В чем разница между катализатором и сажевым фильтром

Зачем нужно удаление сажевого фильтра, каковы последствия и как сделать это на авто (в том числе дизель)

В чем разница между катализатором и сажевым фильтром

В 2005 году в России начал действовать экологический стандарт ЕВРО-4, серьёзно повлиявший на производителей автомобилей.

С этого момента все машины, предназначенные для использования в РФ, должны оснащаться специальными компонентами, снижающими количество вредных выбросов в атмосферу.

Почти на все современные авто с дизельными двигателями устанавливают противосажевые (или просто «сажевые») фильтры, которые задерживают не до конца сгоревшие компоненты топлива. Казалось бы, вещь очень стоящая, но многие привозят автомобиль в сервис для её удаления. Зачем?

Как работает противосажевый фильтр

Он представляет собой металлический цилиндр, заполненный керамическим материалом. Этот материал имеет ячеистую структуру — в пустотах задерживаются мелкие частицы сажи. Когда её накопится слишком много, специальный блок в двигателе активирует процесс регенерации, и фильтр очищается.

Существует пассивная и активная регенерация. В первом случае сажа сгорает во время движения благодаря естественному повышению температуры в фильтре. Чтобы запустить пассивный процесс, нужно ехать с высокой скоростью и на большое расстояние.

Активная регенерация запускается, если блок не может избавиться от мусора стандартным способом (например, когда вы ездите только по городу и медленно).

В этом случае в цилиндр подаётся дополнительное топливо, которое смешивается с сажей и выходит в катализатор. Там смесь сгорает, а из выхлопной трубы идёт чёрный дым.

Это не проходит бесследно — растёт расход топлива, увеличиваются обороты на холостом ходу.

Так выглядит фильтр после долгой езды на качественном топливе

Сажевый фильтр и катализатор — это одно и то же?

Часто даже опытные работники сервисных центров считают, что сажевый фильтр и катализатор — это одно и то же. На самом деле разница существенна.

  • Катализатор устанавливается на машины с дизельным и с бензиновым двигателем. Он предназначен для очистки выхлопных газов от крупных примесей.
  • Сажевый фильтр используется только с дизелями. Главным отличием является мелкоячеистая структура фильтра — он улавливает даже мелкие частицы.

Зачем удалять: плюсы и минусы, последствия

Вот несомненные достоинства удаления сажевого фильтра:

  • расход топлива уменьшается;
  • больше не придётся вызывать регенерацию повышением оборотов;
  • снижается общая температура работы двигателя, что уменьшает нагрузку на него;
  • забитый фильтр — это риск поломки силового агрегата, нет фильтра — нет риска;
  • не нужно тратить деньги на замену этого компонента в будущем.

Примечание: есть мнение, что удаление даёт прибавку мощности двигателя. Да, это так, но разница незначительна. Эффект достигается благодаря ускорению выхода выхлопных газов, которым теперь не приходится преодолевать сопротивление фильтра.

А вот существенные минусы:

  • машина лишается гарантии (если она есть);
  • в ряде случаев увеличивается количество чёрного дыма из выхлопной трубы;
  • увеличивается нагрузка на турбину, что несколько снижает её ресурс;
  • авто нельзя будет использовать в странах ЕС и других государствах с жёсткими требованиям к качеству выбросов;
  • процедуры должны выполнять только профессионалы — если допустить ошибку, могут возникнуть серьёзные проблемы, требующие дорогого ремонта.

Процесс удаления: физический и программный этапы

Процедура состоит из двух этапов — физического и программного.

Физический нетруден. Специалисты находят банку, в которой расположены фильтр и катализатор, и вырезают её. В некоторых моделях авто для этого придётся снять выхлопную трубу.

Взамен фильтра нужно что-нибудь поставить — это могут быть как обычные металлические заглушки, так и пламегасители. Установка пламегасителя немного увеличит срок службы глушителя.

Если компонент оснащён датчиками температуры и зондами углекислого газа, может потребоваться их изъятие и установка в заглушку — это помогает избежать программных ошибок.

Внешний вид изъятого сажевого фильтра

Затем надо перепрограммировать блок двигателя. Если этого не сделать, датчики будут считать, будто фильтр постоянно забит. Результат — демонстрация кодов неисправностей, а в некоторых случаях и вовсе включается аварийный режим.

Эта часть процедуры выполняется исключительно экспертами сервисного центра. Добиться результата можно тремя способами.

  1. Установить прошивку от той версии авто, где по умолчанию нет сажевого фильтра. Метод чреват снижением функциональности — например, на Honda CRV отключается круиз-контроль.
  2. Установить прошивку, созданную энтузиастами. Это своего рода лотерея — может повезти, а может и нет. Качество прошивок сильно варьируется.
  3. Установить прошивку от изготовителя автомобиля. Лучший вариант, не несущий практически никакого риска.

В некоторых моделях Nissan, Toyota, Mazda и Ford невозможно выполнить стандартную перепрошивку — приходится прибегать к эмуляции.

Устанавливается приспособление-обманка, заставляющее блок считать, будто фильтр расположен на своём месте. Контроллер получает сигналы и не замечает изъятия компонента.

Однако у этого варианта есть недостаток — режим регенерации всё равно будет включаться, так что расход топлива не снизится.

Можно ли удалить своими руками

Да, можно, но делать это крайне не рекомендуется! Вероятность что-то сломать весьма высока. Помните — вы действуете на свой страх и риск!

  1. Сначала надо отсоединить датчики и разрезать болгаркой выпускную трубу, которая расположена после фильтра.
  2. Затем открутите болты со стороны двигателя, разрежьте и вскройте обшивку фильтра.
  3. Достаньте само приспособление. Возможно, понадобиться выбивать отдельные сегменты.
  4. Заварите корпус и установите его на место. Подключите датчики.

