Идиш и иврит: особенности и в чем разница

Идиш и иврит в чем разница, история языка и интересные факты

Идиш и иврит: особенности и в чем разница

Существует популярный стереотип, что иврит и идиш – одно и то же, но все таки в чем разница.

Действительно, на этих языках разговаривает один народ – евреи, письменность их обоих основана на одинаковом наборе букв (квадратное письмо).

Тогда почему же мнение о взаимозаменяемости этих двух понятий ошибочно? На это есть ряд причин. Ведь схожая графика и один носитель – это всё, чем эти языки похожи друг на друга.

Происхождение иврита и идиша

Иврит намного старше, чем идиш. Считается, что это даже один из древнейших языков Земли. Иврит принадлежит к семитской группе языков. Ответа на вопрос о его точном происхождении нет.

Считается, что иврит входил в подгруппу северо-западных семитских языков, но стал обособленным много веков назад.

Однако судя по письменным памятникам, сохранившимся до наших дней, все эти языки целостны и вполне обособлены.

Так что утверждать, что когда-то они были слитными, будет не совсем правильно (кстати, есть гипотеза, что корень слова «семитский» произошел от имени сына Ноя – Сима).

Если верить преданию о Вавилонской башне, то Бог разгневался и покарал людей, смешав языки. Однако Сим и его потомки были послушны Богу, значит, не потерпели наказания.

Отсюда можно сделать вывод, что эти люди говорили на древней форме языка иврит.

А вот у идиша такой внушительной истории нет. Как было упомянуто выше, он моложе своего сородича. Его корни уходят в Европу, он возник в 20-19-ых веках на основе верхненемецких диалектов. Следовательно, многие слова – это слова с немецкими корнями, а предложения строятся по модели, похожей на германскую.

Однако фонетика этих языков отличается, хотя идиш со стороны и может восприниматься неким диалектом немецкого. Идиш – это своего рода сплав языков (ведь он также позаимствовал многое из древнееврейского, арамейского, славянского диалектов), поэтому его грамматика и лексика очень интересны для изучения.

Лингвистическая характеристика

Как уже упоминалось выше, графическая составляющая иврита и идиша – это еврейское квадратное письмо (буквы имеют квадратную форму). А каждый знак соответствует определенному звуку. Алфавит у них одинаковый – консонантный, всего 22 буквы. В обоих языках буквы строчные, пишутся справа налево. Но и здесь есть свои нюансы.

В иврите иногда употребляются огласовки (гласные звуки) для того, чтобы обозначить мягкие звуки. Это облегчает чтение. Они состоят из точек и штрихов, которые приписываются вокруг буквы. Огласовки можно найти не везде, чаще всего они бывают в религиозных текстах и словарях, в детской литературе и песнях. В идише таких огласовок нет.

Алфавит иврит

  • א [Алеф]
  • ב [Бет (вет)]
  • ג [Гимель]
  • ד [Далет]
  • ה [Хе]
  • ו [Вав]
  • ז [Заин]
  • ח [Хет]
  • ט [Тет]
  • י [Йод]
  • כ [Каф (хаф)]
  • ל [Ламед]
  • מ [Мем]
  • נ [Нун]
  • ס [Самех]
  • ע [Аин]
  • פ [Пе]
  • צ [Цади]
  • ק [Коф]
  • ר [Реш]
  • ש [Шин (син)]
  • ת [Тав]

Что касается грамматики, то иврит – это четко структурированный язык, слова которого изменяются строго по правилам. Здесь почти нет исключений. Он не похож на древнееврейский, потому что менялся, взаимодействуя с идишем и другими языками. Структура идиша совсем не такая. Он как раз практически состоит из исключений. Здесь уже одним знанием правил не обойтись. Словообразование зависит от корня слова, поэтому нужно хорошо знать лексику и фонетику языка, чтобы понять контекст.
Как говорилось ранее, идиш впитал в себя кое-что из других языков. Благодаря этому идиш имеет уникальную грамматику, где еврейское письмо сочетается с корнями немецких слов и синтаксисом славянских языков.

Развитие иврита

До II в. н.э. иврит был общеупотребительный. Его использовали и в устной, и в письменной речи. Но позднее он начинает употребляться только для богослужений. Большая численность евреев жили в Европе из-за того, что их вытеснили с родных земель. Очевидно, что язык евреев в это время претерпевает изменения, и на него начинают влиять немецкий, белорусский и остальные языки.

Иврит постепенно забывается, так как язык евреев начинает европеизироваться. Конечно, он не уходит совсем: его помнят священнослужители, некоторые ученые. Но люди уже говорят на другом языке – на идише.

Правда идиш так и не признается отдельным языком, он считается нелитературным, видом немецкого диалекта.

Его объявили полноценным языком лишь в 20 веке, хотя к тому моменту на нем уже разговаривали почти 11 миллионов людей.

Иврит воскреснет в 1948 году. Эта дата – одна из самых важных для евреев. В этом году возрождается государство Израиль.

