В чем разница между компетентностью и компетенцией?

В чем разница между компетентностью и компетенцией?

В чем разница между компетентностью и компетенцией?

Слова компетентность и компетенция очень часто встречается в разного рода социальных и экономических сферах человека. В педагогических и экономических дисциплинах зачастую путают два этих по сути разных понятия, однако в большинстве случаев это происходит из-за схожести корня написания, когда говорят о каком-либо человеке или предмете повествования.

Чтобы выделять нечто схожее и различное, для наилучшего понимания двух слов стоит обратиться к определениям данных понятий.

Компетентность

Большинство научных деятелей в области филологии определяют положение — как совокупность связанных между собой качеств человека. Суждение рименяется, к примеру, в положительном описании личности (умения, навыки, знания) и оценки его профессиональных качеств.

В большинстве случаев, положение зависит от предмета описания и меняется, в зависимости заданных границ по отношению к объекту. «Компетентность чиновника — грамотное исполнение наложенных на него обязательств, в которых он разбирается».

Или же: «Этот чиновник некомпетентен, так как возложенные на него обязанности не были исполнены, и он в них не разбирается».

Также существенно определение относительно компетентности, когда описывается обладание человеком определенной компетенцией относительно предмета.

Существует и более просто описание компетентности, когда говорят о том, что это опыт в социально-профессиональной сфере жизнедеятельности человека, который подтверждает его умение в этом вопросе. Если брать суждение в области образования, то там все еще более глубоко раскрыто.

Компетентность ученика — есть способность, основанная на его приобретённый знаниях, жизненном и учебном опыте. Все вышеперечисленное он приумножил и развил в ходе изучения.

Компетенция

В целом ряде словарях под словом понимается круг вопросов, в которых описываемый человек имеет опыт и знания, а также описывается круг чьих-то полномочий и обязанностей.

Слово имеет корни из романо-германских языков, которые в свою очередь, восходят к латинскому «competentio» — что означает соответствие, способность. «Компетенция суда рассматривать это дело. Выполнение этой обязанности не входит в вашу компетенцию» и так далее.

Чье-либо мнение тоже может быть компетентным, то есть иными словами, оно обладает подкрепленными знаниями и соответствует области, о которой идёт речь.

Возвращаясь к теме образования, стоит снова упомянуть, что данные понятия часто упоминаются преподавателями в их трудовой деятельности. В учебном понимании объяснение слова достаточно простое и оно описывается так.

Способность совершать правильные действия на основе приобретённых знаний и накопленного опыта. Как отмечают преподаватели, сфер компетенций должно быть немало. В отличие от определений слов навыка и умение, определение затрагивает более широкое поле мысли.

Замена данного слова другими было бы не совсем правильным, так как навыки и знания применимы к более узкому описанию предмета разговора.

Общие характеристики

Проблема понимания слов компетенции и компетентности и их употребление не так однозначно. Вроде бы в определении слов есть ответ на вопрос, что в них различного и схожего.

Однако при употреблении в речи невозможно избежать обдумывания и мысленных пауз для правильной расстановки этих слов.

Очевидность их смысловой близости и понятийной взаимообусловленности ярка и необходима как важные описывающие элементы той или иной деятельности.

Из этого следует первый общий аспект:

  1. Во-первых: неразделимость смысловых определений компетенции и компетентности в процессе описания образовательной деятельности и воспитания личности.
  2. Во-вторых – оба слова влияют на окружающий мир путём сфер знаний, навыков и умений.
  3. В-третьих — они задают нормы и требования, предъявляемые к образовательному процессу и человеку в частности, при их описании.

Помимо этого оба определения, так или иначе, связаны с результатом, который можно измерить по отношению к способности осваивать воспринимать информацию после изучения той или иной деятельности.

Также они обобщены совокупностью характеристик человека, благодаря которым он способен достигать положенных целей.

Различные характеристики

Помимо этого важно разграничивать понятия. Грань выявляется при определении мотивационной составляющей компетенции и компетентности. Именно поэтому черта, которая отличает второе определение, заключается в осознании ценностно-смыслового отношения в описании предмета деятельности и рассматриваемого опыта.

Также не может существовать в изолированном виде. Ее употребление зависит от контекста, когда суждение зачастую может существовать отдельно от процесса.