Корпус сажевого фильтра без самого фильтра

После этого останется только загрузить новую прошивку.

Удаление на Renault Megane (видео)

Нужно ли удалять сажевый фильтр? Решать только вам. Машина действительно становится более простой и дешёвой в эксплуатации, несколько возрастает мощность. Однако заказывать эту процедуру нужно только у заслуживающих доверия специалистов, иначе можно получить больше проблем, чем пользы.

Источник: https://pol-z.ru/nuzhno-li-udalyat-sazhevyiy-filtr/

В чем разница между катализатором и сажевым фильтром

В чем разница между катализатором и сажевым фильтром

«На машине надо заменить сажевый фильтр» — говорит владелец автомобиля с бензиновым двигателем. И совершает ошибку, неправильно назвав каталитический нейтрализатор своего железного коня.

Многие автомобилисты, работники автомастерских не понимают разницы между словами: «катализатор» и «сажевый фильтр». Давайте разберемся, в чем же состоит сходство и различия этих деталей выпускного коллектора.

Катализатор

Или каталитический нейтрализатор – деталь машины в форме цилиндра или прямоугольного параллелепипеда, служащий для очистки выхлопных газов бензинового двигателя автомобиля или работающего на газе.

В разрезе его конструкция напоминает соты, изготовленные из керамики/стали с высокой теплопроводностью. Внутренняя поверхность покрыта напылением с палладием или платиной.

Эти элементы вступают в реакцию с вредными продуктами сгорания бензина, нейтрализуют их или преобразуют в безопасные для человека химические соединения (азот, водяной пар, диоксид углерода), которые выводятся через выхлопную трубу в атмосферу.

К тому же катализатор задерживает твердые частички выхлопных газов автомобиля, которые оседают на его стенках.

Эти процессы способствуют том, что каталитический нейтрализатор загрязняется по мере пользования машиной, приходит в негодность, требует чистки или полной замены.

Фильтр сажевый

Используется для двигателей, работающих на дизельном топливе. Поскольку при сгорании ДТ образуется гораздо большее количество дыма, копоти, чем при сгорании бензина, он задерживает образующиеся твердые частички дыма и нейтрализует канцерогенные продукты сгорания топлива.

Внутреннее устройство этой детали представляет собой лабиринт из карбида кремния с многочисленными карманами для сборки сажи.

Некоторые фильтры, но не все, оснащены особыми титановыми ячейками, преобразующими вредные углекислый и угарный газ от сгорания дизельного топлива в безопасные для окружающей среды химические вещества. Они сочетают свойства сажевого фильтра и каталитического нейтрализатора.

Фильтр задерживает до 90% сажи, вырабатываемой двигателем. Когда он забивается, возрастает количество потребления топлива автомобилем, снижается его мощность, беспричинно глохнет мотор.

Сходство катализатора и сажевого фильтра

Определено следующими характеристиками:

  1. Предназначены для сбора, нейтрализации продуктов сгорания автомобильного топлива, как твердых частичек, так и канцерогенных выхлопных газов (оксиды углерода, азота, свинца, прочее). Более 90% этих веществ преобразуются в безопасные для человека химические соединения (диоксид углерода, вода, азот).
  2. Защищают атмосферу от вредных веществ, содержащихся в выхлопных газах автомашин.
  3. Являются частью выпускного коллектора автомобиля.
  4. Согласно современным евростандартам все автомобили должны быть оснащены этими деталями в зависимости от типа двигателя.
  5. Имеют форму цилиндра или прямоугольного параллелепипеда с входящим и исходящими патрубками. Верх корпуса изготовлен из металла, но внутренняя начинка разная.
  6. По мере пользования автомобилем, они загрязняются гарью, копотью. Требуют регулярной регенерации или полной замены при необходимости.
  7. На современных автомобилях установлены специальные датчики, контролирующие степень загрязненности катализатора или фильтра.

Отличия катализатора и сажевого фильтра

Представлены в таблице ниже:

ХарактеристикаКаталитический нейтрализаторСажевый фильтр
Тип двигателяПрименяется для автомобилей с бензиновым двигателем или работающих на газе (пропан, бутан)Используется в машинах, работающих на дизельном топливе
Очищает выхлопные газыОт сажи, канцерогенных веществОт сажи. В некоторых моделях установлены ячейки с титановым катализатором, нейтрализующим вредные химические соединения
Внутренняя структураПредставлена мелкими ячейками, сотами, которые аккумулируют продукты сгорания бензина, газа. Они изготовлены из металла или керамики.Как лабиринт со множеством ходов и карманов для сбора копоти.
Принцип действияПоверхность ячейки покрыта слоем катализатора (палладий, платина), который при высокой температуре превращает канцерогенные продукты сгорания в безвредные с помощью химических реакций. Здесь же оседают гарь, копоть от дыма.Накапливает в карманах твердые продукты сгорания дизельного топлива. При наличии катализатора – преобразует вредные для человека продукты сгорания в безопасные.
Ширина внутренних ячеек, ходовБолее узкиеБолее широкие
Срок службыЗависит от многих показателей, но также и от материала изготовления. Железные – долговечные, устойчивые к перепадам температур. Пробег – до 200 000 км. Но их вытесняют керамические, которые дешевле, хрупкие, больше соответствуют нормам по очистке выхлопных газов. Пробег – 50 000-70 000 км.Также зависит от условий эксплуатации автомобиля и варьируется от 50 000 до 120 000 км пробега.
Чистка деталиЕсли соты катализатора забиты незначительно, возможна чистка без демонтажа с помощью химических жидкостей, которые добавляются в горючее.При значительном загрязнении, деталь демонтируют, многократно промывают специальными жидкостями, чистят щетками.Используют пассивную или активную регенерацию без съёма детали с выпускного коллектора. Соответствующий индикатор сообщит водителю о сбое в работе фильтра.Его также можно демонтировать и промыть с помощью очистительной жидкости.

