Какой формат музыки лучше WAV или MP3: особенности и сравнение

Какой формат музыки лучше WAV или MP3: особенности и сравнение

Какой формат музыки лучше WAV или MP3: особенности и сравнение

В области записи звучания существует множество цифровых форматов, которые отличаются между собой по разным признакам, например по весу или качеству звучания.

Бывают аудиоформаты без сжатия, такие как WAV, AIFF, существую аудиоформаты со сжатием без потерь — APE, FLAC и аудиоформаты со сжатием с потерями — MP3, Ogg. Все они отличаются по своим способам обработки звука.

Поэтому перед простым человеком часто стоит вопрос, какой же формат выбрать — сжатый или нет, а если сжатый, то с потерями качества или нет и так далее. Чтобы помочь с выбором, следует рассмотреть для начала чаще всего встречающиеся и универсальные практически для всех устройств форматы — MP3 и WAV.

WAV

Следует начать с WAV (WAVE) – это сокращение от английского слова Waveform. Это разновидность файла-контейнера, созданная компаниями IBM и Microsoft для хранения оцифрованной записи звука. WAV является подвидом RIFF (Resource Interchange File Format) – файла-контейнера для хранения потоковых мультимедиа-данных.

Суть формата WAV заключается в том, что звук хранится в несжатом варианте, а учитывая то, что форматов для записи и хранения несжатого аудио, который может воспроизводиться практически на любом устройстве без специальных программ нет, то WAV в сфере профессионального звуковоспроизводства стоит в выигрышной позиции. Что стоит уяснить и запомнить об этом виде хранения, так это то, что звуковой сигнал представлен максимально качественно. Но за это преимущество приходится расплачиваться размером медиафайла, ведь для хранения подобного звука нужно много свободной памяти.

MP3

Одним из самых распространенных форматов для хранения и сжатия музыкальных файлов является MP3. Но мало кто из обывателей может рассказать, что это такое и как оно работает. Итак, MP3 – первопроходец в области хранения и передачи цифрового звука.

Был разработан немецкой компанией Fraunhofer IIS, а потом при поддержке фирмы HOMSON, внедрён как часть видеоформатов MPEG1 и MPEG2, который в свою очередь расшифровываются как Moving Picture Expert Group, а именно группа экспертов в области динамического изображения.

Этот музыкальный формат быстро распространился и сейчас является практически самым популярным. В чем же секрет его успеха? Все гениальное просто – при относительно хорошем и качественном звучании, музыкальные файлы отличаются маленьким весом, что позволяет хранить на устройстве множество музыкальных дорожек.

Но как удается сохранить качество звучания и при этом сжать файл? Все дело в том, что человеческое ухо воспринимает определенный диапазон частот как слышимые. При этом в самом музыкальном файле могут присутствовать колебания на таких частотах, которые выходят за пределы слышимости.

И при помощи специальной программы-кодека строится психоакустическая модель звука и убирается вся ненужная информация.

Что общего между ними

Чтобы выбрать наиболее подходящий для себя вариант оцифровки аудиосигналов, нужно узнать, что же в них общего. На самом деле у этих вариантов не так уж и много сходств:

  • Оба эти варианта используются для того чтобы хранить аудиоинформацию на цифровом носителе.
  • Оба достаточно популярны и распространены в современном мире, а значит универсальны и поддерживаются большинством операционных систем.

На этом, пожалуй, сходства заканчиваются.

В чем разница между wav и mp3

Теперь поговорим о различиях. Вот принципиально важные моменты:

  1. MP3 используется для записи сжатого звука, в принципе для этого он и был создан. А вот WAV предназначен для того чтобы хранить аудиофайлы в его первозданном виде, со всеми слышимыми и неслышимыми колебаниями частот.
  2. Принципиально важным различием является битрейт, иными словами количество бит, используемых для передачи или обработки звука за единицу времени. Зная, что WAV является несжатым звуком, можно сделать вывод, что и количество битрейт имеет большее значение, а именно порядка 1400 Кбит/сек. В то время как у файлов в формате MP3, в зависимости от кодака может меняться между 320 и 8-16 Кбит/сек.
  3. Ну и, пожалуй, самое важное для простого пользователя различие – размер файлов. Формат MP3 создает такие звуковые файлы, вес которых достаточно легкий, для того, чтобы можно было хранить множество различной звуковой информации. А вот WAV, созданный для того, чтобы полностью отражать исходное звучание, этим похвастаться не может и проигрывает – для хранения таких аудиофайлов нужно много памяти. Да и делится звуком в интернете легче всего в формате MP3.

Что выбрать

Выбирая наиболее подходящий для себя вариант звучания, нужно определиться с целями использования.

Для того, чтобы просто слушать музыку, просто смотреть фильмы, используя при этом непрофессиональное оборудование будет достаточно MP3 качества, тем более с использованием обычной техники звук хоть и теряет качество, но для простого обывателя это практически незаметно.

Именно этот аудиоформат чаще всего можно встретить в интернет пространстве – за счет своего легкого веса его легко скачивать, им легко делиться с друзьями в сети.

Если человеку необходимо скачать себе музыку в дорогу, то на помощь опять придет этот формат, потому что он позволит скачать множество различных композиций и при этом они не займут слишком много места на устройстве.Но, если вы решите послушать, например, музыку в MP3 формате с использованием профессиональной звуковой системы, то вас будет ждать разочарование. Не зря этот формат использует алгоритм сжатия с потерями.

Основная же область использования WAV – сфера услуг по профессиональной обработки аудиозвука. Кинематограф, студийная музыка, индустрия видеоигр – вот где чаще всего можно встретить звук в медиаформате WAV.