И когда встает вопрос об официальном языке, от идиша отказываются, так как он близок к немецкому (ведь только три года назад немцы преследовали и истребляли народ еврейской национальности). Теперь поддерживается идея внедрения забытого иврита во все сферы жизни государства.

Как ни странно, иврит возвращается – он начинает употребляться в разговорной речи. Язык, который был мертвым много веков, теперь в употреблении у 8 миллионов человек – всего еврейского населения Израиля.

Развитие идиша

Что касается идиша, в повседневной речи он уже не используется. Количество его носителей – чуть больше 200 тысяч. Это либо пожилые, либо люди, которые связаны с древними священными общинами. Вторая причина, почему иврит стал употребляться больше — во время войны много евреев, которые говорили на идише, погибли.

У  евреев есть несколько поговорок о языке:

«Кто не знает иврита, тот не образован, кто не знает идиша, тот не еврей.»

«Бог говорит на идише в будни, а на иврите – в субботу.»

«Иврит учат, а идиш знают.»

Стоит отметить, что эти поговорки были придуманы почти век назад, когда иврит считался священным и недосягаемым, языком Торы и религиозной литературы, а иврит – разговорным. Сейчас же все обстоит совсем наоборот. Так что еще одно, не менее важное различие идиша и иврита – это цель употребления.

Чем отличается идиш от иврита. Главные отличия этих языков:

  1. Возраст. Идиш намного моложе иврита.
  2. Идиш – германская языковая группа, иврит – семитская группа.
  3. Сегодня иврит более распространенный, чем идиш.
  4. В алфавите иврита присутствуют огласовки, обозначающие гласные звуки.
  5. Разная морфология, грамматика и фонетика.
  6. Цель употребления.

Влияние идиша и иврита на другие языки

Благодаря идишу в славянских языках присутствует много слов германского происхождения, и даже некоторые слова из древнего иврита. Это произошло в первых веках нашей эры, когда носители языков тесно взаимодействовали. Также многие слова на иврите закрепились в повседневной речи жителей Германии, Украины, Белоруссии и Литвы.

Идиш и иврит связь с криминальным жаргоном

Интересен факт, что часть состава российского воровского жаргона и многие грубые выражения – это слова из идиша и иврита. «Блатная феня» — лексика, которая употребляется в преступном мире.

Слово «феня» означает «способ» («ботать по фене» = «выражаться незнакомым для окружающих способом») , корень берет из «офеней» (язык бедных еврейских торговцев 19 века, которые немного походили на преступников).

Этот еврейский воровской жаргон берет свое начало в Одессе – бывшая столица еврейской преступности.

Как же феня попала в Россию? Оказывается, при Российской Империи, на территории страны проживали евреи, которые образовывали криминальные группировки. Тогда феня и приобрела популярность. Ведь полицейские не могли понять евреев, так как их не брали служил в царскую полицию. Так, эти слова попали в российский криминальный жаргон.