Источник: https://vchemraznica.ru/v-chem-raznica-mezhdu-katalizatorom-i-sazhevym-filtrom/

Все о сажевом фильтре дизеля: что это, признаки засоренности, как прожечь и как удалить

В чем разница между катализатором и сажевым фильтром

Какие ассоциации исторически связаны с дизельными версиями машин? Тяга, экономичность, парафинизация ДТ и черный дым. Экономно развивать высокий крутящий момент современные дизели не перестали, а вот проблем зимой с соляркой стало гораздо меньше.

В некотором смысле это стало возможным благодаря таким вещам, как проточный подогрев дизельного топлива и подогреватель бака с топливом. Понятие «чадить» этим моторам и вовсе чуждо. Отчего тяжелая вонь «соляры» сменилась еле уловимым кисловатым запахом, а внутри глушителя – кристальная чистота вместо черного налета? Редакция журнала Autostadt.

su предлагает поговорить о заслугах и недостатках сажевого фильтра и разобраться, почему он приносит массу проблем, особенно на б/у авто.

Экскурс в теорию: что такое сажевый фильтр

 

Задача любого фильтра – что-либо отлавливать. Из приставки «противосажевый» понятно, что подопытный удерживает в себе частички сажи, которые образуются в результате неполного сгорания ДТ.

Как выглядит

По конструкции – это керамическая матрица, состоящая из большого количества глухих перфорированных каналов. Находится эта дорогостоящая компоновка в банке круглого или овального сечения внушительных размеров.

По ходу движения отработанных газов частички сажи остаются в этих самых каналах, поскольку они не проходят через мелкую перфорацию. Логично предположить, что такой отстойник быстро забьется, если не удалять скопившуюся сажу. Отметим сразу, что ее удаляют, а точнее выжигают, и для этого даже разработан специальный режим работы двигателя.

Где стоит

Находится сажевый фильтр в выпускном тракте, недалеко от выпускного коллектора. Если есть катализатор, то «сажевик» стоит сразу за ним.

Иногда их объединяют в один корпус для того, чтобы отсеянная сажа находилась как можно ближе к двигателю.

Такая компоновка делает возможным нагрев внутренностей противосажевого фильтрующего элемента до высоких температур – условие №1 для обеспечения выжигания сажи.

Как узнать, удален ли…

Обычно этим вопросом задаются владельцы б/у автомобилей. Узнать, есть ли сажевый фильтр на автомобиле, можно на диагностическом оборудовании.

Когда он удален, модель контроля и анализа заполнения фильтрующего элемента сажей отключена.

Поскольку заводскую банку обычно оставляют на месте, а ампутируют только матрицу, след вмешательства отчетливо виден – это замкнутый сварной шов в неположенном месте.

DPF, FAP – что это

Если расшифровать эти аббревиатуры, то получим перевод словосочетания «сажевый фильтр» в английской транскрипции (Diesel Particulate Filter) и в французской (Filtre a Particules). На деле разница между ними состоит в процессе организации регенерации (режима выжигания сажи), о чем мы поговорим в соответствующем разделе.

Забит сажевый фильтр на дизеле: признаки и последствия

Роль «сажевика» такова, что он только отнимает силы у двигателя. Дело в том, что сажа постоянно накапливается внутри него, создавая сопротивление движению отработанных газов.

В городе этого не заметить, а вот на трассе автомобиль с едва заполненным фильтром будет ускоряться менее охотно.

Впрочем, езда по загородному шоссе очень полезна для дизельного двигателя, позже мы объясним почему.

Так или иначе, незначительное падение тяги заметить тяжело. Гораздо легче и полезнее обратить внимание на приборное табло, где специальная лампа или комбинация светодиодов обрисуют тяжесть проблемы. Точный ответ, что означает тот или иной значок, можно найти только в инструкции к машине. В качестве примера предлагаем рассмотреть алгоритм сигнализации проблем с DPF на автомобилях VAG:

  • Иконка DPF. Фильтр почти полон, за плечами не одна безуспешная регенерация, но шанс выжечь сажу штатными средствами еще есть. Как только значок подсветился, в срочном порядке выезжайте на трассу. Что к чему и почему, мы расскажем.
  • Чек + DPF. Верный признак того, что «сажевик» забит. Компьютер переходит в аварийный режим, оставляя владельцу единственную возможность – выжечь сажу особым режимом.

 

Приборное оповещение дублируют реальные вещи, такие как расход топлива, уровень масла в двигателе, реакция на педаль газа. Например, ориентироваться на приближающийся выход из строя сажевого фильтра помогают такие признаки:

  • Средний расход топлива на 100 км внезапно увеличился на 1-2 литра.
  • Вырос уровень масла в двигателе в результате попадания солярки в картер.

Объяснение этим событиям одно – безуспешная регенерация (выжигание сажи штатными средствами). Цель прожига – повысить температуру в сажевом фильтре, чтобы сажа выгорела (преобразовалась в углекислый газ) и каналы матрицы снова стали свободными.

Повышают эту самую температуру в основном за счет послевпрыска топлива, чтобы ДТ догорало в «сажевике». Если не соблюдать предписания производителя по поводу режима езды во время регенерирующего мероприятия, то успешного результата не получить.