Но за свое качество звучания этот вариант обработки цифрового звука полюбили ценители качественного звучания, поэтому иногда можно встретить медиафайлы в WAV формате и в обычной жизни – например, при использовании хороших музыкальных колонок или просмотра фильма на домашнем кинотеатре.

Ведь и среди обывателей встречаются люди с тонким музыкальным чутьем, способные на слух определить в каком качестве воспроизводится музыка.

Источник: https://vchemraznica.ru/kakoj-format-muzyki-luchshe-wav-ili-mp3-osobennosti-i-sravnenie/

Все форматы аудио файлов: разбираем разницу между mp3 и flac

Какой формат музыки лучше WAV или MP3: особенности и сравнение

В современном музыкальном мире существует огромное количество форматов аудио файлов, которые часто сбивают с толку неподготовленного пользователя. Разобраться во всём этом, узнать, какими они бывают и для чего используются, поможет представленный обзор.

Типы аудио форматов

Сегодня настало время, когда каждому любителю музыки, не говоря уже о профессиональных музыкантах и аудиоредакторах, для достижения качественного звучания необходимо разбираться в таких понятиях как форматы аудиофайлов, битрейты, расширения, разрядность, частота дискретизации и во множестве других.

Звук стал цифровым, а это значит, что его можно использовать в различных целях, например, для тестового прослушивания, для презентаций, озвучивания видеороликов. Фактически цифровой звук, так же как и изображение представляет собой множество отдельных пикселей и, чем их больше, тем качественней получается и сама звуковая картина.

Такой «пиксельный» звук можно редактировать и обрабатывать.

На рисунке представлен пример записи звуковой волны, где зелёной кривой обозначен исходный звук, а фиолетовыми столбцами его цифровой вид. Число отрезков в одну секунду – это частота дискретизации. При этом цифровое представление звука имеет следующий вид.

Важную роль при оценке качества аудиоформатов и, соответственно, качества звука является такой параметр как битрейт, который показывает, сколько бит или килобит необходимо для записи одной секунды звука. Малые значения битрейта – низкокачественное звучание, большие – звук высшего качества.

А вот для хранения и дальнейшего использования audio в том или ином виде как раз и применяются аудиоформаты – цифровые записи аудиоданных. Можно сказать, что формат является своеобразным контейнером, где хранится звук. Фактически все форматы аудио можно разделить на две большие категории: сжатые без потерь и сжатые с потерями.

С целью максимально избежать снижения качества звука во время сжатия аудиофайла разработаны специальные способы сохранения звуковой информации, избегая потерь, которые фактически можно сравнить с архивированием, когда информация просто упаковываются в файл zip, размер которого заметно меньше чем исходные данные.

Впоследствии эти данные можно чётко восстановить до каждого бита. Причём сам битрейт для этих файлов неважен. Такие аудиофайлы имеют общее название Lossless – музыка «как есть». Подобные алгоритмы позволяют сжимать файлы в два-три раза.

В итоге размер выходит достаточно большой, но при этом с сохранностью исходного звука.

Самыми популярными форматами без потерь являются следующие.

Аббревиатура – это название «Free Lossless Audio Codec». Он обеспечивает полную сохранность всех данных из аудиопотока, способен сжимать от 1.4 до 4 раз с битрейтом 350-1010 кбит/с, применяется для создания аудио-коллекций и используются для прослушивания на аппаратуре премиального уровня.

Плюсы:высокое качество;
большое количество дополнительных возможностей;
свободная лицензия.
Минусы:довольно большой размер;
на старых ОС необходимо дополнительно скачивать соответствующие плееры.

ALAC

Для хранения сжатой информации без потерь на устройствах Apple. В отношении степени сжатия он несколько уступает бесплатному FLAC.

Плюсы:отсутствуют потери в качестве при копировании с CD;
возможность простой конвертации в любые другие форматы аудиофайлов с получением хорошего качества;
восстановление коллекции CD-дисков путём записей новых в том же качестве взамен повреждённых.
Минусы:большой размер;
ограничения в поддержке аудиоустройствами.

APE

Monkey’s Audio – довольно популярный формат, который выпускается для ОС Windows, но при этом имеет несколько неофициальных кодеков для других платформ. Формат поддерживает 8-, 16 и 24-разрядные аудиофайлы, поэтому нашёл широкое применение в профессиональной сфере.

Плюсы:высокая степень сжатия и скорость обработки данных;
возможность прямого воспроизведения сжатой информации;
поддержка информационных тегов и, как следствие, возможность создания удобных звуковых архивов.
Минусы:ограниченность поддержки.

Где можно найти музыку в форматах Lossless?

Прослушивание музыки в форматах без потерь – это настоящее наслаждение. Причём используя обычные настольные колонки для компьютера или бюджетные наушники весь потенциал lossless-форматов раскрыть не получится.

Для этого нужна аудиоаппаратура высокого класса: проигрыватели, акустические системы, усилители, премиальные наушники и даже высококачественные кабели.

При этом остаётся один вопрос, где брать музыку в этих форматах?

В настоящее время наряду с AudioCD можно иметь высококачественную музыку всегда под рукой. Этому способствуют сетевые стриминговые музыкальные сервисы, популярность которых постоянно растёт.

Среди них можно выделить следующие:

  • Deezer – огромный выбор музыки в качестве lossless с битрейтом до 1411 Кбит/с.
  • Tidal – популярный сервис с огромной музыкальной коллекцией в высоком качестве.

Сегодня многие сервисы онлайн-радио перешли на аудио форматы, качество которых высокое. Из них можно выделить: Radio Paradise, AI Radio, Absolute Radio, Intense Radio, Frequence 3, Сектор.

AAC

Запатентованный формат с меньшим, чем у MP3 потерей качества и с большими возможностями кодирования.

Плюсы:наличие MDST-технологии, обеспечивающее хорошее качество при небольшом битрейте;
небольшой размер.
Минусы:ограниченность распространения.