Компетентность как свойство личности обозначает уровень сформированных знаний и навыков в области компетенции. То есть соответствие нормам и требованиям установленные в период описания.

Важность имеет область, в которой идет разговор, касающийся компетентности и компетенции. Ведь он порой становится основополагающим в вопросе различий между двумя определениями.

И если суждение рассматривает более узкую степень применения приобретенных навыков и знаний, то компетентность, в свою очередь, дает обобщенную характеристику качества подготовки и ценность опыта объекта. Поэтому компетентности имеет больше аспектов при формировании.

Источник: https://vchemraznica.ru/v-chem-raznica-mezhdu-kompetentnostyu-i-kompetenciej/

Чем отличается полномочия от компетенции. Чем отличается полномочия от компетенции

В чем разница между компетентностью и компетенцией?

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Часто в профессиональной среде или при общении с окружающими можно услышать слово «компетенция». Она может быть недостаточной, исключительной, определённой и т.д.

Большинство из нас не совсем понимает значение этого слова либо путает с похожим термином «компетентность». Разберёмся, что такое компетенция, какова её структура и на какие виды она подразделяется.

Слово происходит от латинского «competere», что в переводе означает «соответствовать, соотносить, подходить». В толковом словаре Ожегова и Шведовой указано, что:

Например, уровень владения правовыми знаниями, которые ежедневно применяет юрист в работе.

Термин впервые был введён в 1959 году американским психологом Р. Уайтом. Он дал следующее определение компетенции: способность личности эффективно взаимодействовать с окружающей средой.

Его коллега Д. Макклелланд рассматривал это понятие с точки зрения социальной психологии. Он стал автором популярной «концепции компетенций», основаной на том, что ни профессиональное образование, ни накопленный опыт работы, не могут гарантировать, что сотрудник будет должным образом выполнять свою работу.

В менеджменте под компетенцией понимают совокупность требований к личностным и профессиональным качествам сотрудников организации. К ним могут относиться:

В юриспруденции профессиональная компетенция подразумевает комплекс установленных прав, обязанностей и полномочий конкретного органа или должностного лица. Это и мера ответственности перед правовыми субъектами и объектами, и соответствие поставленным целям.

Профессионально-педагогические компетенции – это качества педагога, основанные на эрудиции, трудовых навыках, авторитетности, которые позволяют эффективно решать учебно-воспитательные задачи, направленные на формирование личности человека.

Для повышения уровня профессионального мастерства молодых специалистов рабочих профессий в 77 странах мира проводится Чемпионат WorldSkills.

Этот метод позволяет эффективно подготовить кадры в соответствии с потребностями новых высокотехнологичных производств и мировыми стандартами.

Чтобы увидеть полную картину и понять структуру профессиональных компетенций, приведём их классификацию по содержанию:

Компании не всегда используют сразу все компетенции. Некоторые применяют лишь ключевые, другие – специальные или управленческие.

  1. врождённые личностные качества;
  2. приобретенные знания и навыки, накопленные на практике;
  3. умение общаться с окружающими людьми, быстро адаптироваться к новому коллективу.
  4. Знание классификаций имеет большое значение – помогает организовать успешную работу в организации, мотивировать повышение квалификационного уровня в профессиональной среде и личностном росте.

    Коммуникативная компетенция

    Коммуникативная компетенция – это умение передавать мысли и обмениваться информацией посредством языка с окружающими, используя грамматически правильную речь и принятые нормы поведения.

    Например, общение с людьми, объединённых общими профессиональными интересами, предполагает более строгие правила, чем разговор с друзьями или в кругу семьи. Поэтому коммуникативная компетенция делится на формальную и неформальную.

    Они имеют свои требования, которые включают:

  5. знание и применение этических норм поведения;
  6. умение анализировать поведение собеседника и устанавливать с ним контакт;
  7. умение правильно и доступно выражать мысли;
  8. богатый словарный запас;
  9. знания правил орфографии и пунктуации;
  10. ораторское и актёрское мастерство.
  11. Коммуникативная компетенция – это база для получения профессиональных знаний. Она закладывается ещё в школе, где формируется правильная речь, умение слушать и грамотно выражать свои мысли.

    Можно сделать вывод, что компетенции прослеживаются во всех областях нашей жизни.

    Начинаются с личностного роста в семье и обучения в школе, постоянно расширяясь и плавно переходя в различные сферы профессиональной деятельности.