Еврейские слова в русском языке, идиш и иврит попавший в криминальный жаргон

  • Блатной — Die Blatte (нем. идиш) — лист, бумажка, записка. В уголовной среде «блатной» — свой, имеющий отношение к криминальному миру.
  • Ботать — בטא (боте) выражаться. ביטוי (битуй) выражение.
  • Фраер — (идиш, нем. Frej — свобода) — свободный, вольный. Тот, кто не сидит в тюрьме. Для воров «фраеры» — не свои, так как не принадлежат к уголовной среде. Фраер — это простак, тот, кого можно обмануть.
  • Марвихер — вор высокой квалификации. מרויחר марвихер (идиш) – тот, кто зарабатывает деньги. От ивр. מרויח марвиах — зарабатывать.
  • Кейф — כיף ивр., араб. — кейф с тем же значением. От этого же корня в арабском языке «кофе». Вообще, иврит и арабский, два семитских языка, имеющих очень много общих корней.
  • Ксива (от ивр. כתיבה кт(с)ива — документ, нечто написанное) — документ.
  • Малина (от ивр. מלון малон — гостиница, приют, место ночлега) — место, где преступники собираются.
  • Хана (от ивр. חנה хана — делать остановку в пути, привал) — конец. Этот корень очень распространен в иврите. Отсюда же Таганка (תחנה тахана — станция) — место отдыха. Так называлась тюрьма для заключенных, которые там находились перед отправлением в Сибирь.
  • Шмон (от ивр. שמונה шмона — восемь) — обыск, шмонать — обыскивать. В российской тюрьме камеры обыскивали в 8 вечера, когда заключенные ужинали.
  • Хипеш (от ивр. חיפוש хипус — поиск, обыск)- обыск. Хипесница — воровка.
  • Халява (от ивр. חלב халав — молоко) — бесплатно. В 19 веке евреи России собирали для евреев Палестины некий דמי חלב «дмей халав» — «деньги на молоко». «Неимущим евреям бесплатно раздают х а л я в — кринки с молоком и халы, чтоб было чем встретить субботу.» (Акунин)
  • Мусор (от ивр. מוסר мосер — предатель, доносчик) — милиционер.
  • Шара, на шару – бесплатно. Ивр. ( שאר, שארים: шеар, шеарим) — остатки. То, что не подходит для продажи – оставляют бедным и неимущим. Согласно еврейской традиции на поле необходимо оставлять несжатую полоску שאר — шеар — остаток, чтобы бедные могли собирать колосья. Об этом евангельская притча, рассказывающая о том, что Иисус с ученикам собирали несжатые колосья в субботу, и это вызвало недовольство фарисеев.
  • Стырить (от ивр. סתר ситер — сделать в тайне) — украсть.
  • Сидор — порядок (ивр.) — мешок с вещами заключенного. В нем должны были находиться только определенные предметов. За их отсутствие или наличие посторонних предметов заключенный терпел наказание. Еврейское «седер» превратилось в «сидор».
  • Башли, башлять (от ивр. בישל бишель — варить) — делать навар от афёры.
  • Атас (от ивр. עתוד атуд, идиш. атус — внимание, приготовится) — подготовка, предназначение
  • Бугор (от ивр. בוגר богер- взрослый, совершеннолетний)- бригадир, авторитет в преступной среде.
  • Кабала (от ивр. קבלה кабала — — квитанция, расписка, принятие, получение) — крупная сумма долга.
  • Кантоваться (от ивр. כנס кенес — сбор, слёт, съезд) — сдружиться, быть вместе.
  • Кодла (от ивр. כדלה кэдале — бедный, нищий, убогий) — сборище воров, оборванцев.
  • Курва (от ивр.קרבה карва, курва — близость, родство) — легкомысленная девушка. В древности, чтобы сплотиться, у дружинников должно быть всё общее. У заключенных общей была курва. После процедуры коллективного коитуса с курвой все воры становились братьями (на ивр. קרובים кровим — родственники).
  • Лох (от ивр. — להוט лахут — жадный) — тот, кого можно одурачить.
  • Малява (от ивр. מילה בא мила ва — слово идет) — письмо.
  • Ништяк (от ивр. נשתק ништак — успокоимся) — здорово, хорошо.
  • Чуве (от ивр. תשובה тшува — возвращение, раскаяние) – расставание с воровским миром, покаяние.
  • Отсюда же Чувиха — раскаявшаяся, расставшаяся с криминалом женщина.
  • Чувак —покинувший уголовную среду человек, вновь ставший «фрайером».
  • Шухер (от ивр. שחרר шухрер — освобождёный от забот, тягот) — не участвовать в воровстве. Быть на шухере – караулить, когда воры или заключенные совершают преступление, грабят. Остерегать от полиции. Шухер происходит от ивритского слова шахор שחור, что означает «черный». Мундир полиции в царской России был черного цвета.

Источник: https://zametki-turista.com/izrail/idish-i-ivrit-v-chem-raznitsa-istoriya-yazyika-i-interesnyie-faktyi.html

Иврит и идиш: сходства и различия, история и современность

Идиш и иврит: особенности и в чем разница

Для людей, которые далеки от еврейской истории и культуры, иврит и идиш – два практически идентичных языка. Оба используются одним народом, у них одинаковая письменность, поэтому их всегда ассоциируют друг другом.

Однако этот стереотип ошибочный – кроме похожего алфавита у них нет ничего общего. Это становится понятно, стоит только изучить историю их появления.

Древнейшие письменные памятники

Самым древним памятником ивриту считается библейская Песнь Деворы, которая датируется как раз XII веком до н.э. (или позднее). Также к библейскому периоду древнееврейского относят Ветхий Завет. А вот самый старый документ, написанный на идише, относят к 1272 году.

@johnlbradfield.com

Существует мнение, что отделение диалекта евреев и христиан в немецком началось еще раньше, но письменных доказательств нет.

История этих двух языков очень богата, и они проходили периоды взлетов и падений. В настоящее время дело обстоит так: больше всего говорят на иврите, так как он с 1948 года активно продвигался в Израиле. На данный момент на нем говорят 9 миллионов человек. Число говорящих на идише сейчас – 1,5 миллиона человек.

Дальнейшее развитие

Идиш зародился на восточной и центральной территории Европы в Средние века, а затем распространился по всему миру.

Он считается целым сплавом различных языков и собрал в себя особенности немецкого, славянского, арамейского и древнееврейского диалекта. К XX веку на нем говорили уже более 11 миллионов человек.

Однако события этого периода – Вторая мировая война, Холокост, активное внедрение иврита, привели к его угасанию.

А вот иврит, наоборот, расцвел только в середине XX века – его активно стали возрождать. До этого, более 18 веков он оставался популярен лишь среди религиозных деятелей и писателей. Однако энтузиасты идеологии сионизма постепенно возродили единый для всех евреев язык, а из священного он стал официальным в Израиле.