Попытки прожига будут часто повторяться, что в итоге приведет к упомянутым вещам – возрастанию расхода солярки и уровня масла.

От идеи пустить все на самотек рекомендуем отказаться.

Когда сажевый фильтр почти забит, то машина ведет себя не лучшим образом, ведь аварийный режим – это сплошные ограничения по скорости и текущему расходу топлива.

Если этот факт не останавливает, то итог «игнора» экстренного оповещения сработает в любом случае: при полностью забитом очистителе машина глохнет и не заводится, либо заводится и сразу останавливается.

Как прожечь

Итог разговора на данный момент вполне понятен – сажевый фильтр дизельного двигателя можно почистить. Способ №1: сделать это, как принято говорить, пассивным путем. Способ №2: провести чистку активным методом, который заложен в штатной электронике.

Что такое регенерация

О том, что представляет собой регенерация сажевого фильтра и какие цели она преследует, разговор уже был. Напомним, что основная задача этого мероприятия – выжечь скопившуюся в каналах «сажевика» сажу. Опустошенная матрица позволяет двигателю «вздохнуть», а значит, отбирает минимум мощности.

Чтобы выжечь эту самую сажу, необходимо повысить температуру отработанных газов. Сделать это можно двумя путями:

  1. Пассивным. С ростом оборотов повышается температура выхлопа, но увеличивается перерасход топлива. Оптимум – постоянные средние обороты: газы горячие, доля недожжённой солярки минимальна. Пример из эксплуатации – движение по трассе с постоянной скоростью.
  2. Активным. Увеличение температуры в фильтре за счет дожигания дизельного топлива перед ним. Перед выпуском отработанных газов из цилиндра осуществляется послевпрыск ДТ. За счет низкой температуры его самовоспламенения имеем факел пламени и горячий поток выхлопа прямо перед «сажевиком», отчего последний нагревается до 600…650°С.

Вернемся к пассивному способу, чтобы разделить две конкурирующие технологии – FAP и DPF. Машины с FAP отличает наличие бачка со спецприсадкой, содержащей церий. Добавив ее в топливо, можем провести пассивную регенерацию при более низкой температуре. В быту это означает, что прожиг на трассе проходит более продуктивно. То есть сроки опустошения фильтра уменьшаются, отчего одни плюсы.

На стенках матрицы DPF нанесен платиновый катализатор. Его задача – способствовать ряду химических реакций, которые в конечном итоге избавляют емкость от сажи. В отличие от FAP, газы должны быть изрядно горячими (400…500°С против 300…350°С), иначе прожигу не быть. А значит «топить» на шоссе все-таки придется.

Активный прожиг

О пассивном методе сказано много. Остается лишь конкретизировать, как прожечь сажевый фильтр в движении без помощи электроники, а именно примерную скорость передвижения и обороты двигателя.

Итак, темп в 70-90 км/ч и более 2 500 об/мин на тахометре вполне достаточно для того, чтобы немного опустошить фильтр от сажи. Как часто и сколько времени уделять процессу – зависит от частоты использования машины.

Отталкивайтесь от стандартного цикла: на 5 дней городской толкучки 2-3 поездки выходного дня длительностью не менее 40 минут.

Повторимся, что цель активной регенерации – раскалить матрицу сажевого фильтра до 600…650°С. Для этого необходимо изменить работу турбокомпрессора, заглушить систему рециркуляции отработавших газов (EGR), и впрыскивать топливо перед тактом выпуска отработавших газов. Сразу предупредим, ситуация пожароопасная.

 

Момент, когда необходим активный прожиг, выбирает электроника. Не спонтанно, а руководствуясь данными датчиков:

  • Сенсор температуры выхлопных газов. (их два – один смонтирован на входе в фильтрующий элемент, второй – на выходе).
  • Датчик дифференциального давления. Измеряет разницу давлений между входом и выходом.

Запускается активный прожиг по-разному. На одних автомобилях (например, на VW) это происходит незаметно для водителя и вне зависимости от того, находитесь ли вы в городе и на трассе, на других (например, у Toyota) – засветится лампа, что необходимо остановиться и нажать специальную кнопку.

Все же сравнивать автомобили по алгоритму срабатывания электроники не стоит. Так у того же VW есть предаварийный режим, который мы описывали (иконка DPF). Разница только в том, что владельцу VAG-овской продукции необходимо выехать на трассу и ехать, пока лампа не потухнет, а Toyota все сделает сама на месте.

О чем еще стоит поговорить, так это о признаках активной регенерации:

  • Увеличивается температура двигателя.
  • Растет расход топлива.
  • Возрастает температура масла.
  • Раскаленная банка начинает громко цокать, что хорошо слышно снаружи.
  • Цвет выхлопа приобретает густой белый оттенок.
  • На холостых оборотах двигатель начинает «басить».

Важно! Постарайтесь не глушить машину, когда электроника запустила прожиг. Серия неудачных регенераций – это разжиженное топливом масло, высокий расход солярки и еще больший уровень сажи в фильтре. Что нужно делать, так это выехать поскорее на шоссе и держать 2 000 об/мин и 50-70 км/ч.

Режим «Check Engine» +…

На некоторых машинах производитель предусматривает аварийную регенерацию. Обычно чтобы ее запустить, счетчик сажи должен насчитать некоторое пороговое значение (у VAG это не менее 58 гр.), а компьютер – войти в режим «чека».

Запуск такой программы очистки возможен только на СТО. Часто эту процедуру называют сбросом ошибки Diesel Particulate Filter Restricted/Clogged MIL ON или принудительным прожигом сажевого фильтра, который мало чем отличается от тойотовской модели запуска активной регенерации через кнопку.

