1995 года, причём отдельные модификации этого автомобиля выпускались до 1999 года.

Данная модель разрабатывалась для того, чтобы заменить ГАЗ-62, грузоподъёмность и размеры которого оказались недостаточными для суровых условий эксплуатации. Новый автомобиль должен был перевозить почти в два раза больше груза и обладать более внушительными габаритами.

Работы по созданию нового грузовика начались в 1960 году. За основу новой модели был взят ГАЗ-62, который хотя и обладал небольшими размерами и грузоподъёмностью, отличался отличными внедорожными качествами.

Над автомобилем работала группа конструкторов, которую возглавляли:

  • Р. Заворотный, который был главным конструктором на начальных этапах разработки;
  • Так как руководству показалось, что работы продвигаются слишком медленно, было принято решение назначить главным конструктором О. Образцова.

Работу на всех её этапах контролировал А. Д. Просвирин.

В результате, готовый автомобиль стал прорывом конструкторской мысли тех лет:

  • На ГАЗ-66 впервые за всю историю автомобилестроения СССР был установлен v-образный 8 цилиндровый двигатель;
  • Компоновка моторного отсека под кабиной позволила увеличить размер кузова для перевозки грузов, оставив длину автомобиля минимальной;
  • Автомобиль был оснащён вакуумными тормозами;
  • Рулевое управление оснащалось гидроусилителем.

Кроме того, грузовая платформа получилась цельнометаллической.

ГАЗ-66 оказался настолько популярен и незаменим, что его выпускали в течение 35 лет. Этот автомобиль первым получил Государственный знак качества, кроме того, на его счету золотая медаль Лейпцигской ярмарки 1967 года.

Модификации автомобиля ГАЗ-66 и его военное применение

Так как дороги СССР в те годы не отличались качеством (особенно вне больших городов), ГАЗ-66 был очень популярен. Его основным предназначением была перевозка грузов и людей.

Достаточно редко встречающаяся сейчас машина на наших дорогах – это ГАЗ-66 самосвал. Данная техника могла работать там, где другие грузовики застревали в грязи. Автомобиль ГАЗ- 66 самосвал очень понравился строителям, работающим в тяжёлых условиях.

В 70-80-е годы ГАЗ-66 самосвал можно было встретить в самых диких уголках СССР, начиная от песков Таджикистана и заканчивая северной тундрой.

Лебёдка, которой оснащались некоторые модификации ГАЗ-66, помогала вытаскивать автомобиль из самых непроходимых топей.

ГАЗ-66 с открытым кузовом

Так как размеры шасси ГАЗ-66 позволяли устанавливать на нём различное оборудование, было создано множество модификаций на базе данной модели. Все они отличались отличной проходимостью в условиях бездорожья, потому что редуктор ГАЗ-66 отлично распределял крутящий момент между колёсами.

Данные автомобили использовались в качестве тягачей на аэродромах.

Огромную популярность эта машина завоевала и в десантных войсках, так как сбалансированное распределение центра тяжести помогало данному грузовику «десантироваться» на все 4 колеса.

Его компактные размеры позволяли загрузить ГАЗ-66 в транспортный самолёт (существует мнение, что ГАЗ-66 был создан именно для ВДВ), хотя конкретно для ВДВ существовала отдельная модификация ГАЗ-66 Б, кабина которого была складной.

В 1985 года модель ГАЗ-66 была подвергнута модернизации, в результате которой машина получила:

  • Двигатель увеличенной мощности;
  • Изменённую тормозную систему;
  • Новую светотехнику.

В 1993 году появился ГАЗ-66 дизель. Хотя данная модификация выпускалась всего около 7 лет, ГАЗ-66 дизель успел завоевать огромную популярность благодаря высокому крутящему моменту, значительно превосходящему ГАЗ-66 бензин.

В 1999 году на смену ГАЗ-66 пришёл новый ГАЗ «Садко», после чего производство «Шишиги» остановилось.