При основании Израиля в 1948 году было принято решение не делать идиш официальным, а возродить иврит. Одной из причин такого решения стало то, что первый очень похож на немецкий.

Алфавит, произношение, шрифт

Единственное, что объединяет эти два языка – похожий алфавит, состоящий из еврейского квадратного письма. Оба алфавита состоят из 22 букв, строчные пишутся справа налево.

@myjewishlearning.com

Отличие состоит в том, что на иврите не пишутся гласные, но иногда, например, в учебниках по изучению иврита, они обозначаются специальными значками-огласовками (некудот), которые также показывают мягкость звуков. В целом, письменность идиша намного проще, чем в иврите, так как в нем гласные используются везде, кроме гебраизмов (слов, заимствованных из древнееврейского).

Иврит – более мягкий, шипящий на слух, с картавой “р”. Идиш был основан на немецкой части Европы, поэтому его звучание наиболее приближено к немецкому. Если человек знает иврит, то он не обязательно будет понимать идиш, и наоборот. Однако последний могут понимать те, кто говорит по-немецки.

Интересные факты

  1. После возрождения иврита новое государство Израиль довольно жестко вводило язык среди евреев. Лишь в 1996 году условия смягчились, и был принят закон, который сохранял от уничтожения культурное наследие на идише.
  2. Идиш связал между собой Восточную Европу и Германию.

    Слова, заимствованные из него, а, следовательно, и иврита, закрепились в немецком, а также повлияли на славянские языки.

  3. Оба языка оказали огромное влияние на русские жаргонизмы, например, многие криминальные термины произошли от них. Слово “блатной” происходит от слова на идише “Die Blatte” (лист, бумажка).

    А слово “халява” от иврита חלב (халав), что означает “молоко”.

Влияние на другие языки

Распространение идиша по Европе привнесло в другие языки много слов на иврите. Так в славянских появилось много немецких слов из-за распространения еврейских диаспор. А особенное влияние идиш оказал на Одессу, ее особенный диалект знаком всем.

Такое распространение по всему миру еврейские языки приобрели по причине того, что еврейский народ долгое время не имел постоянного места жительства и кочевал по  всему миру.

Нравится статья? Поддержи наш проект и поделись с друзьями!

Источник: https://ElenaRuvel.com/ivrit-i-idish-v-chem-raznitsa/

Иврит и идиш – в чем разница? Иврит и идиш: алфавит

Идиш и иврит: особенности и в чем разница

Для неискушенного уха русского человека иврит и идиш — взаимозаменяемые понятия, можно сказать, даже синонимы.

Но так ли это, и в чем разница? Иврит и идиш — это два языка, на которых разговаривают евреи, но они отличаются друг от друга и возрастом, и происхождением, и сферами употребления, и многим другим.

Эта статья посвящена основным различиям между двумя лингвистическими системами. Но сначала нужно дать общую характеристику обоим языкам.

Иврит: происхождение

Это действительно один из древнейших языков человечества. Его относят к семитской группе. Относительно его истоков среди историков нет единого мнения. Одни заявляют, что он отделился от языков северо-западной подветви семитской группы, куда зачисляют угаритский, хананейский и арамейский, и стал самостоятельным в веке XIII до н.э.

Название “семитский” происходит от имени Сима — потомка древнего Ноя, от которого и произошли народы, разговаривавшие на вышеупомянутых языках. Но это всего лишь гипотезы, потому что явных свидетельств того, что эти языки когда-то были одним целым, нет.

Наоборот, судя по сохранившимся древним письменным памятникам, эти языки предстают как целостные и полностью сформировавшиеся, а не в стадии развития.

Если же доверять священным еврейским Писаниям, то на древней форме иврита должен был разговаривать и сам Сим, и его отец Ной, и даже первый человек на земле — Адам.

Почему? Потому что смешение языков было наказанием за неповиновение жителей древнего Вавилона, а так как Сим и его потомки не числились среди бунтарей, то, следовательно, их язык не был изменен, а продолжал существовать вплоть до первого еврея — Авраама.

Идиш — язык, который не может похвастаться таким возрастом, он появился относительно недавно.

Иврит: дальнейшее развитие

Все это время ивритом пользовались и для устной, и для письменной речи. Это был единственный язык повседневного общения.

Но ситуация начала меняться во II веке н.э. Иврит перестает быть разговорным языком. Теперь его используют только для богослужений. Но, несмотря на это, он сохранился до сих пор, хотя и претерпел некие изменения. Большую роль в этом сыграли переписчики текста Ветхого Завета, которые назвали себя масоретами.

Дело в том, что у еврейского языка есть одна интересная особенность: слова на иврите писались с использованием одних лишь согласных, а гласные вставляли уже при самом процессе чтения.

Но со временем, когда иврит стал выходить из обихода, и, соответственно, еврейская речь звучала все реже, новые поколения стали забывать, как произносятся некоторые слова, потому что сомневались, какие же гласные надо добавлять. И вот именно эти масореты придумали систему огласовок — условных обозначений гласных, чтобы звучание слов не было утеряно навека.