Как понять, что фильтрующий элемент необходимо менять

Сажу, как мы уже разобрались, можно выжечь. Но в фильтре скапливается не только сажа. Есть такой компонент, как зола, которая накапливается с момента первого пуска двигателя и никуда не девается.

Образуется она из масла и металлизированных присадок, содержащихся в низкосортном топливе. Именно поэтому в дизельные двигатели с сажевым фильтром рекомендуется лить моторное масло с пониженной зольностью.

О приближении замены обычно говорит внушительный пробег (порядка 200 000 км) и частые попытки активной регенерации. Если в норме она совершается каждые 500-1 000 км, то сокращение интервала до 150-300 км считается аномальным.

Внимание! Только по частому активному прожиганию приговаривать очиститель нельзя! Это может случиться еще по причине низкого качества топлива, залитого на последней заправке, или подтекающей форсунки.

Чем опасна прерванная самоочистка

В единичном варианте – ничем. Если процесс принимает закономерный оборот, то вскоре придется менять масло и принудительно делать активную регенерацию. Ежели вовсе впасть в крайность, то однажды двигатель заглохнет и не заведется.

Сколько нужно проехать, чтобы прожечь сажевый фильтр

Обычно достаточно 50-70 км. Иногда даже меньше. Лучший ориентир – не километры, а потухшая лампа, если речь идет о предаварийном режиме, или прекращение выделения белого густого дыма из выхлопной.

Прожиг или промывка: что делать в экстренной ситуации

Конечно же, ни одна химия и рядом не стоит со штатными средствами выжигания сажи. Опытные водители вовсе считают, что это деньги на ветер.

Сколько грамм сажи допустимо для дизельного двигателя

Речь идет об электронном счетчике, который считает теоретическую массу твердых частиц внутри фильтра. Единой нормы нет, у каждого автомобиля свой порог. Мы приведем в пример Audi Q7, где:

  • 40 г. – необходима активная регенерация.
  • 68 г. – предел, по достижении которого не запустится даже принудительный прожиг.
  • 56 г. – значение, при котором оканчивается принудительное прожигание.

Сбрасывать показания имеет смысл только после промывки либо замены. Систему не обмануть лишь потому, что счетчик сажевых частиц – не единственное значение, которым она руководствуется, а забитый сажевый фильтр – это не только электронное ограничение, а и физическое (газам трудно выходить).

Частые прожиги после заправки на АЗС

Причина тому – одна: низкосортное топливо с высоким содержанием серы. Разбавьте остаток качественной соляркой и симптомы уйдут. Поскольку такое часто случается по дороге на отдых, заранее интересуйтесь, на какой заправке лучше дизельное топливо в том или ином регионе. В ссылочной статье мы рассматривали достойные варианты на популярном летнем направлении – трасса М4.

Что будет, если удалить очиститель из выхлопной системы

Дизель будет коптить, прибавится 20-30 л.с., а езда станет более динамичной. Ущерб наносится только экологии. Спешим предупредить, что удаление необходимо проводить грамотно – с перепрошивкой бортовой электроники.

Отчего сажевый фильтр быстро загрязняется

Этот узел в особенности не любит, когда двигатель работает в режиме перерасхода топлива. Под это определение попадают все городские поездки, прогрев на холостых оборотах и движение на низких оборотах.

Проводите чаще пассивный прожиг, заправляйтесь качественным топливом, лейте масло для дизельных двигателей с пониженной зольностью, и тогда «сажевик» не будет о себе напоминать достаточно долго.
 

Источник: https://autostadt.su/sazhevyiy-filtr-dizelya/

Что такое «сажевый фильтр» и замена катализатора на дизеле?

В чем разница между катализатором и сажевым фильтром

Многие автовладельцы часто упоминают фразу о необходимости замены то сажевого фильтра, то катализатора для дизельного типа агрегата.

Путаясь в таких элементарных понятиях, они показывают свою неосведомлённость. Чтобы исключить подобное в дальнейшем, начнём с рассмотрения основных отличий между системами циркуляции газов.

Итак, сажевый фильтр – это специально разработанное устройство для сбора сажевых частиц в дизельном моторе. Работоспособный механизм способен задерживать до 95% частиц сажи и более.

В то же время, катализатор – это компонент выхлопной системы в целом, состоящей из выпускного коллектора, резонатора, глушителя. задача катализатора не допустить выхода в атмосферу токсических отходов и ядовитых веществ. Иными словами, задачи те же самые, только разные химические отходы для «задержания».

О том, как заменять и удалять устройства, читаем ниже.

Замена катализатора на дизеле с универсальным механизмом

Перед тем, как будет проведена замена катализатора на дизеле или его удаление, необходимо чётко знать количество катализаторов, сажевых фильтров на конкретном автомобиле, место их дислокации.

В большинстве случаев, дизельные агрегаты оснащены катализатором и сажевым фильтром в одном металлическом корпусе. Одна половина наполнена каталитическим реагентом, вторая керамическими сотами для сажи. Устанавливается изделие в задней части хвостовика выпускного коллектора. В меньшей степени – на самом выпускном коллекторе.

  • Для обеспечения доступа к корпусной части механизма, необходимо временно демонтировать пластмассовую плиту, покрывающую крышку мотора, воздушный фильтр, корпус самого фильтра. Отдаём крепёжные соединения на стыке коллектора и приёмной трубы катализатора. Для удобства используем ключи рожкового или торцевого типа;
  • В зависимости от автомобиля и его строения системы выхлопов, может возникнуть необходимость проведения работ под днищем машины. Это только в тех случаях, когда конструкция предусматривает крепежи катализатора под днищем. Для этого поднимаем машину на электрическом подъёмнике;
  • В области передней оси находим интересующий нас крепежный элемент и отвинчиваем соединения в верхней части;
  • Остаётся отпустить тыльное соединение и можно извлекать оборудование из-под машины. Иногда, из-за сложности конструкции приходится использовать резак по металлу для перерезания трубы;
  • Извлекаем катализатор и сажевый фильтр.

