Формирование и развитие человека — чем они отличаются
Формирование и развитие человека — чем они отличаются
Человеческая жизнь насчитывает множество процессов, которые в разных временных периодах так или иначе оказывают свое влияние.
Наличие определенных свойств этих событий могут сказываться на развитии и формировании человека, его жизни и характере. Обе категории относятся к понятиям общенаучного направления.
Развитие и формирование часто применяется в контексте философских, социальных, политических, экономических и педагогических категорий.
Суть формирования, как понятия
Формирование представляет собой процесс становления личности человека под воздействием определенного количества факторов внешней и внутренней среды обитания. К подобным фактором относят:
- Социальные.
- Политические.
- Экономические.
- Финансовые.
- Экологические.
- Педагогические.
- Внутриличностные.
Воспитание, как процесс который входит в состав практически каждой среды может играть ключевую роль в процессе формирования личности, как таковой. Конечный результат формирования означает завершение процесса, готовность личности, отсутствие высокой степени восприятия к внешним и внутренним раздражителям.
Достижение определенного уровня, задачи, завершение длительного проекта или работы также можно считать сформированным процессом, который имеет итог, завершенность, зрелость, законченность. Чаще всего понятие формирование используется в отношении психологии и педагогики как наук, тесно формирующих личность и социум в целом.
С точки зрения педагогических догм, категория формирования не имеет четко выраженных правил, норм.
Еще не сформировано окончательное влияние факторов на личность, поскольку процесс эволюционирования продолжается по сей день.Смысл понятия постоянно меняется, его трактовка может быть чрезмерной и охватывать огромную степень сопутствующих понятий или скупо означать развитие конкретного качества.
Педагогическая литература воспринимает понятие «формирование», как действие внешних факторов, исходящих из социальной среды, которые осуществляют дикие, стихийные, бесконтрольные воздействия на человека. Уличная среда и окружение чаще всего и формируют личность начиная с этапа раннего детского возраста и дальше по жизни.
Развитие, суть понятия
Развитие-понятие,которое так же не имеет конкретизированного обозначения,но в обобщенном виде с точки зрения педагогики трактуется, как результат изменений происходящих с человеком в отношении качественных и количественных дифференциаций. Процесс развития не имеет конечного этапа и происходит с личностью в виде постоянных:
- Стабильных и регулярных изменений.
- Метаморфозами различных событий.
- Дифференциацией от простых к сложным состояниям и навыкам.
- Восхождением от низшей категории умений к высшей.
Развитие — процесс,который наочно демонстрирует теорию взаимоперехода, которая гласит о том,что человек на протяжении жизни совершает переход количественных изменений в качественные и наоборот, в зависимости от сложившейся ситуации или возрастных параметров.
Развитие состоит из нескольких категорий, которые непосредственно оказывают свою степень влияния:
- Движение. Развитие представляет собой постоянный процесс движения, вне зависимо от возрастных параметров.
- Источник.Наличие базы знаний стимулирует порождение процесса.
- Условия. Процесс невозможен в состоянии полной изоляции, необходимо воздействие из вне.
- Факторы. К данной категории относят генетическую предрасположенность, семейный устав, степень воспитания.
- Диалектика. Выражается в метаморфозе от количественного к качественному.
Чем отличается формирование от развития?
Обоюдными качествами развития и формирования является следствием внешних и внутренних факторов, которые совершают определенные метаморфозы с личностью человека.
Исходя из определения, то синонимом в отношении характеристики личности выступает как развитие, так и формирование. Источник развития, как и формирования всегда находится вне личности.
Развитие отличается тем, происходит непосредственно от воздействия близких людей,семьи и друзей.
Процесс развития может происходить только у живого человека, в то же время формованию подвластно общество и социум в целом. В тоже время развитие-состояние происходящее при личностной активности и желании, в тоже время формирование может происходить без согласия и происходить пассивно от влияния из вне.
Развитие предполагает наличие качественного результата после воздействия определенных действия, а формирование требует лишь выполнение определенного задания и цели, без конкретизированного положительного эффекта.
Источник: https://vchemraznica.ru/formirovanie-i-razvitie-cheloveka-chem-oni-otlichayutsya/
Формирование и развитие личности: процесс, факторы, условия, этапы
Личность – системное качество индивида, приобретаемое им в ходе культурно-исторического развития (А. Н. Леонтьев). Как личность человек проявляет себя в системе отношений. Однако отношения в свою очередь оказывают влияние на формирование личности. Какие еще закономерности можно выявить в развитии личности, и какие факторы влияют на ее становление – давайте разберемся.