Вот таким образом иврит сумел сохраниться вплоть до нашего времени. Хотя в качестве разговорного его почти не использовали до начала XX века. Это был язык богослужений, художественной литературы, публицистики.

Забегая наперед, хочется сказать, что в начале прошлого века в качестве разговорного использовался именно идиш — язык европейских евреев.

Но с возрождением государства Израиль в 1948 году иврит становится официальным языком государства. Появилось движение, поддерживающее внедрение иврита во все сферы жизни. Главной же целью было вернуть исконный язык в разговорную речь. И это чудо свершилось. Язык, который был книжным в течении 18 веков, снова звучит на улицах, в магазинах, на школьных уроках.

Иврит: алфавит

Интересно, что древнееврейское квадратное письмо послужило основой для письменности обоих языков, обсуждаемых в этой статье. Но в чем разница? Иврит и идиш действительно имеют идентичный набор букв.

Современное написание закрепилось после вавилонского плена (VI век до н.э.). Буквы обрели квадратное написание. Ниже приводится алфавит с огласовками. Буквы расположены по европейскому образцу — слева направо.

Сбоку справа помещены огласовки.

И идиш, и иврит, алфавит которых состоит из 22 букв и называется консонантным, (потому что эти буквы обозначают только согласные звуки), не имеет отдельных букв для гласных.

Но в иврите иногда добавляются огласовки для облегчения чтения, про которые упоминалось ранее. Это в основном касается детской или религиозной литературы. В идиш же огласовок нет. Это одно из основных отличий при написании букв.

А вот пример алфавита на идише, где буквы расположены справа налево.

Идиш: происхождение

Этот язык можно считать юным по сравнению с его сородичем. Он возник в XX-XIV веках на территории Восточной и Центральной Европы. В его основу вошла лексика верхненемецких диалектов, а со временем – и современного немецкого языка.

Приблизительно пятая часть словарного состава — тот же иврит, а еще 15% слов было славянского происхождения. Простыми словами, идиш — это некое смешение семитской, германской и славянской лингвистических систем.

Но алфавит идиш ничем не отличается от иврита.

Большинство слов имеют германские корни, предложения тоже строятся с использованием немецкой грамматики. Слова на идише фонетически воспринимаются как диалект того же немецкого языка. Неудивительно, что идиш сначала считался жаргоном, и его не воспринимали как самостоятельный язык или хотя бы диалект.

Идиш: ареал распостранения

Он, конечно же, не такой широкий, как у своего конкурента — иврита. На идише говорили евреи только лишь в пределах Европы. В других частях мира он не употреблялся.

Несмотря на то что в европейских странах на нем разговаривало более 11 миллионов человек, официально в некоторых из них его признали полноценным языком только в начале XX века.

Например, на гербе Белорусской ССР надпись “Пролетарии всех стран, объединяйтесь!” была написана на белорусском, русском, польском и идише.

Также именно он, а не иврит считался одним из официальных языков Украинской ССР в 1917 году.

Но со временем иврит вытеснил его из обихода в силу некоторых факторов. Что же поспособствовало этому? Во-первых, официальным языком Израиля объявили иврит, во-вторых, большинство евреев, разговаривающих на идиш, были истреблены в ходе Второй мировой, в-третьих, именно иврит является языком иудеев, которые живут на Земле обетованной.

Отличия

Итак, исходя из всех вышеизложенных фактов относительно этих двух языков, в чем разница? Иврит и идиш имеют некоторые основополагающие различия. Вот они:

  • Иврит на несколько тысячелетий древнее, чем идиш.
  • Иврит относится исключительно к семитским языкам, а в основе идиша, кроме семитских, есть еще и германские, и славянские корни.
  • Текст на идише пишут без огласовок.
  • Иврит намного больше распространен.

Исконные носители, знающие и тот, и другой язык, могут еще лучше объяснить, в чем разница. Иврит и идиш имеют много общего, но основное отличие, скорее всего, заключается не в лексике или грамматике, а в цели употребления.

Вот какая пословица существовала среди европейских евреев 100 лет назад про это: “Бог говорит на идише в будни, а на иврите – в субботу”. Тогда иврит был языком только для религиозных отправлений, а на идише говорили все.

Что ж, сейчас ситуация изменилась в точности до наоборот.

Источник: https://FB.ru/article/213468/ivrit-i-idish---v-chem-raznitsa-ivrit-i-idish-alfavit

Идиш и иврит: особенности и в чем разница

Идиш и иврит: особенности и в чем разница

Перед современным человеком, который решил отправиться на постоянное место жительства в Израиль, встанет выбор: какой же язык ему необходимо будет учить – идиш или иврит.

Многие представители современного общества даже представить себе не могут, что по сути своей эти языки являются не одним и тем же набором букв и звуков, а двумя самостоятельными языками.

Они говорят о том, что одна форма языка является разговорной, то есть общепринятой для еврейского народа,  а другая литературной, или же стандартной.