В продаже существует множество разнообразных пламегасителей, катализаторов, как оригинальных, так и не очень.

Современный владелец автомобиля не всегда желает покупать оригинальную продукцию ввиду её дороговизны, отдавая предпочтение подделкам или заменителям среднего качества.

Особую популярность набирает, так называемый универсальный катализатор. Это тот, который можно использовать на любой автомобиль.

Он уже в готовом виде, с термокорпусом и сквозными трубами. Устанавливается только возле резонатора. Одним словом, приварил и забыл.

Дальнейший алгоритм предсказуем: универсальный катализатор приваривается на штатное место, устанавливается на хвостовую часть выпускного коллектора. После монтажа обязательно нужно перепрошить электронный блок управления двигателем на прошивку стандарта «Евро-2».

Замена катализатора на пламегаситель на дизеле

Стоит отметить, что  замена катализатора на пламегаситель на дизеле проводится по аналогии с предыдущим. После процедуры полной разборки выхлопной системы, устанавливается пламегаситель. Он может крепиться фланцевыми соединениями или просто ввариваться, в зависимости от марки автомобиля.

После монтажа катализатора, необходимо будет перепрошить ЭБУ на прошивку стандарта «Евро-2» или 3, при этом полностью удалив данные о наличии штатного сажевого фильтра.

Пламегаситель устанавливают в случае большого пробега автомобиля или грядущего капитального ремонта, когда лишние растраты не рациональны.

Причины замены на пламегаситель или катализатор универсального типа

  • использование низкокачественного топлива на постоянной основе, что приводит к преждевременному выходу из строя компонентов выхлопной системы;
  • желание повысить мощность автомобиля на несколько лошадок. Для пламегасителя этот показатель равен 5 – 7%, для универсального катализатора чуть больше;
  • нежелание владельца авто приобретать качественные и оригинальные запасные части взамен используются дешёвые аналоги;
  • модернизация технических показателей для участия в гоночных соревнованиях.

Последствия монтажа заменителей штатного оборудования

  • повышенный уровень шума, как в салоне, так и снаружи;
  • прибавка к мощности;
  • повышение потребления топлива;
  • улучшена динамика автомобиля.

Основные отличия сажевого фильтра от катализатора

Катализатор принято использовать в бензиновых типах двигателей автомобилей. В дизельных, наоборот – сажевый фильтр, из-за разной системы зажигания.

Впервые о сажевых фильтрах заговорили в 2001 году, когда они массово начали использоваться и становились неотъемлемой частью технического средства.

Начиная с 2009 года, стандарты «Евро-5» «затребовали», чтобы каждое транспортное средство, потребляющее дизельное топливо, было оборудовано соответствующим фильтром.

Основная задача фильтра заключается в перехвате частиц сажи, но никак не снижении уровня токсичности выхлопов. Такое разделение не могло длительно оставаться незамеченным и нерешённым. Поэтому, многие производители решили инсталлировать два оборудования воедино.

Классический вариант модернизированного фильтра и катализатора выглядит так: по центру расположен ряд керамических сот для захвата сажи, а по периметру корпуса находится каталитический наполнитель.

В отличие от бензинового типа, на дизельном варианте нужно менять катализатор вместе с сажевым фильтром. Оба изделия установлены в одном металлическом корпусе. Поэтому оба нуждаются в замене/удалении.

Разновидности катализаторов для дизельных агрегатов

Перед тем, как приступить к рассмотрению процедуры удаления сажевого фильтра на дизельном автомобиле, необходимо рассмотреть основные виды сажевых фильтров:

  • классический вариант сажевого фильтра: это простой окислительный катализатор для взаимодействия с оксидами углеродов и углеводородов. В качестве благородного металла используется платина или палладий. Чрезмерное содержание кислорода в окислительных процессах приводит к ускорению реакции, которая начинается уже при 150℃;
  • SCR-катализатор селективного восстановления: он был изобретён после того, как были подготовлены стандарты «Евро-5». Так как показатели для четвёртого класса были граничными и необходимо было что-то новое. С приходом пятого поколения начали устанавливать дополнительные датчики содержания аммиака и оксидов. Новый тип фильтров способен выдерживать температуры свыше 450℃. Часто можно встретить название «SINOx-катализаторам», это относится к очистителям пятого поколения Евро. Основу наполнителя составляет ванадий, титан.

Способы удаления катализатора на дизельном агрегате

  • физическое: когда оборудование полностью удаляется с выхлопной системы, остаётся только пустой металлический корпус;
  • удаление с помощью программы: программный метод представляет собой удаление всех данных и упоминаний о наличии подобного оборудования из памяти электронного блока управления двигателем. Для этого необходимо установить контактную плату в специальный разъём блока и начать перепрошивать. В зависимости от модели и технических характеристик, может понадобиться установка электронных эмуляторов;
  • локальное отключение данных о наличии системы «Adblue» в конкретном автомобиле.

Источник: https://euro-glush.ru/remont-vyhlopnoj-sistemy/chto-takoe-sazhevyj-filtr-i-zamena-katalizatora-na-dizele.html

Удаление катализатора, сажевого фильтра. — AutoChiper

В чем разница между катализатором и сажевым фильтром

Удаление катализатора – популярная услуга, которая пользуется спросом среди владельцев дорогих и бюджетных автомобилей.