Детерминанты развития
Детерминанты – факторы и условия, оказывающие ведущую роль в развитии чего-либо. В нашем случае это ведущие факторы становления личности.
Наследственность
В статье «Понятие личности в психологии: сущность и структура» мы выяснили, что феномен человека как личности подразумевает рассмотрение обоих элементов: биологического и социального. Врожденные особенности человека, то есть темперамент и конституция тела, задатки и другое, несомненно, вносят свою лепту в формирование личности.
- Изначально в теориях о личности придерживались только этого подхода. Было принято считать, что наследственность передает гены, гены формируют гормональный фон, тот – телосложение и психику, они – придают форму личности.
- Чуть позже стало ясно, что индивидуальные особенности вносят свою лепту, но на личностное формирование большее влияние оказывают социальные факторы.
Окружение
Личность формируется под влиянием психологии группы, с членами которой она находится на равных позициях. Окружение влияет на формировании личности через:
- культуру;
- установки;
- нормы и ценности семьи, круга друзей, других социальных групп;
- устройство страны.
Социальное окружение формирует характер, который является одним из элементов структуры личности.
Интересный факт: научно доказано, что даже порядок рождения ребенка играет важную роль в формировании личности. Так, дети, рожденные первыми и в дальнейшем имеющие брата или сестру, чаще:
- заботятся о социальном принятии или непринятии;
- трудолюбивы и ответственны;
- склонны к сотрудничеству, подчинению авторитетам;
- не стремятся нарушать правила;
- отличаются честолюбием;
- склонны к чувству вины и беспокойству.
Ситуация
Этот фактор стали выделять в отдельную категорию не так давно. Предполагается, что он сдерживает и социальное, и природное в человеке. Это своеобразный регулятор личности.
- Не секрет, что некоторые ситуации диктуют стиль поведения и границы допустимого или недопустимого. Чем чаще человек оказывается в ситуации вынужденного поведения, тем проще ему потом постоянно показывать себя в таком виде.
- Однако именно из-за ситуативности нельзя судить о личности человека изолированно.
В настоящее время предпринимаются попытки выделения конкретных ситуаций, их описания и сути влияния на личность. Но практически сделать это очень сложно. Пока для оценки личности остается необходимым иметь сведения о его поведении в различных ситуациях.
Деятельность как условие формирования личности
Основное условие формирования личности – деятельность:
- трудовая,
- учебная,
- игровая,
- общение.
Каждая деятельность специфична и оказывает определенную роль в развитии человека, отвечает его возрастным потребностям, развивает определенные компоненты личности. Подробнее о деятельности можно прочитать в статье «Деятельность человека – что это в психологии. Виды деятельности и их характеристика».
Кто такая сформированная личность
Психологией доказано, что личностью не рождаются, а становятся. Однако вопрос о том, кого можно считать личностью, так и остается открытым. До сих пор нет единого списка требований, описания свойств или классификации критериев. Но некоторые черты, свойственные сформированной личности, выделить можно.
- Активность. Подразумевает произвольность деятельности, умение управлять своей жизнью в любой ситуации.
- Субъектность. Предполагает контроль над своей жизнью и ответственность за выбор, то есть занимаемая роль автора жизни.
- Пристрастность. Умение оценивать окружающую действительность, принимать что-то или не принимать, то есть не быть равнодушным к миру и своей жизни.
- Осознанность. Способность выражать себя в общественных формах.
Критерии развития
Из описанного выше можно выделить критерии развития личности, или личностного роста:
- усиление субъектности;
- целостность и интегрированность в мир;
- рост продуктивности;
- развитие душевных (духовных) качеств и способностей.
Характерная черта зрелой личности – преодоление эгоцентризма и приобретение широкой идентичности (способность отождествлять себя с миром, обществом, ситуациями, природой; ощущение общности и понимания).
- У детей и подростков развитие личности оценивается по характеристикам социализации и рефлексии.
- У взрослых – по способности к самоактуализации, умению принимать ответственность и выделяться из общества, сохраняя связь с ним.
Самосознание как отдельный компонент и признак становления личности
Самосознание (продукт которого – Я-концепция) активно формируется в подростковом возрасте, хотя зарождение начинается куда раньше. Оно вытекает из сознания личности. Это система установок, отношение к самому себе. Подробнее о самосознании можно прочитать в статье «Самосознание – что это в психологии. Его структура и функции».