Также идиш нередко причисляют к многочисленным диалектам немецкого языка, что совершенно верно.

Идиш и иврит на самом деле представляют собой два отдельных друг от друга мира, два самостоятельных языка, а объединяет эти лингвистические явления лишь тот факт, что на них говорит один и тот же народ.

Иврит

Довольно долгое время иврит считался мертвым языком, так же, как и латынь. На протяжении сотен лет на нем было дозволено говорить лишь ограниченному кругу лиц – раввинам и ученым-талмудистам.

Для повседневного общения был выбран разговорный язык – идиш, представитель европейской лингвистической языковой группы (германской). Иврит был возрожден в качестве самостоятельного языка в XX веке.

Идиш

Данный язык является привнесенным в еврейскую культуру из германской языковой группы. Он возник на юго-западе Германии примерно в 1100 году и является симбиозом древнееврейских, немецких и славянских элементов.

Различия

  1. Иврит является для евреев языком, относящимся к религиозной культуре, именно на нем написано Священное Писание – главнейший артефакт еврейского народа. Также на святом языке написаны Тора и Тонах.
  2. Идиш на сегодняшний день считается разговорным языком в еврейском обществе.

  3. Иврит же напротив официально признан государственным языком Израиля.
  4. Идиш и иврит различаются по фонематической структуре, то есть произносятся совершенно по-разному и также слышаться. Иврит – более мягкий шипящий язык.

  5. В письменности обоих языков используются одинаковый ивритский алфавит с той лишь разницей, что в идише практически не используются огласовки (точки, либо черточки под и над буквами), а вот в иврите их можно постоянно встретить.

Согласно статистическим данным доподлинно известно, что на территории современного Израиля проживает около 8 000 000 человек. Практически все население для общения друг с другом выбирает на сегодняшний день исключительно иврит.

Он, как указано выше, является официальным языком государства, на нем преподают в школах, университетах и прочих образовательных учреждениях, в которых наравне с ивритом популярен и актуален английский язык.

Даже в кинотеатрах английские и американские кинофильмы принято показывать на данном иностранном языке в оригинале, изредка сопровождая некоторые ленты ивритскими субтитрами. Большинство евреев говорят исключительно на иврите и на английском.

Идиш в разговоре употребляет незначительная группа людей – около 250 000, к ним относятся: пожилые евреи и население, придерживающееся ультрадоксального толка.

  • В самом начале XX века идиш находился в числе официальных языков, которые можно было встретить на территории Белорусской ССР, на нем на гербе республики был написан знаменитый коммунистический лозунг об объединении пролетариев.
  • Пожалуй, самой главной причиной принятия иврита в виде официального государственного языка можно назвать тот факт, что по своему звучанию идиш уж очень сильно походит на немецкий язык, ведь он по сути своей является его разновидностью. После окончания Второй Мировой войны такая схожесть была крайне неуместной.
  • В русском тюремном жаргоне можно встретить огромное количество слов из идиша: параша, ксива, шмон, фраер и так далее.
  • Ученый из института Тель-Авива Пол Векслер предположил, что идиш произошел вовсе не от немецкой языковой группы, как считалось ранее, а от славянской, но данный официально факт не доказан.
  • Евреи считают, что того человека, кто не знает иврита, нельзя ни назвать образованным, ни таковым считать.

Идиш стал устойчивой почвой для создания литературных и фольклорных произведений, которые в современном мире считаются самыми богатыми культурными явлениями.  До XVIII века исследователи четко прослеживали различие между литературными произведениями, написанными, как на иврите, так и на идише.

Иврит был призван удовлетворять предпочтения образованной знати, идеалы которой заключались в социальной, религиозной, интеллектуальной и эстетической жизни.

Менее образованное общество довольствовалось произведениями, написанными на идише: эти люди не были знакомы с традиционным еврейским образованием.

Письменные источники на идиш носили воспитательный характер, они были представлены в идее различного рода наставлений.

В XVIII веке возникло движение Хаскала, в которое входили евреи, выступавшие за принятие европейских культурных ценностей, возникших в знаменитую эпоху Просвещения.

В этот период происходит раскол между старой и новой литературой, тоже самое произошло и с фольклорными произведениями.

Литературные произведения, написанные на иврите, перестали пользоваться спросом, и были запрещены, все стало писаться исключительно на идише. Ситуация изменилась лишь в XX веке, когда произошло возрождение иврита.

Источник: https://vchemraznica.ru/idish-i-ivrit-osobennosti-i-v-chem-raznica/

Чем отличаются и чем похожи иврит и идиш

Идиш и иврит: особенности и в чем разница

Недавно мне задали вопрос: «Чем отличаются друг от друга иврит и идиш? Это один и тот же язык или нет?».

Иврит и идиш в истории

До второй половины XIX  в. иврит и идиш существовали параллельно. Идиш был живым языком повседневного общения, языком простого народа. Иврит – языком возвышенным, формальным, книжным.