Что даёт удаление катализатора с заменой на пламегаситель? В первую очередь, это возможность сэкономить на покупке новой детали и вместе с тем увеличить мощность автомобиля.

При этом может также снизится расход топлива после удаления катализатора на 2-3%, но далеко не на всех автомобилях. Поэтому как услуга удаления катализатора, цена которой не так высока, окупается общим снижением затрат на эксплуатацию автомобиля.

Таким образом, среди положительных сторон процедуры следует выделить:

  • отсутствие необходимости покупать новый катализатор;
  • улучшение динамических характеристик двигателя;
  • увеличение КПД мотора за счёт отсутствия ограничителя в виде катализатора.

Вас интересует профессиональное удаление катализатора в Волгограде? Специалисты компании «autochiper» в кратчайшие сроки снимут отработанный элемент выхлопной системы и поставят обманку катализатора. Дополнительно может быть проведена перепрошивка электроники под стандарты Евро-2. Установка пламегасителя в свою очередь уменьшит шум выхлопа и снизит температуру отработанных газов.

У наших мастеров есть опыт отключения катализаторов на автомобилях самых разных марок. Поэтому вне зависимости от того, водите ли вы ВАЗ или Porsche, мы решим поставленную задачу в минимальные сроки и за умеренные деньги.

Сажевый фильтр DPF(diesel particulate filter, т.е.

дизельный фильтр частиц) представляет собой «банку» после выпускного коллектора дизельного двигателя, в которой расположены керамический элемент с сотами, улавливающими частицы несгоревшей сажи.

Это не значит, что без фильтра автомобиль будет дымить и перевоплотится в паровоз, но тем не менее такой авто невозможно будет сертифицировать для того, чтобы вывести его на рынок продаж.

Сажевый фильтр ворвался в жизнь автомобилестроения с приходом норм токсичности EURO4 в 2005 году. И хотя некоторые производители автомобилей начали внедрять его даже немного раньше, все же это не носило массового характера. Более того, для российского рынка автомобили до сих пор зачастую поставляются без «сажи». Как правило это модели автомобилей, запущенные до 2014 года.

Заполнением керамических сот сажей с помощью датчиков ЕГТ, датчика дифференциального давления и датчика массового расхода воздуха следит программа блока управления двигателем. Т.к. объем впускного воздуха и «выпускного» равны, то с помощью ДМРВ можно рассчитать расход отработанных газов.

Датчик ЕГТ определяет температуру и соответственно можно рассчитать плотность газов. Далее, датчик дифференциального давления на основе этих параметров получает данные о противодавлении, благодаря которому рассчитывается количество сажи в фильтре. Если её содержание высокое, то происходит регенерация сажевого фильтра, т.е.

очистка путем дожига частиц сажи. Регенерация же разделяется на пассивную и активную.

Пассивная регенерация

Пассивная регенерация происходит при движении по трассе. В таком случае температура ОГ равна 350-500 градусам, что достаточно для «прожига». В городском цикле езды такие температуры не достигаются без специальных мер. Поэтому программа управления двигателем запускает т.н. активную регенерацию.

Активная регенерация

Активная регенерация сажевого фильтра, близко расположенного к коллектору, заключается в дополнительном впрыске топлива(постинжекция), когда поршень находится в нижней мертвой точке. Дополнительно прикрывается, закрывается, чтобы уменьшить количество кислорода в камере сгорания.

Несгоревшее топливо попадает в катализатор и дизельный сажевый фильтр и сгорает там вместе с накопившейся сажей.  Признаком этого может быть белый дым, а также повышенные холостые обороты, расход топлива, а главное возросший уровень масла. Точнее масла разбавленного соляркой, т.к. несгоревшее топливо стекает по стенкам цилиндра в картер.

А потому известны не единичные случаи проворота вкладышей коленчатого вала, когда «регенерировать» надо уже весь двигатель.

То же самое происходит и с сажевым фильтром, расположенным в отдельной «банке» достаточно далеко от катализатора.

Но в таком случае еще и подается специальная жидкость (например, присадка Иолис), которая вступает в реакцию с частицами сажи и позволяет выполнить прожиг при более низкой температуре.

Присадка заливается в отдельный бачок и ее хватает до 100 000 км. Такая система больше присуща автомобилям с моторами группы PSA, т.е. Peugeot, Citroen, Ford, Mini и т.д.

На автомобилях VAG (Audi, VW, Skoda, Seat, Porsche…), Mercedes, Toyota и т.д. такая присадка не требуется. Многие путают Иолис с мочевиной AdBlue, но принцип этих жидкостей разный.

Отдельно скажем, что регенерация включается только на исправном моторе, т.к. при наличии ошибки, например, по дросселю или клапану ЕГР она просто напросто не запустится и возможен будет только принудительный запуск с помощью диагностического сканера.

Но как Вы, наверное, поняли, регенерация запущенная диагностом ничем не отличается от регенерации запущенной программой управления двигателем. Поэтому когда сажевый фильтр забивается, то диагност может только сделать то же самое, что до него неоднократно делала программа управления двигателем.

Есть ли сажевый фильтр?

Чтобы узнать, есть ли сажевый фильтр на вашем автомобиле, достаточно заглянуть под днище или открыть капот. Обычно «сажа» установлена как можно ближе к выпускному коллектору, обычно сразу же после катализатора в одном с ним корпусе. Это необходимо, чтобы обеспечить максимально высокую температуру внутри сот.

Идентифицировать дизельный сажевый фильтр можно по двум металлическим трубкам, расположенным до и после фильтра, которые «идут» к датчику дифференциального давления. Если их нет, то установлен только катализатор, который имеет бОльшие соты, забивается реже и никак не диагностируется в дизельных автомобилях.