Процесс развития
Развитие личности можно охарактеризовать через развитие системы ее потребностей. То есть человек развивается как личность, когда:
- протяженность действия потребностей увеличивается;
- потребности становятся осознанными и приобретают социальный характер;
- потребности переходят от низших к высшим (духовным, экзистенциональным).
Стадии развития личности
Цель развития личности – обретение личностной свободы. Существует несколько классификаций стадий развития личности.
Концепция Э. Эриксона
Интересной в плане рассмотрения развития личности мне кажется теория Э. Эриксона. Психоаналитик отметил 8 стадий, на каждой из которых человек сталкивается с противоположными силами своей личности. Если конфликт решается благополучно, то формируются определенные новые черты личности, то есть и происходит развитие. В противном случае человека настигает невроз и дезадаптация.
Итак, среди этапов развития личности можно выделить следующие:
- Противоречие доверия и недоверия к окружающему миру (от рождения до года).
- Противоречие независимости со стыдом и сомнениями (от года до 3 лет).
- Противоречие инициативности и чувства вины (от 4 до 5 лет).
- Противоречие трудолюбия и чувства неполноценности (от 6 до 11 лет).
- Противоречие осознания идентичности с каким-то полом и непонимания поведения, свойственного ему (от 12 до 18 лет).
- Противоречие стремления к интимным отношениям и чувству изолированности от окружающих (ранняя взрослость).
- Противоречие жизненной активности и сосредоточенности на своих проблемах, потребностях, интересах (средняя взрослость).
- Противоречие ощущения полноты жизни и отчаяния (поздняя взрослость).
Концепция В. И. Слободчикова
Психолог рассматривал становление личности с позиции развития субъектности человека по отношению к его поведению и психики.
Оживление (до года)
Характерная черта этого этапа – знакомство ребенка со своим телом, его осознание, которое отражается в двигательных, сенсорных и общительных действиях.
Одушевление (от 11 месяцев до 6,5 лет)
Начинается определение ребенком себя в мире, для чего малыш учится ходить и орудовать с предметами. Понемногу малыш овладевает культурными навыками и способностями. В 3 года ребенок осознает свои желания и возможности, что выражается позицией «Я сам».
Персонализация (от 5,5 лет до 13-18 лет)
На этом этапе человек впервые осознает себя как творца (реального или потенциального) собственной жизни. Во взаимодействии со старшими наставниками и ровесниками личность выстраивает границы идентичности, начинает понимать собственную ответственность за будущее.
Индивидуализация (от 17-21 года до 31-42 лет)
На этом этапе человек присваивает и индивидуализирует все общественные ценности, пропуская их через призму собственного мировоззрения, личностной позиции. Человек преодолевает групповые ограничения, оценки окружения и выстраивает свою «самость». Он отходит от стереотипов, мнений извне и давления. Впервые он сам принимает или не принимает то, что дает ему мир.
Универсализация (от 39-45 лет и далее)
Для этапа универсализации характерен выход за рамки индивидуальности на уровень экзистенциальности. Человек осмысливает себя как элемент всего человечества в контексте того, что было в истории мира и что будет.
https://www.youtube.com/watch?v=SkYVAalLc-E
Как мы видим, развитие личности тесно связано с возрастным развитием. Но если обратить внимание на указанные в скобках сроки, то можно отметить их широкий разброс.
Причем чем старше физиологически становится человек, тем шире разброс личностного развития. Из этого и возникает то, что в народе называют «развит не по годам» или «застрял в развитии».
Но теперь-то вы знаете, что, возможно, никто нигде не застрял и не «убежал», дело в отличии физического и личностного развития.
Кроме этого, можно рассматривать развитие личности как изменение индивидуального психологического пространства человека, в которое входят:
- тело;
- окружающие личностно значимые предметы;
- привычки;
- отношения, связи;
- ценности.
Эти элементы не появляются сразу, они накапливаются по мере физического развития ребенка. Но у взрослой личности можно выделить все эти элементы. Для благоприятного развития личности важна неприкосновенность названных выше компонентов.
Жизненный путь
Структура личности формируется в процессе жизненного пути, то есть в развитии человека как субъекта собственной жизни. Цели, мотивы и ценности личности отражаются в жизненном плане, который структурирует жизненный путь.
Проще говоря, это жизненный сценарий человека. До сих пор не существует единого мнения относительно этого вопроса.
- Одни ученые (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев), преимущественно отечественные, придерживаются мнения, что исключительно человек формирует и регулирует свой сценарий. То есть сознательно выбирает путь, но не без помощи и влияния родителей.