ГАЗ-66 — технические характеристики

Размеры ГАЗ-66 достаточно компактны, при этом длина кузова составляет 5805 мм, ширина – 2322 мм, высота – 2520 мм, чего вполне достаточно для перевозки крупногабаритных грузов. Колёсная база этого автомобиля составляет 3300 мм.

Ширина колеи для передних колёс составляет 1800мм, при этом ширина задней колеи – 1750мм. Такие характеристики позволяют автомобилю уверенно двигаться в пределах колеи.

Грузоподъёмность данного автомобиля составляет 2 тонны, причём этот вес ГАЗ-66 должен везти по любой (даже по самой сложной) местности.

Так как кабина ГАЗ-66 расположена над двигателем, это делает обзорность из кабины просто удивительной. Высота кабины также способствует улучшению обзорности. Конечно, такое расположение кабины имеет и свои минусы:

  • Залезть в кабину достаточно сложно (по сравнению с другими грузовыми автомобилями);
  • Размер кабины небольшой, что делает поездки на дольгие дистанции утомительными;
  • Летом мотор очень сильно нагревает кабину;
  • Солдаты, которым приходилось передвигаться на ГАЗ-66 в условиях ведения боевых действий, старались занимать место в кузове. Данная предосторожность была неслучайной, ведь кабина, которая находится прямо над колёсами, сразу поражается осколками мины, на которую может наехать автомобиль.

Двигатель ГАЗ-66 представляет собой инновационную разработку для своих лет. Этот V-образный карбюраторный восьмицилиндровый мотор, объёмом 4,25 литра, развивает 115 лошадиных сил, при 3500 оборотов в минуту. Конечно, такие характеристики выглядят сейчас смешными, но в 60-е годы это был один из лучших моторов для грузовиков.

Максимальная скорость ГАЗ-66 составляет 90 километров в час, после чего срабатывает ограничитель скорости. Так как данный автомобиль разрабатывался для пересечённой местности, высокие скоростные характеристики данному автомобилю не нужны. Двигатель ГАЗ-66 оснащён предпусковым подогревателем.

Коробка передач ГАЗ-66 механическая, имеющая 4 передачи, причем две из них с синхронизаторами (третья и четвёртая). Понижающий делитель обычно включается при преодолении крутых склонов или на бездорожье.

Именно этой функцией активно пользуются современные владельцы ГАЗ-66, приобретающие их для охоты или участия во внедорожных соревнованиях.

Для тех, кто часто использует данный автомобиль на дорогах с качественным покрытием, очень кстати будет функция отключения переднего моста ГАЗ-66, которая помогает экономить топливо.

Так как «Шишига» является техникой, которая рассчитана на работу в условиях, далёких от цивилизации, на неё установлены два топливных бака, суммарным объёмом в 210 литров. Согласно заводским параметрам, расход топлива ГАЗ-66 составляет около 22 литров на сто километров, поэтому двух баков топлива теоретически должно хватить на 800 километров пробега.

Если поинтересоваться у реальных владельцев расходом топлива, окажется, что заводские параметры значительно занижены. Средний расход топлива ГАЗ-66 по отзывам владельцев, составляет около 30 литров. Причём это число увеличивается, когда автомобилю приходится ехать по бездорожью.

Шины, которые стандартно устанавливались на ГАЗ-66, имеют размер 320х80 R18, имеющие внедорожный рисунок протектора. Шины такого размера позволяют данному автомобилю успешно преодолевать глубокие броды, грязь и снег.

При таком размере шин существует проблема разворота, радиус которого составляет около 19 метров.

На автомобиле ГАЗ-66 установлена система автоматической подкачки шин, которая работает благодаря компрессору, имеющему привод от двигателя.

Проходимость ГАЗ-66

Феноменальная проходимость машины стала возможной не только благодаря колёсной формуле 4х4, но и высокому клиренсу. Именно идеальное распределение центра тяжести позволяет «Шишиге» проехать там, где застревают более мощные грузовики. Конечно, без полного привода и высокого клиренса из ГАЗ-66 внедорожник бы не получился.