Ogg

Открытый формат-контейнер, хорошо зарекомендовавший себя  при передаче музыки и речи, как на малых, так и на больших битрейтах.

Плюсы:лучший формат аудио по соотношению «качество-размер»;
множество дополнительных возможностей;
небольшой размер;
свободная лицензия.
Минусы:невысокое качество;
ограниченная поддержка плеерами и браузерами.

Стриминговые сервисы, где можно послушать музыку в формате Lossy

  • Spotify – наиболее популярный в мире сервис, который превратился в своеобразную социальную сеть, отличается быстродействием и наличием огромного количества высококачественной музыки с высоким битрейтом;
  • Apple Music – более 30 миллионов музыкальных композиций, удобные плейлисты, авторские подборки;
  • Premium – универсальный сервис с большой коллекцией музыки, кураторские плейлисты, простой доступ;
  • Music (Boom) – сервис, работающий на базе соцсети ВКонтакте с большой музыкальной коллекцией, возможностью скачивать треки и с автоподбором музыки по предпочтениям пользователя;
  • Яндекс.Музыка – огромная библиотека композиций отечественных исполнителей;
  • SoundCloud – более 125 миллионов аудиозаписей с реальной возможностью контактировать с исполнителями;

На каких устройствах лучше воспроизводить аудио форматы?

Здесь всё просто. Услышать всё богатство звучания лучших форматов аудио с большим битрейтом можно, например,

Вариантов множество. Главное – убедиться в том, что выбранное устройство обеспечивает сетевые подключения и поддерживает соответствующие форматы. Что же касается форматов сжатия с потерями, то их можно воспроизводить практически на любых устройствах, включая мобильные.

Источник: https://www.pult.ru/articles/interesting/audioformaty/

Выбираем лучший формат для сжатия аудиоданных: MP3, AAC или WavPack?

Какой формат музыки лучше WAV или MP3: особенности и сравнение

По-хорошему следовало бы отречься от lossy-кодеков вовсе, но всегда интересно прочертить границу, где количество переходит в качество. Кроме того, даже lossy-кодек может кое-чем удивить, вот увидите.

В данном обзоре было решено не морочить голову разными VBR-режимами, а сразу остановиться на максимальном битрейте с постоянной величиной 320 кб/с.

Сегодня, при современной емкости портатива, выпрашивать лишние 10 Мб на емкость альбома с риском потерять в качестве? Зачем? В целом, даже с древними кодеками поток 320 кб/с обеспечивает отсутствие характерных артефактов с мерзкими позвякиваниями.

Первая часть обзора будет посвящена сравнению роста артефактов с помощью софта RMAA, во второй — изложен субъективный опыт слушателя на реальных фонограммах.

Сравнительная АЧХ трех lossy-форматов относительно оригинала WAV

Если в прошлый раз в качестве источника звука использовался iPad Mini, то сейчас для повышения точности мы выносим любое влияние железа за скобки, и далее весь анализ искажений будет проводиться исключительно в цифровом домене, без преобразования в аналог, поскольку RMAA предоставляет такую возможность.

Для этого генерируем в RMAA тестовый образец в WAV, затем поочередно загоняем его в различные lossy-кодеки. Далее конвертим обратно из них WAV, чтобы программа могла «узнать» файл и оценить отклонения от оригинального шаблона. Теперь смотрим, как рубятся высокие частоты и растут искажения, которые придают противную окраску звуку. Их, кстати, будет не так уж и много.

Вообще, на битрейте 320 кб/с поймать на слух явно что-то вредное будет не так просто. Речь пойдет не об артефактах даже, а разве что некоторой «тупости» звука по сравнению с оригиналом. Фонограмма как будто чуть выдыхается, теряет подвижность из-за нарушения переходных процессов после психоакустической обработки.

Но явственно зафиксировать эту разницу получится не всегда, зависит от конкретного трека.

MP3: лавинообразные искажения

Начинаем с самого популярного формата. МР3 — чудовище из института Фраунгофера, которое захватило Землю. Из-за него сегодня никому не приходит в голову использовать чистый WAV для записи звуков.

Даже если выдирают изуродованное аудио из , то все равно крошат его еще раз в МР3, да еще и с похабным битрейтом 128 кб/с. Мы так делать не будем, и для теста используем самую актуальную на сегодня версию кодера LAME 3.

100 с пресетом insane и битрейтом 320 кб/с.

На самом первом рисунке было видно, что спектр в МР3 ожидаемо испытывает колебания в области ВЧ и окончательно отфильтровывается на границе 20 кГц.

Разумеется, это предел синтетического теста, на реальном музыкальном сигнале она наверняка окажется еще ниже. Размеры динамического диапазона в МР3-файле не изменились по сравнению с оригиналом. Т.е. кодер LAME 3.

100 на битрейте 320 кб/с не добавляет в запись никаких собственных шумов.

Искажения формы сигнала 1 кГц при кодировании в МР3 в сравнении с оригиналом WAV

Конвертация в МР3 одиночного сигнала 1 кГц показала появление множества мелких гармонических искажений. И хотя формально их доля невелика (0,0009%) — т.е.

раза в полтора-два меньше, чем на выхлопе у хорошего ЦАПа, — в динамичном спектре реальной фонограммы их число будет расти в лавинообразном и непредсказуемом порядке.

Также «утолщение» основания узкого в оригинале пика 1 кГц указывает на определенные проблемы, обрастание паразитными колебаниями. Эту особенность наглядно иллюстрирует «квадратная» 100 Гц волна после ее конвертации в МР3.

Как видите, по горизонтальной оси ее контур теряет четкость. Все это в конечном итоге отрицательно сказывается на утомляемости слуха при прослушивании МР3, увы, даже самых максимальных битрейтов.