- Другие исследователи (Адлер, Берн, Роджерс) придерживаются теории бессознательного. А среди ведущих факторов, определяющих сценарий, называют стиль воспитания родителей и их личностные особенности, порядок рождения ребенка, имя и фамилию, случайные стрессовые факторы и ситуации, воспитание прародителями.
Личностный рост
Личностный рост – продукт жизненного пути, рассматриваемый через оценку способности личности управлять своей жизнью, строить отношения с окружающими, отстаивать свои убеждения, воспринимать жизнь едино во всем ее многообразии.
- Основа этого – рефлексия. Качество, которое начинает формироваться еще в детском возрасте и которое подразумевает анализ человеком собственных поступков. Это элемент самосознания – самоанализ.
- Второй базисный элемент, вытекающий из рефлексии – автономия личности, то есть владение собой, принятие ответственности за свой выбор и право этого выбора.
Личностный рост тесно связан с самооценкой и оценкой, а точнее это не что иное, как переход от системы внешних критериев к системе внутренних, основанных на личностных убеждениях.
Послесловие
Развитие личности – процесс трудный и противоречивый, протекающий всю жизнь. Остановка в развитии чревата деградацией и распадом личности.
Формирование личности – целенаправленный и организованный процесс. Вначале его организуют родители и окружение ребенка, позже – сам человек и окружение.
Таким образом, формирование и развитие личности происходит в процессе взаимодействия человека с окружающим миром и людьми. Однако для того, чтобы стать личностью, нужно научиться ставить границы между пониманием «себя» и «не себя». Что подразумевает:
- участие в жизни общества, но не тотальное растворение в нем;
- умение противостоять и сохранять индивидуальность.
В последнее время актуально говорить не только о созидательном элементе личности, но и творческом начале, под чем и подразумевается «быть творцом жизни».
До сих пор не поставлена точка в вопросе границ влияния биологического и социального в человеке при развитии личности. Продолжаются исследования генов. Ученые не исключают, что в будущем какие-то феномены, признанные приобретенными, будут фактически переведены в категорию наследственных.
Источник: https://psychologist.tips/800-formirovanie-i-razvitie-lichnosti-protsess-faktory-usloviya-etapy.html
Формирование и развитие человека — чем они отличаются – Сайт о
Человек как личность – важное понятие, определяющее взрослого индивида, способного адекватно вести себя в обществе, нести ответственность за свои поступки, а также иметь здоровое желание быть социально полезным.
Становление личности начинается с младенчества и продолжается в течение жизни.
Наиболее активное развитие приходится на детский и подростковый возраст, когда множество факторов влияет на мировоззрение и отношение ребенка к миру.
Становление личности – процесс длиною в жизнь
Понятие становления личности
Процесс становления личности, который берет начало с первых месяцев рождения, продолжается почти непрерывно всю жизнь. Индивид набирается опыта в общении, учится приспосабливаться под ситуацию, осознает свою уникальность и пытается показать ее другим. Со временем появляется необходимость выделиться среди толпы.
Обратите внимание! Нередко необходимость выделиться в обществе и быть полезным для него происходит на уровне противоречия.
Позднее индивид желает быть полезным для окружающих, привнести свой вклад в развитие общества. Все это формирование личности, которое характеризуется разными этапами, фазами.
Описывая, как формируется личность, современные источники информации придерживаются давно укоренившихся определений данных этапов и фаз становления личности.
Они включают в себя информацию о том, как ведет себя индивид практически с рождения, и какое воздействие имеют разнообразные факторы на его личностное развитие.
Развитие личности в течение жизни
Будучи совсем маленьким, ребенок невольно копирует поведение родителей. Причем того члена семьи, кто имеет большее влияние на остальных, авторитетного.
Вскоре у детей появляется потребность в самостоятельности, психология иногда выделяет этот период как кризис детского возраста.
В пример приводят капризы малыша, хотя на деле он попросту еще не научился справляться с эмоциями, его природа требует изменений, развития.
Волевые качества личности — что это такое в психологии, их формирование
Дети, как о них говорят, словно губка, жадно впитывают все новое. В процессе становления личности они копируют даже рекламу, увиденную по телевидению. В ходе взросления они способны адаптироваться к изменениям.Например, начав ходить в школу, ребенок (часто нехотя) привыкает к дисциплине, когда нужно сидеть на месте 45 минут.
Школьные воспитательные методы оценками и незначительными наказаниями направляют развитие личности растущего организма в ту или иную сторону, в зависимости от его восприятия.