 Зачастую в сервисах ошибочно полагают, что удаляют сажевый фильтр, а на деле это каталитический нейтрализатор.

Диагностика неисправности сажевого фильтра

Срок службы данной системы 60-500 тыс. км и напрямую зависит от стиля вождения. Средний пробег около 120-150 тыс. км. Водители, перемещающиеся на автомобиле только по городу сталкиваются с проблемами уже через 60 000 км. Водители коммерческих транспортных средств — через 200-500 тыс.км

Проблемы возникают в морозы, когда температура выхлопных газов недостаточна для прожига.

Кроме того, необходимо использовать моторное масло, предназначенное для дизельного двигателя c сажевым фильтром!

В случае неисправности какого-либо датчика многократно включается регенерация, затем автомобиль теряет мощность, т.к. программа переводит работу двигателя в аварийный режим. На приборной панели загораются вот такие «радующие глаз» лампы :

Самый распространенный код неисправности

Хотя нам известны случаи, когда владелец автомобиля лишь жаловался на повышенный расход топлива и какие-либо ошибки отсутствовали, хотя проблема была решена после отключения сажевого фильтра.

Что ж мне делать-то теперь?

Способов решения проблем три:

  1. Снять и промыть дизельный сажевый фильтр, активировать регенерацию с помощью диагностического оборудования. Хотя обычно этот способ не работает. Иногда, из-за включения регенерации при забитом фильтре из-за высокой температуры даже загорается защита двигателя, а затем и весь мотор.
  2. Купить новый. Пусть вас не вводит в заблуждение слово «фильтр». По крайней мере этот дизельный фильтр дороже любого другого «расходника» и стоит около 1000-2000 евро. Для некоторых стран устанавливается два сажевых фильтра, поэтому и расходы умножаются на два, соответственно.
  3. Удаление сажевого фильтра. Это самый популярный способ, надежный и дешевый, при учете стоимости нового сажевого фильтра. Недостаточно просто удалить элемент из трубы, необходимо также отключение сажевого фильтра, в противном случае двигатель перейдет в аварийный режим работы и автомобиль вряд ли разгонится более 100 км/ч из-за отсутствия мощности. Вот тут-то мы вам и можем помочь! У нас огромный опыт, проверенные качественные решения по программному отключению данной системы на большинстве дизельных автомобилей, адекватные цены, работаем быстро! Весь ряд автомобилей группы VAG делаем через диагностический разъем! .
    Отключение и удаление сажевого фильтра никоим образом негативно не влияет на ресурс и работу двигателя. Наоборот, из-за отсутствия регенерации масло будет меньше стареть.

Необходимо ли физическое удаление сажевого фильтра после отключения?

После того, как было выполнено программное удаление сажевого фильтра отсутствует регенерация.

По этой причине, даже новый фильтр очень быстро забивается сажей, что ведет к противодавлению в выхлопной системе, а это повышает нагрузку на турбину, увеличивает температуру отработанных газов и в целом мотор перестает «дышать».

Мы неоднократно сталкивались с ситуацией, когда даже после выключения аварийного режима работы двигателя мощность практически не возрастала. И только после физического удаления сажевого фильтра к автомобилю возвращалась былая мощность.

В нашем сервисе есть специалисты, которые могут провести эту процедуру.

Что из себя представляет программное отключение сажевого фильтра?  

Многие полагают, что отключить сажевый фильтр все равно, что сделать компьютерную диагностику и прочитать коды неисправностей. Это совершенно не так… не так просто и не так быстро.

В большинстве случаев чтение и запись прошивки производится через диагностический разъем OBDII.

Хотя иногда при работе с автомобилями, выпускаемыми примерно с 2009 года, приходится снимать блок управления двигателем с автомобиля, открывать его, подключать непосредственно к плате провода.

Крышка ЭБУ крепится на очень жесткий герметик и дополнительно по одному краю приклеена к плате термоклеем.

Опытному специалисту не представляется труда открыть блок, в то время как новичок вполне может оторвать элементы от платы в процессе открытия.

Так же, на некоторых автомобилях плату нужно вынуть полностью, чтобы получить доступ к т.н. бут пину, т.е. точке(-ам), подключившись к которой процессор можно перевести в режим программирования. Сложность заключается в том, что плата приклеена в трех местах термоклеем и при отрыве может быть повреждена.

Кто бы что не заявлял, операция эта несет в себе риск и вы можете убедиться в этом сами, пробив оригинальный номер блока управления в любом автомагазине. ЭБУ будет в наличии на складе.

К тому же, даже после успешного вскрытия, необходимо восстановить термоклей, иначе блок просто напросто сгорит в жаркий день, когда владелец авто будет стоять в пробке.

Чтобы этого избежать, мы приобрели для этого качественный станок, который способен аккуратно прорезать окно в корпусе ЭБУ, обеспечив доступ к бут пинам.

Такой способ на 100% безопасен, не влияет на охлаждение и гораздо быстрее.

В дополнение, мы используем только лицензионное оборудования для перепрограммирования, которое в отличие от китайских клонов оригинального оборудования, работает с прогнозируемым положительным результатом.

Также, практически все, включая новейшие модели, автомобили группы VAG (VW, Audi, Skoda, Porsche, Seat), Land Rover делает через диагностический разъем, что значительно сокращает время работы. Так отключение сажевого фильтра на автомобилях VAG занимает около 30 минут. В противном случае время работы могло бы составить 2-3 часа.

Источник: https://autochiper.ru/%D1%83%D0%B4%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B0-%D1%81%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.