«Квадратная» волна 100 Гц после конвертации в МР3 (вверху) и AAC (внизу)

AAC: поднять шум, но сохранить чистоту

Более аккуратным образом действует алгоритм ААС, которым активно оперирует Apple, да и не только он. С данным аудиокодеком работают цифровые ТВ-бродкастеры, а кроме того, ААС входит в пакет контейнера MPEG-4.

Квадратная волна после конвертации в ААС сохраняет свою форму, хотя искажения основания и гармоники вокруг пика 1 кГц тоже имели место, хотя и менее заметно, чем в МР3. При этом ААС демонстрирует больший на 1 дБ измеренный уровень шума.

Что бы это значило — промежуточная запись на кассету, что ли? Нет, наверняка в алгоритме ААС используется что-то вроде нойзшейпинга — великое изобретение, позволяющее снижать ошибки квантования за счет подмешивания псевдослучайного шумового сигнала.

Повторюсь, это не просто утопление искажений ниже шумового порога — здесь применяется более изощренная математика.

Для иллюстрации посмотрим артефакты вокруг так называемого джиттер-теста на частоте 11,025 кГц.

Почему именно эта частота? Потому что кратная гармоника к этому пику приходится ровно на верхнюю границу спектра из цифрового потока с дискретизацией 44 кГц, а все остальные будут находиться за его пределами.

Паразитные маленькие пики, особенно те, которые располагаются симметрично относительно основного тона (продукты модуляции, «боковые полосы») — вот это и есть зерна джиттера.

Устойчивость в джиттер-тесте ААС (вверху) и МР3 (внизу)

Как видим, дурак-МР3 сберег низкий уровень шума, но сгенерировал больше высокочастотного джиттера (наиболее заметного на слух), а AAC немного поднял шум, зато избежал паразитов на остальных участках спектра. Но еще большие фокусы с нойзшепингом вытворяет кодер WavPack.

WavPack: сохранить частоту, поменять разрядность

Вообще, если уж сразу и совсем коротко, то математика кодера WavPack на сегодня относится к самым гибким и крутым протоколам для аудиоэнтузиастов, без шуток.

В отличие от FLAС, он умеет поддерживать 32-битное исчисление (я рекомендовал его для создания lossless виниловых рипов). Более того, в WavPack даже можно запаковать DSD-файл, не обращая его в РСМ. При этом размер такого файла получится гораздо меньше, чем dsf-оригинал.

Но об lossless WavPack мы поговорим как-нибудь в другой раз, а пока рассмотрим уникальный принцип действия lossy-кодека WavPack.

В одном из своих обзоров я показывал, что в ряде случаев при сжатии с потерями имеет смысл снижать не частоту дискретизации, а непосредственно битность сигнала (т.е. ниже 24 или 16 бит), аккуратно подмешивая дизер (т.е.

специальный профиль шума для уменьшения ошибок квантования). WavPack пошел именно этим славным путем, не трогая дискретность и частотку вообще, зато изменяя глубину бит, которая теперь является динамической величиной, описывая уровень громкости сигнала.

Чем-то напоминает DSD-принцип, не правда ли?

Примечательно, что при конвертации в такой lossy WavPack, можно дополнительно сохранить параллельный «корректирующий» файл, с помощью которого можно будет полностью, до последнего бита, восстановить оригинал. Правда, экономить место на диске в этом случае не получится, так как размер такой пары будет все равно соответствовать lossless-оригиналу. Но тем не менее функционал протокола все равно впечатляет.

Битрейт нашего тестового файла был выставлен на 320 кб/с, чтобы сопоставить его с максимумом наших МР3 и ААС, но теоретически в WavPack его можно ставить и выше. Особенно это пригодится для хайрезов, далее я покажу как — и никакой MQA больше не нужен!

Сравнение гармонических искажений оригинала (зеленым) и файла, закодированного в lossy WavPack (белым). Чуть подрос уровень шума и почти никаких искажений

На графиках lossy WavPack демонстрирует похвальное отсутствие частокола гармоник, которые набегали у двух предыдущих кодеров из-за агрессивной психоакустической модели.

В WavPack подобные хитрые алгоритмы отсутствуют, фильтров АЧХ тоже нет — работает просто динамическое взвешивание уровня сигнала под заданный битрейт, и все. В итоге тестирование 1 кГц дает всего несколько гармоник нечетного порядка — 3-я, 7-я, 9-я и т. д. Частотный диапазон сохранен, квадратная волна тоже.

На джиттер-тесте 11 кГц по остальному спектру кроме подросшего шума не замечено, никакой паразитной деятельности.

В джиттер-тесте тоном 11025 Гц у lossy WavPack все чисто

Для слухового опыта я отобрал пару достаточно звонких и неплохо прописанных фонограмм, которые вы также можете скачать и послушать в трех вариациях lossy-кодирования с битрейтом 320 кб/с: MP3, AAC и WavPack. Там же, в этих двух архивах, будут приложены оригиналы FLAC в стандартном CD-разрешении 16 бит / 44 кГц.

Композиция «White Wood» группы Lush поможет оценить деградацию ВЧ-диапазона. Кто-то на форуме шутил над моей верностью шугейзу, но именно такая, хрупкая, но спектрально насыщенная ткань оказывается весьма чувствительной к бульдозеру lossy-кодеков и поганой аппаратуры.

Стоит чуть уступить, и все гитарные хорусы с медью тарелочек превратятся в жестяную помойку. Вторая фонограмма, «Deep Sleep» B-52’s, представляет собой пример адекватного мастеринга с сочным саундом, студийными эффектами и сохраненным при этом динамическим диапазоном.