Обратите внимание! Чтобы ребенок успешно социализировался, не нужно на него давить, заставлять. Каждому человеку необходимо чувствовать сопереживание, понимание, иначе вместо адаптации он будет сопротивляться, отдаляться от социальных групп.
Становление личности ребенка во многом зависит от поведения родителей
Постепенно ребенок переходит к социализации, когда проявляется интерес к более тесному общению со сверстниками. Данный период становления личности обусловлен тем, что прежде индивид не нуждался в понимании социума. Теперь он наблюдает за группой, примеряет на себя роли ведущих и ведомых, нередко желает занять место авторитета.
Пограничное состояние между детством и взрослой жизнью все также нуждается в педагогике, наставлениях индивида. В подростковом возрасте, испытывая взлеты и потрясения, индивид занимается поиском себя. Только потом он вникает в обществознание, где тренирует свои способности в том, чтобы направить накопленный опыт на пользу окружающему миру.
Стадии становления личности
Становление каждого человека как личности имеет ряд стадий, положительных и отрицательных. Если описать их наиболее кратко, то выглядят они следующим образом:
- Адаптация. Умение индивида психологически приспособиться к социальной группе, ее деятельности;
- Индивидуализация. Необходимость выделиться из группы, показать себя самостоятельным субъектом;
- Интеграция. Слияние с обществом, его деятельностью, поиск и упрочнение связей, которые поспособствуют положительному результату данного стремления;
- Дезинтеграция. Непринятие обществом или самоизоляция, попытка минимизировать контакты с окружением, что приводит к остановке формирования личности;
- Деградация. Обратное развитие, в ходе которого индивид утрачивает работоспособность, страдают его активность, а также адекватность.
Факторы становления личности
Личность человека формируется в процессе всей жизни под влиянием ряда факторов. Известно, что они не существуют по отдельности, т. е. без одного не может быть другого. Среди факторов развития личности выделяют:
- Внутренние – характеризуются темпераментом индивида, его стремлениями, силой воли и мотивацией.
- Внешние – природная и психологическая среда, педагогическое и социальное воспитание.
- Социальные – приобретенные способности, знания, методы поведения индивида;
- Биологические – наследственность, врожденные способности.
Биологические факторы могут предопределить становление личности
Становление личности ребенка
Формирование личности проходит с помощью, так называемых, агентов социализации. Это отдельные лица либо группы или целая организация, которые имеют внушающее влияние на чередование индивидом социальных ролей.
К ним относятся:
- Агенты первичной социализации – родители, близкие родственники и друзья, возможно, наставники;
- Агенты вторичной социализации – учебная или трудовая администрация, церковь, армия и т. д.
Примечательно, что на разных этапах становления «агенты» могут сменяться в важности.
Роль родителей в становлении личности ребенка
Виды стресса в психологии — их особенности и пути решения
В процессе становления личности важную роль играют родители.
В кругу семьи закладываются личностная база поведения, представления о внешнем мире, поступках и справедливости. Именно образ родителей влияет на выбор круга общения (более или менее тесного) в будущем.
Несмотря на методы воспитания, с течением жизни восприятие родителей будет меняться и все равно иметь стойкое место в подсознании индивида.
Положительные образы родителей – залог здоровой психики, умение адекватно преодолевать жизненные трудности. Отрицательные образы, основанные на требовательности, строгости и контроле, вызывают необъяснимую нервную напряженность даже у взрослого самостоятельного индивида, что, естественно, негативно влияет на качество его жизни.
Основные этапы становления личности по А. Н. Леонтьеву
Развитие личности человека происходит в течение всей его жизни, начиная с младенческого возраста.
В данном процессе индивид развивается всесторонне, у него складывается определенное отношение к внешнему миру. А. Н.
Леонтьев сформулировал понятие «ведущего вида деятельности», которое определяет развитие психики ребенка, базируясь на том, что удовлетворяет его потребности:
- В начальный период от 2 месяцев до 1 года младенец нуждается в непосредственно эмоциональном общении с родителем или другим взрослым;
- От 1 года до 3 лет ребенку раннего возраста свойственна предметная деятельность, с помощью которой он познает мир;
- В 3 года – 6-7 лет малышу дошкольнику присуща сюжетно-ролевая игра, в ходе которой он имитирует взрослого, старается быть самостоятельным.
- Школьник от 6-7 лет до 10-11 проходит учебную деятельность, где глубже познает мир, а также приближается к стремлению быть взрослым.