Любопытно, что «иврит» на идише называется лОшн кОйдеш («святой язык») Название происходит от ивритского לשוןהקדוש лешон hакОдеш с тем же значением.

Со второй половине XIX в. ситуация меняется. Иврит постепенно возрождается как современный разговорный язык, а идиш из просторечного превращается в язык литературный.

На идише начинают выходить газеты, на нем пишут произведения выдающиеся еврейские писатели: Менделе Мойхер-Сфорим, Шолом-Алейхем, Ицхак- Лейбуш Перец..

На идише обращаются к своим последователям духовные лидеры хасидизма – народного религиозного учения, включающего притчи, мистические рассказы и сказки.

С давних времен были известны поговорки: «Кто не знает иврита, тот необразован, кто не знает идиша, тот не еврей», «Иврит учат, а идиш знают», «Бог говорит на идише в будни, а на иврите в субботу».

Сейчас ситуация изменилась. До Второй мировой войны на идише общалось порядка 11 млн. человек, а в 2012 году – от 500 тыс. до 2 млн. (впрочем, надо иметь в виду и общее уменьшение численности евреев).

Сегодня на идише говорят в некоторых религиозных общинах США, Западной Европы и Израиля.

Можно ли понять иврит, если знаешь идиш?

Ответ очевиден – нет. Несмотря на взаимное влияние, иврит и идиш не просто сильно отличаются друг от друга. Это два совершенно разных языка.

КСТАТИ:

Помимо идиша и иврита, существует еще один еврейский язык – еврейско-испанский, он же ладино, или  джудесмо.

Почта Израиля выпустила марку “Ладино”

На ладино говорят сефарды – потомки евреев, изгнанных в конце XV в. из Испании. До Второй мировой войны большинство носителей этого языка жило в Балканских странах и Турции.

По словарному запасу и грамматике ладино ближе всего к диалектам испанского языка средних веков. Иврит в нем используется только в религиозной терминологии. Пишут на ладино еврейским алфавитом, а для специфических звуков, не характерных для иврита, вставляют латинские буквы.

Ладино – язык исчезающий. Уже в 70-е годы XX в. на нем говорило всего 360 тысяч евреев, из них 300 тысяч жили в Израиле.

Сегодня на ладино чаще поют, чем говорят – своеобразные «романсы» на испано-еврейском языке завоевывают все большую популярность в музыкальном мире.

Гай Зу Арец исполняет песни на ладино:

Источник: https://ivrika.ru/chem-otlichayutsya-i-chem-pohozhi-ivrit-i-idish/

5 отличий между идишем и ивритом

Идиш и иврит: особенности и в чем разница

Для того чтобы понять, в чем разница между этими двумя еврейскими языками, прежде всего  следует обратиться к народной мудрости.

«Иврит учат, а идиш знают», «Кто не знает иврита, тот не образован, кто не знает идиша, тот не еврей», «Бог говорит на идише в будни, а на иврите – в субботу». Еврейские поговорки как нельзя лучше отражают основные, можно даже сказать, сакральные несходства. Идиш был когда-то языком будней, повседневного общения, иврит – священным языком молитв, философских книг и бесед

Возраст

Идиш намного моложе иврита, который является одним из древнейших языков человечества.

Библейские ученые утверждают, что первоначальный текст Священного Писания был доступен на трех языках: греческом, арамейском и иврите, который в то время был и письменным, и разговорным языком.

Примерно после 200 года новой эры его разговорная форма исчезла, и он использовался только для богослужений и в письменности, считался мертвым языком, пока не был вновь возрожден в XIX веке.

Идиш не может похвастаться таким возрастом. Традиционно считается, что он появился между X-XIV веками и был весьма популярным языком среди европейских евреев в начале XX века.

Происхождение

Идиш – язык восточноевропейских евреев-ашкеназов, исторически принадлежавший к средненемецким диалектам верхненемецкой подгруппы. Этот ближайший родственник немецкого языка испытал также сильное влияние славянских языков и собственно иврита.

Некоторые исследователи, например, профессор лингвистики Тель-Авивского университета Пол Векслер выдвинул гипотезу, относящую идиш в группу славянских, а не германских языков.

По его предположениям предками ашкеназов были не выходцы с Ближнего Востока, а коренной европейский народ и жители  Киевской Руси в IX-XII веках – сорбы, полабы, западные и некоторые восточные славяне, часть хазар.

Относительно истоков иврита среди историков нет единого мнения. Большинство считают его родственником арабского и относят к северо-западной подветви семитской группы языков, куда зачисляют угаритский, хананейский и арамейский.

Название «семитский» происходит от имени Сима – потомка древнего Ноя, от которого и произошли народы, разговаривавшие на вышеупомянутых языках.

Но это всего лишь гипотезы, потому что явных свидетельств того, что эти языки когда-то были одним целым, нет и, судя по древним письменным памятникам, они предстают как целостные и полностью сформировавшиеся, а не находившиеся в стадии развития.