Выводы

По итогам прослушивания все треки разделились на две группы. В первую по степени неразличимости попали оригинал, AAC и WavPack. На их фоне МР3 прозвучал явным аутсайдером-одиночкой. Звук МР3 на 320 кб/с не делается жестким, нет, скорее даже наоборот.

Я бы, кстати, звучание этого кодека охарактеризовал скорее как теплое — подача музыки как будто оборачивается мутноватым полиэтиленом. Само собой, мастеринг и частотная коррекция у альбомов бывает очень разной, в том числе и такой вот теплой. И если просто запустить подобный MP3 без сравнения с оригиналом, никто ничего и не заподозрит.

Но в целом следует признать, что МР3 справляется со своей задачей хуже всех.

Конечно, можно обратиться к старинным МР3-кодекам типа LAME 3.93, где отключался полифазный фильтр, покрутить еще какие-то настройки.

Но после ясного и естественного звука AAC на том же битрейте, заниматься подобными экспериментами пропадает желание.

К тому же AAC и WavPack можно слушать на любом софте и в том числе на телефонах после установки какой-нибудь портативной версии Foobar. С поддержкой WavPack в Car Audio придется повозиться, но в принципе все преодолимо.

В заключение также предлагаю сравнить работу WavPack на образце моего винилового рипа из «Щелкунчика». Здесь уже продемонстрирована обработка высокодискретного сигнала. Оригинал был закодирован во FLAC с размерностью 24 бит / 88 кГц. Далее из него было сделано два варианта:

№1 — это стандартный FLAC 16 бит / 44 кГц, совместимый с CD-стандартом.

№2 — lossy WavPack с дискретностью 88 кГц и битрейтом 700 кб/с.

Величину данного битрейта lossy WavPack можно было сделать меньше или больше, она подбиралась экспериментально. Для нашего сравнения было важно, чтобы конечный файл WavPack совпадал по размеру с конкурентом FLAC 16 бит / 44 кГц. Все три файла также можно скачать и сравнить самостоятельно.

Непосредственное сравнение образцов подтвердило идею о том, что стандартное понижение HD-мастеров до CD-разрешения, пускай и незначительно, но все же огрубляет музыкальную фактуру оригинала.

Деградация происходит, главным образом, за счет потери глубины передних и дальних планов. Сцена как бы выстраивается в единую плоскость.

При этом стоит отметить, что вариант lossy WavPack при сопоставимом размере файла оказался лишен данного недостатка и может быть рекомендован для широкого применения в портативном аудио и различных стриминговых сервисах.

Источник: https://stereo.ru/to/ygla9-vybiraem-luchshiy-format-dlya-szhatiya-audiodannyh-mp3-aac-ili-wavpack

Что лучше MP3 или FLAC и какой выбрать формат музыки

Какой формат музыки лучше WAV или MP3: особенности и сравнение

Здравствуйте, дорогие мои.

Меломаны разбились на 2 лагеря в споре о том, что лучше MP3 или FLAC. Вы не знаете, к какому из них примкнуть? Я помогу вам разобраться в данном вопросе. Из моей статьи вы узнаете, каковы отличия этих двух форматов, в каких ситуациях выигрывает один и другой, а также стоит ли их вообще сравнивать.

MP3 — качество звука при минимальном объёме

Помню, как у меня появились первые MP3-диски. Они казались сверхъестественными после CD и тем более кассет, так как вмещали в себя не 20 песен, а несколько альбомов любимых исполнителей. В этом и состоит преимущество данного формата. Что я имею в виду?

Были времена, когда объём накопителей, трафик и скорость интернета ограничивались, то есть качать и хранить массивы музыки было проблематично.

Спасением стал формат MP3 (полное название MPEG-½/2.5 Layer 3). Появившийся ещё в 1994 году. С его помощью вес треков можно значительно уменьшить.

Страшно ли сжатие?

Для данной цели используется алгоритм сжатия с потерями (lossy). Какими именно? Теряется неразличимая человеческому уху информация, чтобы сохранить трек в максимально близком к оригиналу виде. С развитием технологий всё лучше удаётся добиться данного эффекта.

Под зачистку могут попасть, допустим, тонкие звуки выше 17 кГц и басы ниже 40 Гц.

Для справки: человек слышит в диапазоне от 16 Гц до 20 кГц; и так как за восприятие звуков отвечает мозг, а не ухо, то не все поступающие данные им воспринимаются.

Таким образом, при прослушивании на непрофессиональной технике никаких потерь вы не ощутите. Не стоит беспокоиться о них и людям преклонного возраста в связи с естественным ухудшением слуха.

Для наглядности можно сравнить MP3 с изображениями расширения JPEG. Только профессиональный фотограф на высококлассном мониторе сможет заметить разницу сжатой картинки в сравнении с оригиналом в RAW, например.

Как оценивать MP3-файл?

Большинство пользователей при скачивании песни обращают внимание лишь на битрейт. Для тех, кто не в теме: желательно, чтобы он был 320 kb/s — тогда звук более чистый и сбалансированный. В принципе, для тех, кто не сильно заморачивается, битрейт — достаточный критерий для оценивания. Но для претенциозных слушателей он может быть не единственным.

Не лишним будет посмотреть и свойства кодека, с помощью которого выполнялась конвертация. Расписывать подробно я их не буду — сейчас не об этом. Если вкратце, то хорошо, когда файл:

  • Конвертирован в последней версии кодека, например, LAME 3.100 (на момент написания статьи).
  • С пометкой «Stereo», так как если вместо неё вы увидите «Joint Stereo», то для снижения объёма некоторые компоненты переведены в моно, а значит, трек немного потерял в глубине звучания.
  • Что касается режима битрейта (CBR, VBR, ABR), то каждый из них хорош для отдельной ситуации, но это слишком глубокое копание, которое не входит в рамки данной статьи.