Современные охотники и спортсмены, эксплуатирующие ГАЗ-66 в тяжёлых условиях, меняют стандартные шины на более большие и широкие. После такой нехитрой манипуляции клиренс автомобиля существенно увеличивается.

Конструкция мостов автомобиля ГАЗ-66

Задний мост автомобиля ГАЗ-66 состоит из следующих частей:

  • Полуоси;
  • Цапфы;
  • Редуктор;
  • Картер.

Редуктор, который обеспечивает распределение усилий между колёсами, находится в картере. Найти его расположение можно по характерному утолщению. Редуктор состоит из шестерен, дифференциала и подшипников.

Передний мост ГАЗ-66 работает по такой же схеме, как и задний, только вместо полуосей там стоят шарниры угловых скоростей.

Техническое обслуживание и уход за мостами ГАЗ-66

Для того, чтобы эксплуатация ГАЗ-66 была беспроблемной, рекомендуется не реже одного раза в год проводить техническое обслуживание мостов и редукторов. Данное обслуживание включает в себя следующие процедуры:

  • Проверка уровня масла в картере, замена масла, если оно потеряло свои свойства;
  • Смазывание или шприцевание всех подвижных шарниров;
  • Проверка и затяжка всех узлов и соединений;
  • Контроль всех узлов на протекание масла.

Если ГАЗ-66 эксплуатируется большую часть времени на дорогах с качественным покрытием, то замена масла в мостах должна проводиться не реже, чем один раз на каждые 60 000 километров пробега.

Если автомобиль эксплуатируется в сложных условиях, интервал замены масла существенно сокращается.

Если автомобилю приходится преодолевать водные преграды и существует вероятность того, что в мосты может попасть вода, рекомендуется произвести замену масла при первой же возможности, так как масло, смешавшись с водой, потеряет свои свойства.

Стоимость ГАЗ-66 в наши дни

Последние экземпляры ГАЗ-66 сошли с конвейера почти 20 лет назад. Тем не менее, эти внедорожные грузовики до сих пор популярны у рыбаков, охотников и любителей внедорожных соревнований.

На базе ГАЗ-66, оборудованного кунгом, получается отличный временный дом для ночёвок.

Охотники не стеснённые в средствах, могут сделать из ГАЗ-66 полноценный дом на колёсах, пригодный для круглогодичного проживания.

Стоимость данных автомобилей начинается от 70 000 рублей. За эту сумму можно приобрести автомобиль на ходу, но не в лучшем техническом состоянии.

Если ГАЗ-66 нужен вам для охоты или рыбалки, стоит поискать армейские автомобили с консервации.

Если «Шишига» нужна для гонок в грязи, то можно брать недорогой экземпляр, с хорошо сохранившейся рамой, так как для гонок всё равно понадобится глубокая модернизация.

За годы производства завод выпустил около миллиона грузовиков ГАЗ-66, которые до сих пор остаются популярными у специализированных служб, охотников и рыбаков.

Источник: https://WarWays.ru/gruzovye-mashiny/gaz-66.html

Что лучше ГАЗ-66 или ЗИЛ-131: сравнение и отличительный особенности

Что лучше ГАЗ-66 или ЗИЛ-131: сравнение и отличительный особенности

Рассмотрим два легендарных грузовика советского производства ГАЗ-66 и ЗИЛ-131. Обе машины появились на свет в 60-х годах, имеют богатое армейское прошлое и обрели немалую популярность у геологов и туристов. Оба автомобиля имеют достаточно хорошую проходимость и грузоподъемность.

ГАЗ-66

ГАЗ-66, в просторечии «Шишига», что созвучно с номером 66, откуда и произошло название, — это двухосный полноприводной грузовик. Имеет бензиновый восьмицилиндровый четырехтактный двигатель объемом 4254 куб.