Становление личности наиболее активно происходит у детей
- Подросток 10-11 – 14-15 лет удовлетворяет потребность в обществе сверстников, что называется интимно-личным общением.
- Юноши и девушки 15-17 лет приступают к учебно-профессиональной деятельности, что играет большую роль в самоопределении.
Фазы становления личности по Л. И. Божович
Л. И. Божович выделила три основные фазы становления личности:
- Адаптация. В ходе первой фазы индивид сначала знакомится и усваивает установленные нормы поведения, затем приступает к их овладению, дальнейшему использованию. Индивид может считать себя состоявшейся личностью с определенным набором качеств и характеристик. Однако, когда он вступит в новую группу, ему придется изучить ее соответствующие нормы с целью адаптации, чтобы затем перенять их на себя и стать частью здоровых взаимоотношений данного общества.
- Индивидуализация. Данная фаза выступает как ощущение противоречия в себе. Адаптировавшийся в группе индивид страдает от того, что потребность личностной персонализации замещается поведением «быть как все». Индивид целенаправленно ищет разные пути выделиться. Он может хвастать жизненными достижениями, опытом, мудростью.
- Интеграция в общности. Третья фаза характеризуется очередным чувством противоречия. Индивид желает не просто выделяться из группы, но быть максимально полезным, признанным. Он подбирает и тренирует такие черты своего характера и поведения, которые бы служили благими целями.
Обратите внимание! Не всегда индивид работает на то, чтобы произвести некое впечатление и занять определенное положение в группе. Часто сама группа составляет мнение об индивиде.
Каждая последующая фаза не может существовать без предыдущей.
Если индивиду не удается адаптироваться, он будет чувствовать себя неловко, что может негативно сказаться на становлении личности, в результате произойдет личностная деформация (неуверенность в себе, робость, безынициативность).
С другой стороны, успешное прохождение всех этапов откроет путь к успешной социализации, индивид сможет найти способы самореализации, ему присущи самоопределение, коллективизм.
Приносить пользу обществу – важное стремление в становлении личности
Становление личности можно сравнить с высказыванием «век живи – век учись». Индивид регулярно попадает в новые социальные группы, связанные с учебой, работой, семьей и друзьями. Важно научиться приспосабливаться к деятельности группы, чтобы чувствовать себя комфортно, востребовано.
Источник:
Формирование и развитие — Психологос
Формирование — придание объекту определенных характеристик.
Формирование схоже с процессом развития в том, что в обоих случаях есть внешние воздействия, производящие изменения. Настоящий источник процесса развития, в отличие от роста, обычно находится извне.
В отличие от личностного роста, происходящего преимущественно изнутри, естественно, развитие личности как процесс производится кем-то — самим человеком, его близкими или обществом.
Отличие в том, что за процессом развития обычно стоит рост, что-то живое, и процесс развития — это качественное изменение, возникновение нового, в этом смысле улучшение. При формировании не смотрят, это живое или нет, и просто влияют до придания определенной формы, соответствия определенным задачам.
Итак,
- Развивают то, что имеет признаки жизни. Формировать можно и не живое: например, глину. Развитие предполагает внутреннюю со-активность того, на кого воздействуют, в случае формирования ее не предполагают либо не учитывают, рассматривая того, на кого воздействуют, как нечто пассивное.
Я пассивен (либо мое естественное движение противно обществу), но из меня делают то, что нужно окружающим и обществу — это формирование. Навык чтения изнутри меня не вырастет — изначально он формируется, а когда ребенку это понравится, он может уже развивать свое умение читать.
- В развитии есть представление о качественных изменениях: в результате развития человек что-то важное в себе улучшает, в результате деградации (противоположность развития) — в человеке что-то исчезает, человек худшеет. В формировании нет задач сделать что-то лучше или хуже — нужно сделать просто нечто определенное под определенные задачи.
Источник: https://sosh16zernograd.ru/avto-i-moto/formirovanie-i-razvitie-cheloveka-chem-oni-otlichayutsya.html
Личность, ее формирование и развитие
Личность как субъект общественных отношений обладает структурной целостностью: она не состоит из разрозненных кусочков, а представляет неделимое образование особого рода.
Однако данная целостность не является генотипически обусловленной, что служит подтверждением распространенного в психологии мнения: личностью не рождаются, личностью становятся.
Поэтому неправомерно говорить о личности новорожденного или младенца, несмотря на то, что особые черты их индивидуальности проявляются уже на ранних этапах онтогенеза.