FLAC

С этим форматом постараюсь быть более кратким, чтобы не отнимать много вашего времени. Итак, аббревиатура расшифровывается как «Free Lossless Audio Codec», что в переводе — «бесплатный аудиокодек для сжатия без потерь (lossless)». Теперь вы понимаете, почему требовательные слушатели отдают ему предпочтение.

Так как данные при конвертации не теряются, то файлы с расширением FLAC весят больше, чем MP3. Давайте сравним. Допустим, оригинальный трек в формате WAV весит 60 МБ с битрейтом 1400 кБ/с.

; при конвертации в МП3 его объём может сократиться в 4, 8, 12 и более раз, а в случае с FLAC — всего в 2 раза.

Сей формат появился всего через 6 лет после своего конкурента, но за это время возможности скачивания и хранения данные значительно улучшились, то есть спрос родил предложение. В настоящее время и подавно с этим не возникает проблем.

Зачем нужен lossy, когда есть lossless?

Это резонный вопрос, на который я отвечу так:

  • Во-первых, не всегда есть возможность для хранения объёмных данных. Например, мобильные устройства всё же ограничены в дисковом пространстве, поэтому в целях его экономии лучше использовать MP3. Более того, если слушать через динамик смартфона, вы вряд ли почувствуете какую-то разницу.
  • Во-вторых, есть устройства, которые не поддерживают FLAC, например, некоторые модели телевизоров. Кстати, Apple добавила поддержку этого формата только в прошлом году, начиная с iOS 11. То же самое касается браузеров Chrome и Mozilla.

Подобьём итоги о том — что лучше mp3 или flac

Вышесказанное можно подытожить тем, что при отсутствии чувствительного музыкального слуха и аудиотехники высокого качества, то формата MP3 вам будет вполне достаточно.

Но.

Если вы любите насладиться глубоким и ярким звучанием или являетесь аудиофилом. То запаситесь местом на своих накопителях для FLAC (так как данный формат является несжатым и соответственно более качественным — имеющим все «тонкие» звуковые нюансы).

Это всё относится естественно только к тем у кого имеется более менее качественная (или профессиональная) аппаратура. В наушниках за 100 рублей вы никакой разницы не услышите конечно же :).

Жду вас на своём блоге ещё много-много раз 😉

До скорого!

Источник: http://profi-user.ru/chto-luchshe-mp3-ili-flac/

Интернет журнал о выборе лучших товаров и услуг

Какой формат музыки лучше WAV или MP3: особенности и сравнение

31.05.2019 14:00:31

Эксперт: Михаил Зак

Развитие цифровой аудиодистрибьюции привело к тому, что сейчас на рынке представлено несколько десятков форматов звуковых файлов. Каждый разработчик пытался придумать свой собственный способ кодирования и алгоритмы шифрования, а потом сделать их популярными.

Но сейчас, в 2019 году, стало ясно – в битве музыкальных форматов победил MP3. И пусть его уже не поддерживают разработчики – ничего страшного. Всё равно музыку в файлах этого типа можно воспроизвести на любом телефоне, плеере, компьютере, магнитоле, телевизоре и даже некоторых моделях умных часов.

Тем не менее, при покупке высококачественного аудиооборудования – например, наушников и звуковой карты суммарной стоимостью в полторы зарплаты – начинают проявляться недостатки MP3. Вроде и техника хорошая, но всё равно музыка звучит как-то «плоско» и уныло. А всё потому что MP3 отрезает кусочки аудиопотока.

И тогда хочется выбрать более качественный формат. Например, чуть менее распространённый WAV, который поможет технике «раскрыться».

Но так ли хорош этот WAV? Сравним два формата – WAV и MP3 – и выберем подходящий!

Чем отличаются сжатые форматы музыки от несжатых

Поскольку WAV – это образец несжатого формата музыки, а MP3 – сжатого, то для понимания ключевой разницы между ними стоит разобраться с тем, что такое сжатые и несжатые музыкальные форматы. Сильно углубляться не будем, про сигма-дельта-модуляцию рассказывать – тоже, просто «пробежимся по верхам».

Несжатые форматы музыки появились одними из первых. Они подразумевают последовательную запись каждого захваченного микрофоном в студии звука, каждой ноты, каждой попытки вокалистом взять все восемь октав в течение одной-единственной песни. В итоге файл получается невероятно детализированным, поскольку указывается каждый звук.

Есть только пара проблем. Из-за высокой детализации аудиофайла он получается огромным. В среднем трёхминутная песня в контейнере WAV «весит» около 60 мегабайт.

Как следствие, на гигабайтную флешку хорошо если хотя бы один альбом исполнителя влезет.

А во времена, когда жёсткий диск на 1 ГБ был недостижимой роскошью, разбазаривать ценное пространство HDD на песенки было как минимум неосмотрительно.

Вторая проблема заключается в том, что для декодирования такой музыки нужен мощный и шустрый процессор. То есть чипу приходится постоянно брать цифровой сигнал и превращать его в аналоговый, выходящий на колонки. При этом цифровых сигналов очень много – напоминаем, каждый звук. Так что производительность чипа тоже должна быть высокой.

Таким образом, перед инженерами и программистами стала задача сделать так, чтобы фанат какого-нибудь Робби Уильямса мог держать у себя всю его дискографию (14 альбомов, 3 сборника, несчётное количество синглов, 8 DVD) и при этом ему не пришлось покупать сервер. Так и появились сжатые форматы, образцом которого является MP3.

Сжатые форматы подразумевают дополнительное перекодирование музыки. поток разбивается на отдельные фреймы, потом они склеиваются, частично теряется детализация (например, два пика громкости склеиваются в один), возможно – как у MP3 – отрезаются некоторые частотные диапазоны… И в итоге файл получается намного меньше!