см. и мощностью 120 л.с. Передний мост является отключаемым. Коробка передач механическая, 4-ступенчатая с синхронизаторами на третьей и на четвертой передачах.

Дорожный просвет достаточно большой — он составляет 315 мм.

Колесная база машины около 3,3 м. Радиус разворота 9,5 метров. Глубина преодолеваемого брода 0,8 метра. Штатная емкость бака 210 л. Максимальная скорость достигает 90 км/ч, при этом расход топлива составляет от 20 до 30 литров на 100 км.

Отличительная особенность автомобиля – компактность его кабины, расположенной прямо над двигателем. Она крепится на шарнирах и для осмотра и обслуживания двигателя откидывается вперед.

ЗИЛ-131

Это трехосный грузовик повышенной проходимости. Исходно являлся заменой устаревшего к середине 60-х годов ЗИЛ-157. Базовая модель имеет бензиновый V-образный восьмицилиндровый двигатель мощностью 150 л.с. Этот двигатель унифицирован с двигателем другого популярного в советское время грузовика ЗИЛ-130.

Также в комплектацию входят гидроусилитель руля и электропневматический привод на передний мост. Коробка передач — механическая 5-ступенчатая с синхронизаторами на старших трех передачах. Клиренс грузовика составляет 330 мм, колесная база 3,3 м + 1,2 м. Максимальная скорость 80 км/ч. Расход топлива составляет от 40 до 55 литров на 100 км.

С 1980х годов выпускались также ЗИЛы с дизельными моторами с мощностями от 100 л.с. и 180 л.с. и со средним расходом около 25 литров на 100 км. Радиус разворота составляет около 10,5 метров. Преодолеваемый брод до 1,4 метра. Ведущими являются все шесть колес, передний привод отключаемый.

Сходства

Значительная часть и тех и других автомобилей производилась для Советской Армии. Оба по-своему надежны с прогнозируемым ресурсом.

Конечно на фоне современных грузовиков, предназначенных только для езды по асфальтированным дорогам, с ресурсом в несколько сотен тысяч километров, эти машины не идут ни в какое сравнение, но зато они обладают большим преимуществом, заключающимся в их проходимости. Если своевременно и четко в соответствии с пробегом проводить техническое обслуживание, то машины не подведут.

Проходимость у обоих грузовиков примерно одинаковая на фоне остальных автомобилей, поэтому условно они относятся к одному классу. И на тот и на другой грузовик обычно ставят утепленный кунг, который можно превратить в полноценный жилой отсек. Собственно, по этой причине грузовики и являются столь популярными у рыбаков, охотников и туристов, покупающих их под личные нужды.

К недостаткам машин безусловно относится большой расход топлива. Отсутствие синхронизаторов для первых двух передач, накладывает свои ограничения на водителя – не привыкшим ездить с двойным выжимом и перегазовкой будет тяжело.

Различия

Главных различий два. Во-первых, это грузоподъемность машин, и как следствие из нее колесные формулы. ЗИЛ трехосный и грузоподъемность у него выше, чем у двухосного ГАЗа – три с половиной тонны по грунту и пять тонн по асфальту, против двух тонн. Как следствие, ЗИЛ длиннее – чуть более 7 м, в отличие от 5,6 метровой Шишиги.

Двигатель у ЗИЛа не только мощнее, но и обладает в полтора раза большим моментом — 41 кГс*м. У ГАЗа момент всего 29 кГс*м, поэтому, например, трогаться в горку с места и буксировать прицепы на ГАЗе труднее.

Второе отличие – компоновка. ГАЗ обладает откидной кабиной, изначально расположенной над двигателем, ЗИЛ же обладает классической капотной кабиной. Из-за этих отличий возникают совершенно разные подходы в обслуживании и ремонте машин.

Что лучше

Грузовики являются взаимодополняющими друг друга. ГАЗ-66 более легкий и маневренный, в то время как ЗИЛ-131 более грузоподъемный. Как таковых преимуществ у одного перед другим нет – все они не даются бесплатно.