Алфавит и грамматика

Древнееврейское квадратное письмо послужило основой для письменности обоих языков – они имеют идентичный набор букв, чтение происходит справа налево.

Алфавит иврита состоит из 22 букв и называется консонантным (буквы обозначают только согласные звуки), не имеет отдельных букв для гласных, которые вставляются в процессе чтения. Для условного обозначения гласных звуков существует система огласовок или «нэкудот» («точки).

Сегодня письмо с огласовками в иврите применяется только в текстах из Танаха, в изданиях стихотворных произведений и детских книжках.

В алфавите идиша – алеф-бейсе – огласовок нет, а есть диакритические знаки и букв гораздо больше. У разных составителей учебников и пособий по идишу количество букв в алфавите может отличаться. Например, в советском «Русско-еврейском (идиш) словаре» приводится алфавит, состоящий из 30 букв, а в алеф-бейсе, представленном в уроках Шломо Громана, – 32.

Дело в том, что разные варианты произношения одних и тех же букв или их сочетаний, составленные из тех же стандартных знаков, что и иврите, чаще всего рассматриваются как самостоятельные буквы. Взять, к примеру, «Алеф»  – буква представлена в идише в трех вариантах – «штумэр Алэф», «пасэх-Алэф» и «комэц-Алэф».

Интересно, кстати, что буквы в алфавите иврита расположены по европейскому образцу – слева направо, идиша – наоборот.

Не похожи друг на друга грамматика и морфология этих двух, по сути, совершенно разных языков. Иврит – это логически структурированный язык, в котором практически нет исключений.

Идиш имеет более гибкую структуру, способную подстраиваться под правило любого языка (немецкого, древнееврейского, славянского), в нем удивительным образом сочетаются еврейский алфавит, слова с немецкими, арамейскими, славянскими корнями и гебраизмы, особый порядок слов, претерпевший изрядное славянское влияние.

Звучание

Языки различаются по фонематической структуре, то есть произносятся совершенно по-разному и также слышатся. Однако как в иврите есть множество слов, пришедших из идиша, так и в идише – множество слов ивритского происхождения.

Они могут несколько отличаться по звучанию – например, ударением. Так, слово учитель в идише – мэлАмэд (ударение падает на «а»), в иврите – мэламЭд (ударение – на вторую «э») по смыслу будет понятно и идиш-, и ивритоговорящему.

Кроме того, иврит – более шипящий язык. На слух он воспринимается мягче, тогда как идиш имеет экспираторное (силовое выдыхательное) ударение, которое делает его резким, звонким и напористым.

Ареал распространения

Как мы уже отметили, иврит в качестве разговорного почти не использовали до начала XX века, однако евреи всего мира по-прежнему изучали его, читали на нем религиозные книги, писали труды, общались с евреями из других стран.

Долгое время считавшийся исключительно книжным, иврит в 1948 году становится языком повседневного общения, государственным языком Израиля.

Там сегодня на нем пишут, говорят и читают – из «мертвого» языка за довольно короткое время  превратился в современный, отвечающий всем потребностям повседневной, деловой и духовной жизни. Этот феномен до сих пор остается уникальным и неповторимым.

Идиш с самого возникновения в X веке и до конца XVIII являлся важным средством литературного и письменного общения, преобладающим средством устного общения евреев от Голландии до Украины, а также в ашкеназских поселениях в Италии, на Балканах и в Эрец-Исраэль.

В конце XIX – начале XX века он широко распространился в Северной Америке и ряде стран Латинской Америки, возникли центры изучения идиша в Англии, Франции, Южной Африке. В 1917 году идиш стал одним из государственных языков Украинской Народной Республики Советов, в 1920-е годы –  одним из четырех официальных языков Белорусской ССР.

В 1928 году он зазвучал в Биробиджане – когда началось массовое переселение евреев из Белоруссии, Украины, центральных областей России, районов Сибири, Дальнего Востока, а также из-за границы.

Число говорящих на идише до начала Второй мировой войны, оценивавшееся в более 11 миллионов, резко уменьшилось в результате Холокоста, а также массового (и добровольного, и принудительного) перехода евреев к другим языкам, превалирующим в их окружении. После репатриации в Израиль из Еврейской автономии в конце 1980-1990-х гг. существование идиша в Биробиджане стало символическим.

Сегодня на иврите разговаривает все еврейское население Государства Израиль, численно равное восьми миллионам человек. На идише – по разным оценкам – от 250 тысяч до двух миллионов человек.

Преимущественно на идише общаются между собой представители некоторых традиционно-религиозных общин (харедим и особенно хасиды).

Увеличивается число людей, заинтересованных в возрождении идиша, его исследуют и преподают во многих университетах США, Франции, Германии и других стран, стандартизируют его орфографию и терминологию в институте ИВО (Нью-Йорк).

По материалам сайтов dic.academic.ru, eleven.co.il, isralove.org

Источник: http://www.gazetaeao.ru/5-otlichij-mezhdu-idishem-i-ivritom/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.