В среднем трёхминутная песня в файле MP3 с высоким битрейтом (320 кбит/с) «весит» примерно 10 мегабайт. То есть в объём, занимаемый одной песенкой в WAV, «влезет» целый EP (мини-альбом) в MP3! А если уменьшить битрейт, вырезав из аудиопотока ещё больше частей-фреймов и значительно ухудшив качество, то и всю дискографию многострадального Робби Уильямса можно «запихнуть».

С другой стороны, нельзя сказать, что потеря качества слишком уж значительна для слушателя. MP3 320 кбит/с обеспечивает достаточное качество для прослушивания музыки, просмотра фильмов и т.д. Какие-либо «упущенные детали» слушателем либо игнорируются, либо «додумываются» до построения полной акустической картины.

Кроме того, на качество воспроизведения влияет ещё и качество оборудования.

На компьютерах со слабой интегрированной звуковой картой и китайскими колонками что MP3 64 кбит/с, что MP3 320 кбит/с, что WAV будут звучать одинаково плохо.

Но стоит достать многоканальную аудиосистему, усилитель, дискретную звуковую карту с ЦАП частотой 192 КГц – и звук в WAV расцветает. А вот MP3 покажется слишком плоским и низкодетализированным.

А теперь к описанию форматов.

Музыкальный формат WAV

Музыкальный формат WAV был разработан совместно инженерами компаний IBM и Microsoft. Целью было создание универсального контейнерного формата, который бы хранил несжатую музыку и мог бы воспроизводиться на множестве устройств.

Собственно, им это удалось. WAV полюбился и пользователями (благодаря во многом нативной поддержке операционной системой Windows), и музыкальными студиями (минимум потерь, быстрое кодирование и декодирование).

Правда, WAV не лишился главного недостатка несжатых форматов – огромный вес файла. Зато качество звука максимально высокое. По сути, это практически аналоговый формат, в котором аудиопоток записывается волнами.

Музыкальный формат MP3

Музыкальный формат MP3 был разработан германской компанией Fraunhofen IIS и изначально создавался для передачи аудио в видеофайлах. Даже его название расшифровывается как Moving Picture Expert Group Layer 3, то есть «третий слой в движущихся картинках». Но, как выяснилось, формат прекрасно подходит для записи вообще любых звуков и спокойно воспроизводится без упаковки в MPEG-контейнер.

Поскольку задачей разработчиков было уменьшить битрейт («размер») звуковой дорожки, а то она как видеодорожка будет весить, они смело поиздевались над аудиопотоком.

И, кроме сжатия с разделением на фреймы и склеиванием пиков, они ещё и неслышимые частоты удалили. То есть при кодировании из аудиопотока удаляется всё, что ниже 20 Гц и выше 15 кГц.

В теории человек этого не слышит, так что и страдать не должен.

На практике выясняется, что частоты ниже 20 Гц делают басы более глубокими, а выше 15 кГц – голос детализированнее. Но это не имеет значения, если наушники или колонки не могут воспроизводить частоты ниже 20 Гц и выше 15 кГц. А бюджетная аудиотехника как раз в такое и не умеет.

Зато файлы MP3 «весят» мало и обеспечивают достаточное для самостоятельного прослушивания качество. И в эпоху цифровой дистрибьюции эти два достоинства сделали MP3 очень популярным.

Разница между MP3 и WAV

Собственно, главная разница между WAV и MP3 заключается в том, что первый несжатый и невероятно детализированный, а второй – сжатый и не очень детализированный. Зато ради музыки в первом формате придётся покупать внешний жёсткий диск, а во втором и флешки хватит.

  1. Формат WAV в 2019 году обычно используется в сфере «профессионального аудио». В нём записываются музыканты на студиях. В нём происходит сведение песен. В нём слушают музыку только отъявленные аудиофилы с отличным качеством аудиотехники.

  2. Формат MP3 сейчас распространён повсеместно. Он подходит для прослушивания дома, в дороге (со смартфона или плеера), в автомобиле через магнитолу. На CD-диск влезет около 50 песен в высоком качестве или около 200 в низком.

  3. Качество, конечно, не заоблачно высокое, но достаточное. И «размер» решает.

  4. Если говорить в цифрах, то битрейт WAV – 1140 кбит/с, битрейт MP3 – максимум 320 кбит/с.

Какой формат лучше – WAV или MP3?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Эти форматы предназначены для разных целей. Сравнительная таблица – ниже:

Техника, на которой будут слушать музыку Предпочтительный формат Почему он
Аппаратура Hi-End-классаWAVВысокая детализация, нет удаления неслышимых частот
Бюджетная аппаратураMP3Высочайшего качества звука всё равно можно не ждать, можно сэкономить место на компьютере
Телефон, плеер, автомагнитолаMP3Занимает минимум места

А если речь заходит о записи музыки, то стоит выбрать WAV. С ним проще работать в дальнейшем, да и качество повыше.

Источник: https://expertology.ru/sravnivaem-wav-i-mp3-osobennosti-i-chto-luchshe/

Есть ли разница между аудио форматами MP3, AAC, FLAC и какой нужно использовать?

Какой формат музыки лучше WAV или MP3: особенности и сравнение

Недавно я получил следующее письмо:

Привет, headphone-review.ru, MP3 является самым популярным аудиоформатом, но есть так много других, таких как AAC, FLAC, OGG и WMA, что я не совсем уверен, какой из них я должен использовать. В чем разница между ними, и какой из них мне следует использовать, чтобы хранить мою музыку?

Вопрос достаточно популярный, попробую ответить на него просто, но понятно.

Мы уже говорили о различии между lossless и lossy, но если кратко, есть два типа качества звука:

  • без потерь: FLAC, ALAC, WAV;
  • с потерями: MP3, AAC, OGG, WMA.