Например, на ГАЗе можно увести меньшее количество инвентаря или оборудования, чем на ЗИЛе, а если говорить о жилом кунге, то у ЗИЛа в нем больше вместимость.

Но вместе с тем у ГАЗа намного меньший расход топлива, и он дешевле в эксплуатации.

За счет меньшего радиуса разворота и меньшей массы на ГАЗе проще маневрировать. У него также выше максимальная скорость движения. Вместе с тем, проходимость выше у ЗИЛа, как за счет того, что у него на два колеса больше, так и за счет более мощного мотора.

Если ездить в поход, на рыбалку или в экспедицию малочисленной группой, то ГАЗ-66 выглядит более предпочтительным.

Если же группа большая, и вместительность играет решающую роль по сравнению со скоростью и расходом топлива, то тут однозначное преимущество будет у ЗИЛ-131.

Источник: https://vchemraznica.ru/chto-luchshe-gaz-66-ili-zil-131-sravnenie-i-otlichitelnyj-osobennosti/

Особенности устройства автомобилей ГАЗ-66, Урал-375д, ЗИЛ-131 и КРАЗ-255б

К автомобилям, используемым в войсках, одним из главных требований является высокая проходимость. Это требование обусловлено необходимостью движения в трудных дорожных условиях и по бездорожью.

Повышение проходимости автомобиля достигается увеличением числа осей, в том числе ведущих, и применением дифференциалов повышенного трения, большим количеством передаточных чисел в трансмиссии, применением шин увеличенного профиля с регулируемым давлением воздуха при помощи шиноподкачивающего устройства. Кроме этого, на автомобилях повышенной проходимости устанавливаются лебедки для подтягивания и погрузки грузов, а также для вытаскивания застрявших автомобилей и самовытаскивания.

Ниже даются краткие сведения об устройстве автомобилей повышенной проходимости.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Автомобиль ГАЗ-66 типа 4 X4, двухосный, повышенной проходимости, грузоподъемностью 2 т. Шины специальные переменного давления.

В целях обеспечения хорошего доступа к двигателю, сцеплению, коробке передач и другим агрегатам и узлам при их техобслуживании кабина автомобиля выполнена откидывающейся вперед (рис. 150).

Рис. 150. Кабина автомобиля ГАЗ-66:
а — откинута; б — в рабочем положении; 1 — защелка; 2 и 6 — пружины; 3 и 4 стержни; 5 — ось; 7 и 9—балки рамы; 8 — запорный механизм.

Рис. 151. Карданная передача автомобиля ГАЗ-66:
а — карданная передача; б — карданный шарнир равных угловых скоростей шарикового типа в сборе; в — детали шарнира; 1 — передний ведущий мост; 2 — коробка передач; 3 — передний карданный вал; 4 — промежуточный карданный вал; 5 — раздаточная коробка; 6 — задний карданный вал; 7 — задний ведущий мост.

Двигатель четырехтактный, карбюраторный 8-цилиндровый с V-образным расположением цилиндров, мощностью 85 кВт (115 л. с.).

Трансмиссия состоит из сцепления, коробки передач, раздаточной; коробки, карданной передачи и ведущих мостов.

Сцепление однодисковое с периферийным расположением нажимных пружин и гидравлическим приводом.

Коробка передач четырехступенчатая, имеет четыре передачи для движения вперед и одну заднего хода. Для безударного включения третьей и четвертой передач в коробке установлен синхронизатор инерционного типа.

Раздаточная коробка имеет две передачи: прямую и понижающую, передает крутящий момент на передний и задний ведущие мосты.

Карданная передача состоит из трех валов с карданными шарнирами: промежуточный вал передает усилие от коробки передач к раздаточной коробке, передний от раздаточной коробки к переднему мосту и задний от раздаточной коробки к заднему ведущему мосту (рис. 151, а).