Развитие и формирование личности – это процессы, которые часто не совпадают с этапами биологического развития (взросления, старения) индивида. Это достаточно сложные интегративные процессы, для рассмотрения которых в науке предлагаются несколько подходов.
Биогенетический подход к формированию и развитию личности
Одним из самых сложных вопросов современной научной мысли является проблема соотношения в человеке биологического и социального.
В психологической литературе данная проблема представлена под разными названиями: соотношение наследственности и среды, субъективных и объективных факторов развития личности; роль «ситуации» и «диспозиции» (черт личности, прошлого опыта, задатков) в объяснении причин поведения личности; внутренняя и внешняя детерминация развития личности; соотношение общественного и индивидуального в поступках личности и ее восприятии мира и др. Ввиду очевидных причин данная проблема признается исследователями одной из самых сложных и противоречивых, поэтому и предлагаются к рассмотрению различные концепции развития личности.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
В концепциях «среды» поведение человека рассматривается как результат воздействия на него внешних средовых факторов и совокупности обстоятельств, анализ которых позволяет сформулировать общие закономерности жизни личности.
Например, сложно отрицать, что поведение человека меняется в зависимости от того, где он пребывает: на работе, в семье, в кругу друзей и т. д.
Распространена точка зрения, согласно которой человек под влиянием значимого окружения меняет поведение, вплоть до копирования манер, следования выбранной социальной роли.
Кроме того, у людей, относящихся к разным этнокультурным группам, разные обычаи, традиции и стереотипы поведения. Анализ личности становится невозможным без учета «внешних» обстоятельств. В сфере перечисленных фактов и черпают свои аргументы сторонники различных теорий «среды».С точки зрения концепции «наследственности» формирование и развитие личности строится на врожденных задатках, генотипе человека. Сторонниками данного подхода принято утверждение, что какой бы ни была «среда», действительно талантливые личности смогут реализовать свой потенциал вне зависимости от возникающих препятствий.
В рамках биогенетического подхода отдается приоритет природе как источнику и движущей силе развития человека. Основным детерминантом развития признается наследственность. Поэтому развитие мыслится не как появление чего-то качественно нового, а как реализация уже заложенных природой задатков.
Сторонниками данной точки зрения утверждается особая значимость эндогенных (внутренних) причин развития психики личности. В качестве аргумента предлагается тот факт, что в родословной И. С. Баха были несколько десятков музыкантов, таким образом, феномен творчества И. С.
Баха является ярким примером наследования задатков музыкальных способностей.
К числу первых биогенетических теорий относится концепция рекапитуляции С. Холла. Исследователь полагал, что развитие ребенка кратко отражает этапы развития всего человечества.
Цитата
В соответствии с этим С. Холлом был сформулирован закон послеутробного развития: «онтогенез есть краткое повторение истории развития человеческого общества». Ранее нечто подобное утверждалось в отношении эмбриона Э. Геккелем и И. Мюллером: «в ходе внутриутробного развития животное или человек повторяет те стадии, которые проходит данный вид в онтогенезе».
По мнению С. Холла, если зародыш в течение 40 недель воспроизводит развитие от одноклеточного существа до человека, то ребенок в процессе взросления преодолевает весь путь развития человечества от первобытности до современного состояния.
При таком рассмотрении игра для ребенка является необходимым упражнением, направленным на окончательное избавление от рудиментарных, не приносящих практической пользы функций; в процессе игры ребенок напоминает головастика, который непрерывно двигает своим хвостом, чтобы тот отпал.
Исследователь также полагал, что развитие изобразительных навыков ребенка также отражает стадии искусства человечества: от наскальной живописи к современным произведениям.
Социогенетический подход к формированию и развитию личности
С точки зрения социогенетического подхода важнейшая роль в формировании и развитии личности отводится влиянию воспитания и воздействию внешних средовых факторов, которые выступают основой поведения человека. При таком понимании развитие представляется как процесс формирования нечто совершенно нового.
Сторонниками данного подхода ставится акцент на экзогенных (внешних) причинах психического развития личности. В качестве аргумента предлагается феномен «маугли». Ряд авторов данного направления исходят из того, что психика новорожденного – это «чистый лист», на котором развитие личности «прописывает» окружающая среда.
В рамках данного подхода развитие и научение отождествляются, что обнаруживает устойчивые связи с бихевиоризмом.
В русле социогенетического подхода получила свое развитие теория классического обусловливания Дж. Уотсона, в соответствии с которой стимул порождает реакцию, а также концепция оперантного обучения Б.