Lossless формат сохраняет полное качество звука, в большинстве случаев, это уровень CD, в то время как формат с потерями сжимает файлы для экономии места (конечно, качество звука ухудшается).

Форматы хранения данных без сжатия: FLAC, ALAC, WAV и другие

  • WAV и AIFF: Оба WAV и AIFF хранят звук без сжатия, что означает, что они являются точными копиями исходного аудио. Эти два формата по существу имеют одинаковое качество; Они просто хранят данные немного по-другому.

    AIFF сделан Apple, поэтому вы можете увидеть его чаще в продуктах Apple, а WAV в значительной степени универсален. Однако, поскольку они несжаты, они занимают много ненужного пространства. Если вы не редактируете аудио, вам не нужно хранить аудио в этих форматах.

  • FLAC: Free Lossless Audio Codec (FLAC) — самый популярный формат хранения звука без потерь, что делает его хорошим выбором. В отличие от WAV и AIFF, он немного сжимает данные, поэтому занимает меньше места.

    Тем не менее, он считается форматом, который хранит звук без потерь, качество музыки остается таким же, как и у оригинального источника, поэтому эффективнее использовать его, чем WAV и AIFF. Он бесплатный, с открытым исходным кодом.

  • Apple Lossless: Также известный как ALAC, Apple Lossless похож на FLAC.

    Это формат с лёгкой компрессией, тем не менее, музыка сохраниться без потерь качества. Его сжатие не так эффективно, как FLAC, поэтому ваши файлы могут быть немного больше, но они полностью поддерживаются iTunes и iOS (в то время как FLAC — нет).

    Таким образом, если вы используете iTunes и iOS в качестве основного программного обеспечения для прослушивания музыки, вам придется использовать именно этот формат.

  • APE: APE — имеет самый агрессивный алгоритм сжатия, для хранения музыки без потерь, то есть вы получите максимальную экономию места.

    Его качество звука такое же, как у FLAC, ALAC, однако часто возникают проблемы с совместимостью. Кроме того, проигрывание этого формата гораздо сильнее нагружает процессор для его декодирования, так как данные сильно сжаты. Вообще, я бы не рекомендовал использовать этот формат, если только вы не ограничены в свободной памяти и не имеете проблем совместимости с программным обеспечением.

Форматы хранения звука с сжатием: MP3, AAC, OGG и другие

Если вы просто хотите послушать музыку здесь и сейчас, скорее всего, вы будете использовать формат с потерями. Они экономят массу памяти, оставляя вам больше места для песен на вашем портативном плеере, и, если битрейт будет достаточно высоким, они будут неотличимы от исходного источника. Вот форматы, с которыми вы, вероятно, столкнетесь:

  • MP3: MPEG Audio Layer III, или MP3, является наиболее распространенным форматом хранения звука с потерями. Настолько, что он стал синонимом загружаемой музыки. MP3 — не самый эффективный формат из всех, но, безусловно, наиболее хорошо поддерживаемый, что делает его лучшим выбором для хранения аудио с сжатием.
  • AAC: Advanced Audio Coding, также известный как AAC, похож на MP3, хотя он немного эффективнее. Это означает, что вы можете иметь файлы, занимающие меньше места, но с тем же качеством звука, что и MP3. Лучшим евангелистом этого формата сегодня является iTunes от Apple, сделавший AAC настолько популярным, что он стал почти так же широко известен, как MP3. За очень долгое время у меня было только одно устройство, которое не могло играть AAC, и это было несколько лет назад, так что вы можете смело использовать этот формат для хранения своей музыки.
  • Ogg Vorbis: формат Vorbis, известный как Ogg Vorbis из-за использования контейнера Ogg, является бесплатной альтернативой MP3 и AAC. Его главная черта состоит в том, что он не ограничен патентами, но на вас, как на конечного пользователя, это совершенно не влияет. Фактически, несмотря на его открытость и сходное качество, он гораздо менее популярен, чем MP3 и AAC, это значит, что меньшее количество программ его поддерживают. Таким образом, мы не рекомендуем его использовать, чтобы избежать проблем с совместимостью программного обеспечения.
  • WMA: Windows Media Audio — собственный фирменный формат Microsoft, похожий на MP3 или AAC. Он не дает никаких преимуществ перед другими форматами, и также не очень хорошо поддерживается за пределами платформы Windows. Мы не рекомендуем вам копировать компакт-диски в этот формат, если только вы не будете точно знать, что всю музыку будут слушать на платформе Windows, или на совместимых с этим форматом проигрывателях.

Так что вы должны использовать?

Теперь, когда вы понимаете разницу между каждым форматом, что вы должны использовать для копирования или загрузки музыки? В общем, мы рекомендуем использовать MP3 или AAC.

Они совместимы почти с каждым проигрывателем, и оба они неотличимы от исходного, если закодированы с высоким битрейтом.

Если у вас нет особых потребностей, которые предполагают иное, MP3 и AAC — это лучший выбор.

Однако есть кое-что, что можно сказать о том, чтобы хранить свою музыку в формате без потерь, таком как FLAC.

В то время как вы, вероятно, не заметите более высокого качества, lossless отлично подходит для хранения музыки, если вы планируете впоследствии ее преобразовывать в другие форматы, поскольку преобразование формата с потерями в другой формат с потерями (например, AAC в MP3) приведет к появлению файлов заметно более низкое качество. Поэтому для архивных целей мы рекомендуем FLAC. Однако вы можете использовать любой формат без потерь, так как вы можете конвертировать между форматами без потерь, не изменяя качество файла.

Также мы рекомендуем хранить музыку в формате FLAC или ALAC если вы используете высококлассное аудио оборудование, которое способно показать вам артефакты форматов хранения музыки с сжатием.

Источник: https://headphone-review.ru/?p=7116

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.