Ведущие мосты передний и задний имеют коническую гипоидную одинарную главную передачу, в которой ось ведущей шестерни смещена вниз на 32 мм. Для повышения проходимости автомобиля в обоих мостах установлены кулачковые дифференциалы повышенного трения, главные передачи и дифференциалы мостов унифицированы и монтируются в отдельных картерах редукторов.

Полуоси полностью разгруженные, у переднего ведущего моста снабжены шарнирами равной угловой скорости шарикового типа (рис. 151, б), что обеспечивает одинаковые скорости вращения полуосей независимо от угла* между ними при поворотах управляемых колес.

Подвеска автомобиля осуществляется на продольных полуэллиптических рессорах с гидравлическими амортизаторами телескопического типа двустороннего действия.

Рулевое управление включает рулевой механизм и рулевой привод. Рулевой механизм состоит из глобоидального червяка и трехгреб-невого ролика. Рулевой вал составлен из верхнего и промежуточного валов, соединенных между собой и с рулевым механизмом при помощи карданных шарниров.

Рулевой привод с гидроусилителем, уменьшающим величину усилия, прилагаемого водителем к рулевому колесу для поворота колес, а также ослабляющим ударные нагрузки от неровностей дороги. Гидроусилитель состоит из насоса, клапана управления, силового цилиндра и маслопроводов.

Тормозная система включает рабочий и стояночный тормоза.

Рабочий тормоз с гидравлическим приводом и гидровакуумным усилителем действует на колодочные тормозные механизмы всех четырех колес.

Стояночный тормоз колодочный барабанного типа, установлен на валу раздаточной коробки. Привод стояночного тормоза механический.

Лебедка устанавливается на передней части рамы автомобиля. Ее привод осуществляется через карданную передачу (два карданных вала с шарнирами и промежуточной опорой) от коробки отбора мощности.

Коробка отбора мощности устанавливается на картере коробки передач с правой стороны, ее ведущая шестерня получает вращение от шестерни третьей передачи промежуточного вала коробки передач.

Автомобиль Урал-375Д трехосный, типа 6×6, грузоподъемностью 4,5 т.

Двигатель V-образный, четырехтактный, 8-цилиндровый, карбюраторный, мощностью 130 кВт (175 л. е.).

Сцепление двухдисковое с периферийным расположением нажимных пружин, с механическим приводом управления от педали через рычаги, тягу и вилку.

Коробка передач механическая пятиступенчатая с двумя синхронизаторами (второй — третьей и четвертой — пятой передач).

Раздаточная коробка механическая двухступенчатая с межосевым цилиндрическим блокируемым дифференциалом, распределяющим крутящий момент между передним мостом и тележкой двух задних мостов.

Карданная передача состоит из 4 карданных валов с шарнирами на игольчатых подшипниках. Промежуточный карданный вал передает крутящий момент от коробки передач к раздаточной коробке. Передний — на главную передачу переднего моста от раздаточной коробки. Два карданных вала передают крутящий момент на главные передачи среднего и заднего ведущих мостов.

Ведущие мосты имеют двойные главные передачи и дифференциалы, составляющие редуктор ведущего моста. Двойная главная передача состоит из пары конических шестерен со спиральными зубьями и пары цилиндрических косозубых шестерен. Редукторы всех ведущих мостов взаимозаменяемы. Дифференциалы с четырьмя коническими сателлитами.

Полуоси полностью разгруженные, у переднего моста имеют шарниры равных угловых скоростей дискового типа.

Подвеска передняя на двух полуэллиптических рессорах с двумя гидравлическими амортизаторами. Задняя подвеска балансирная на двух полуэллиптических рессорах с ограничительными тросами на среднем мосту. Толкающие усилия передаются реактивными штангами.

Колеса с разъемным ободом и распорным кольцом. Запасное колесо крепится в держателе с гидроподъемником. Шины специальные переменного давления.

Рулевое управление с гидравлическим усилителем. Рулевой механизм состоит из червяка и зубчатого сектора.