Скиннера, основное положение которой сводится к тому, что поведение личности формируется, опираясь на позитивный или негативный опыт.
Однако несмотря на то, что в теориях классического бихевиоризма проблема развития личности не поддается детальному рассмотрению, достаточно полно характеризуется проблема научения, основанного на наличии или отсутствии воздействий среды.
Возможно выделение трех поколений социального научения.
- К первому поколению относится теория социального научения Н. Миллера и Дж. Долларда, которые предполагали, что помимо классического и оперантного научения необходимо рассматривать научение, основанное на подражаниях и имитации, посредством которых формируется поведение личности. Учеными предлагается детальный анализ роли социального научения в процессе воспитания ребенка. Именно социальному научению отводится ведущая роль в процессе социализации личности, который включает последовательное продвижение от асоциального – «гуманоидного» – состояния к жизни в качестве полноправного члена общества.
- Ко второму поколению относится теория социально-когнитивного научения А. Бандура. Основываясь на данной теории, можно утверждать, что личность развивается в процессе наблюдения за результатами деятельности окружающих людей, что служит стимулом к воспроизведению такого поведения или отказу от него. Однако новые формы поведения могут быть приобретены и при отсутствии внешнего подкрепления – так реализуется когнитивный компонент теории научения, указывающий на роль мышления в развитии личности.
- В рамках третьего поколения теории социального научения уделяется внимание анализу структуры семьи и других социальных институтов как важнейших факторов формирования личности ребенка.
Таким образом, формирование и развитие личности в социогенетических теориях описывается как количественное накопление навыков, социальных связей и отношений.
Ребенок становится полноправным членом общества лишь тогда, когда способен выполнить возложенные на него обязательства со стороны социума.
Описанные выше концепции социального научения подкрепляют мнение, согласно которому ребенок развивается, приспосабливаясь к обществу и принимая его традиции и нормы.
Несмотря на многочисленные противоречия, концепции о наследственной и средовой детерминации развития личности отличаются удивительной жизнестойкостью. Однако линейный детерминизм, который лежит в основании данных теорий, изначально порождал множество критических замечаний.Так, уже к концу ХХ столетия полемика о роли «среды» и «наследственности» в развитии личности перешла в плоскость экспериментальных исследований, в частности исследований проблемы устойчивости свойств личности в изменяющихся ситуациях.
Результаты экспериментальных исследований показали, что действительная изменчивость поведения (не принимая во внимание различия между ситуациями и различия между людьми) наблюдается лишь в 10 % случаев. Итог исследований в очередной раз убедил ученых, что проблема изначально была сформулирована некорректно.
Это явилось толчком к созданию биосоциального подхода в трактовке факторов формирования и развития личности.
Биосоциальный подход к формированию и развитию личности
Представителями данного подхода утверждается особая роль в процессе развития индивида не только внешней среды и воспитания, но и наследственности.
В доказательство данной точки зрения А. Эткинд приводит результаты экспериментальных исследований, согласно которым ни ситуация (внешние факторы, «среда»), ни личность (задатки, наследственность) не могут предопределить особенности психического развития личности.
Отмечается влияние указанных факторов лишь в совокупности и непрерывном взаимодействии, то есть получили право на существование двухфакторные концепции детерминации развития личности.
А при попытке ответить на вопрос, каким же образом соотносятся «среда» и «наследственность», была сформулирована теория конвергенции двух факторов В. Штерна.
Определение
Концепция В. Штерна – теория конвергенции (схождения) двух факторов – среды и наследственности. Основное положение данной теории: психическое развитие является не только проявлением генотипически обусловленных свойств, и не только как реакция на внешние воздействия, а как результат конвергенции внутренних данных с внешними условиями развития.
Влияние внутренних и внешних факторов на психическое развитие анализировалось Штерном на примере основных видов деятельности детей, главным образом игры. Исследователь впервые выделил содержание и форму в игровой деятельности, указав, что форма неизменна и связана с врожденными качествами, для развития и тренировки этих качеств и создана игра.
игры определяется средой, которая помогает ребенку понять, в какой конкретно деятельности он может реализовать заложенные в нем качества.
Производя анализ игровой деятельности, Штерн отмечает, что личность выступает как в качестве продукта социальной среды, то есть социального фактора, так и результатом наследственных предиспозиций, которые являются обусловленными биологическим фактором.
Это самая распространенная концепция в современной психологии.
Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/psihicheskie_svoystva_lichnosti/lichnost_ee_formirovanie_i_razvitie/