Рабочий тормоз колодочный на всех колесах, привод пневмогид-равлический, совместный на передний и средний мосты и отдельный на задний мост.

Стояночный тормоз барабанного типа с внутренними колодками, установлен на выходном валу раздаточной коробки. Привод стояночного тормоза сблокирован с комбинированным тормозным краном для затормаживания прицепа.

Платформа цельнометаллическая с задним откидным бортом, оборудована откидными скамейками и съемным тентом.

Дополнительное оборудование состоит из коробки отбора мощности, коробки дополнительного отбора мощности и лебедки.

Коробка отбора мощности (от коробки передач) двухскоростная, реверсивная, предназначается для привода дополнительных агрегатов.

Коробка дополнительного отбора мощности (от раздаточной коробки) служит для привода лебедки, установленной сзади автомобиля. Привод лебедки осуществляется тремя карданными валами: передним, промежуточным и задним.

Автомобиль ЗИЛ-131 трехосный, типа 6×6, повышенной проходимости, грузоподъемностью 3,5 т (на дорогах с твердым покрытием до 5 т).

Двигатель V-образный, четырехтактный, 8-цилиндрозый, карбюраторный, мощностью 110 кВт (150 л. е.).

Сцепление однодисковое с периферийным расположением нажимных пружин и механическим приводом.

Коробка передач с пятью передачами для движения вперед и одной заднего хода. Включение второй — третьей и четвертой — пятой передач осуществляется при помощи двух синхронизаторов инерционного типа.

Раздаточная коробка с двумя передачами, прямой и понижающей. Включение переднего моста автоматическое электропневматическим клапаном при включении понижающей передачи в раздаточной коробке.

При включении прямой передачи передний мост выключается принудительно переключателем, установленным на переднем щитке приборов.

Включение переднего моста сопровождается загоранием контрольной лампы на щитке приборов.

Карданная передача состоит из четырех валов с карданными шарнирами: промежуточный вал передает крутящий момент от коробки передач к раздаточной коробке, передний от раздаточной коробки на передний ведущий мост, средний и задний валы — соответственно на средний и задний ведущие мосты (рис. 152).

Рис. 152. Карданная передача автомобиля ЗИЛ-131:
1 — коробка передач; 2 — промежуточный карданный вал; 3 — раздаточная коробка; 4 — карданный вал среднего моста; 5 — средний мост; 6 — карданный вал заднего моста; 7 — задний мост; 8 — карданный вал переднего моста; 9 — передний мост.

Ведущие мосты имеют двойные главные передачи с дифференциалами с коническими сателлитами. Полуоси полностью разгруженные, у переднего моста снабжены шарнирами равной угловой скорости шарикового типа.

Передняя подвеска автомобиля состоит из двух полуэллиптических рессор и двух гидравлических амортизаторов двустороннего действия.

Задняя подвеска автомобиля — балансирного типа на двух полуэллиптических рессорах. Толкающие усилия и реактивные моменты передаются на раму от каждого моста тремя реактивными штангами.

Шины специальные переменного давления. Давление воздуха может регулироваться из кабины водителем при помощи шиноподкачи-вающего устройства в пределах 0,42…0,05 МПа (4,2…0,5 кгс/см2) в зависимости от дорожных условий.

Рулевое управление с гидравлическим усилителем, расположенным в общем картере с рулевым механизмом. Рулевой механизм состоит из винта с гайкой на центрирующих шариках и рейки, зацепляющейся с зубчатым сектором.

Насос гидроусилителя лопастной приводится во вращение ремнем от шкива коленчатого вала.

Передача усилия от рулевого колеса осуществляется через карданную передачу с двумя шарнирами, что уменьшает деформацию от колебаний кабины относительно рамы автомобиля.

Рабочий тормоз колодочный с пневматическим приводом на все колеса.

Стояночный тормоз колодочный барабанного типа установлен на валу раздаточной коробки. Привод стояночного тормоза механический, сблокирован с тормозным краном так, что одновременно приводятся в действие тормоза прицепа.

Лебедка с червячным редуктором и автоматическим тормозом, установлена на переднем конце рамы. Привод лебедки осуществляется от коробки отбора мощности, установленной с правой стороны коробки передач при помощи двух карданных валов с промежуточной опорой.

Автомобиль КрАЗ-255Б трехосный, типа 6×6, грузоподъемностью 7,5 т.

Двигатель четырехтактный 8-цилиндровый дизель с V-образным расположением цилиндров с непосредственным впрыском, мощностью 175 кВт (240 л. е.).

Сцепление двухдисковое с периферийным расположением нажимных пружин и механическим приводом управления.

Коробка передач пятиступенчатая, имеет пять передач для движения вперед и одну заднего хода. Два синхронизатора инерционного типа служат для включения второй — третьей и четвертой — пятой передач.

Раздаточная коробка двухступенчатая с межосевым дифференциалом, распределяющим момент между средним и задним ведущим мостами.

Коробка отбора мощности устанавливается на раздаточной коробке, получает привод от ее ведущего вала и предназначается для привода лебедки при помощи специального карданного вала.

Карданная передача состоит из пяти карданных валов: промежуточного от коробки передач к раздаточной коробке, двух валов привода переднего и среднего ведущих мостов, промежуточного и основного

валов привода заднего ведущего моста от раздаточной коробки (рис. 153, а).

Ведущие мосты состоят из двухступенчатых главных передач и дифференциалов с коническими сателлитами. Полуоси полностью разгруженные, у переднего моста имеют шарниры равных угловых скоростей дискового типа (рис. 153, б).

Передняя подвеска на двух полуэллиптических рессорах с двумя телескопическими гидравлическими амортизаторами, концы рессор закреплены в резиновых подушках.

Задняя подвеска балансирная, на двух продольных полуэллиптических рессорах. Толкающие усилия и реактивные моменты передаются системой из шести реактивных штанг.

Шины широкопрофильные. Давление воздуха в шинах может регулироваться водителем из кабины при помощи шиноподкачивающего устройства в пределах 0,35…0,1 МПа (3,5… 1,0 кгс/см2) в зависимости от дорожных условий.

Рис. 153.

Схема карданной передачи автомобиля КрАЗ-255Б (а) и детали его карданного шарнира дискового типа равной угловой скорости (б):I — передний ведущий мост; 2 — коробка передач; 3 — промежуточный карданный вал; 4 — раздаточная коробка; 5 — промежуточный карданный вал привода заднего моста; 6 — средний ведущий мост; 7 — основной карданный вал привода заднего моста; 8 — задний мост; 9 — карданный вал привода среднего моста; 10 — карданный вал привода переднего моста;

II — ведомая полуось; 12 — вилки; 13 кулаки; 14 — диск; 15 — ведущая полуось.

Рулевое управление состоит из рулевого механизма и рулевого привода. Рулевой механизм — винт, гайка — рейка с перекатывающимися шариками и зубчатый сектор. В рулевом приводе имеется гидроусилитель.

Рабочий тормоз колодочной на все колеса с пневматическим приводом.

Стояночный тормоз колодочный барабанного типа, установлен на валу раздаточной коробки привода заднего моста.

Лебедка расположена под платформой и предназначается для самовытаскивания и вытаскивания застрявших автомобилей, для облегчения погрузки тяжелых грузов. Она оборудована специальным тросо-укладчиком. Для обслуживания лебедки в передней части пола платформы имеется люк.

Рекламные предложения:

Читать далее: Организация движения и управления при автомобильных перевозках

Категория: – Техническое обслуживание автомобилей

→ Справочник → Статьи → Форум

Источник: http://stroy-technics.ru/article/osobennosti-ustroistva-avtomobilei-gaz-66-ural-375d-zil-131-i-kraz-255b

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.