    Административная реформа в части управления образованием привела к созданию двух федеральных органов управления образованием – Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ.

    В связи с этим было разработано и принято положение о Министерстве просвещения Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов правительства Российской Федерации, утвержденное постановлением правительства РФ от 28 июля 2019 г. № 884 (далее Положение).

    Согласно постановлению правительства:

    Министерству просвещения Российской Федерации разрешено иметь до шести заместителей министра.

    В их числе – один первый заместитель министра и один статс-секретарь заместитель министра, назначаемые на должность и освобождаемые от должности правительством Российской Федерации.

    В министерстве может существовать до 13 департаментов по основным направлениям его деятельности.

    Департаменты, как и другие органы управления, традиционно подразделяются на отделы.

    Размещаться Министерство просвещения Российской Федерации будет в г. Москве, ул. Каретный Ряд, д. 2; Средний Каретный пер., д. 3 и 5; Малый Каретный пер., д. 4.

    Сфера компетенции Министерства просвещения Российской Федерации

    Исходя из п. 1 Положения, к ведению Министерства просвещения отнесено осуществление функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в следующих сегментах системы образования:

  12. общее образование;
  13. среднее профессиональное образование и соответствующее дополнительное профессиональное образование;
  14. профессиональное обучение;
  15. дополнительное образование детей и взрослых;
  16. воспитание, опека и попечительство в отношении несовершеннолетних граждан;
  17. социальная поддержка и социальная защита обучающихся.
  18. А также функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере:

  19. общего образования;
  20. среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования;
  21. профессионального обучения;
  22. дополнительного образования детей и взрослых;
  23. воспитания.
  24. Вопреки первоначальным прогнозам, имевшим место при разделении Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерство просвещения Российской Федерации, согласно пункту 3, подпункту 4.3.2. Положения, наделено полномочием иметь подведомственные организации.

    Логично, что осуществлять возложенные на созданное министерство функции без подведомственных научных, методических и образовательных организаций просто невозможно. История прародителей – советских и российских министерств, комитетов и прочих, осуществлявших центральное управление системой образования, – тому пример.

    В связи с этим отметим:

    Несмотря на создание Министерства науки и высшего образования, Министерство просвещения имеет собственные полномочия в сфере научной деятельности.

    Так, согласно подпункту 4.3.12, к ведению Министерства просвещения относится информационное обеспечение научной и научно-технической деятельности подведомственных организаций.

    Полномочия Министерства просвещения Российской Федерации

    К числу полномочий Министерства просвещения РФ также относится принятие обширного перечня нормативных правовых актов по вышеуказанным вопросам. Среди такого рода актов отметим следующие:

    порядок применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания в установленной сфере ведения;

    порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность в установленной сфере ведения (по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации);

    порядок приема на обучение по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования (в том числе порядок приема иностранных граждан и лиц без гражданства);

    перечень вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования каждого уровня;

    особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (совместно с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации) в установленной сфере ведения;

    формы и порядок проведения государственной итоговой аттестации по основным общеобразовательным программам и образовательным программам среднего профессионального образования в любых формах, в том числе для лиц с ограниченными возможностями;

    образец, описание медали «За особые успехи в учении» и порядок ее выдачи;

    образцы документов об образовании, документов об образовании и о квалификации (за исключением образцов дипломов бакалавров, специалистов, магистров, дипломов об окончании соответственно аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки) и приложения к ним, описание указанных документов и приложений, порядок заполнения, учета и выдачи указанных документов и их дубликатов;

    федеральные государственные образовательные стандарты общего образования и среднего профессионального образования;

    порядок формирования сборных команд Российской Федерации для участия в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам;

    порядок и сроки проведения всероссийской олимпиады школьников, включая перечень общеобразовательных предметов, по которым она проводится, итоговые результаты ее проведения, образцы дипломов победителей и призеров всероссийской олимпиады школьников;

    порядок осуществления деятельности школьных спортивных клубов (в том числе в виде общественных объединений), не являющихся юридическими лицами;

    порядок и сроки проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя образовательной организации, подведомственной министерству;

    о продолжительности рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников, а также порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, основания ее изменения и случаи установления верхнего предела указанной учебной нагрузки в установленной сфере ведения;

    нормы и порядок обеспечения за счет средств федерального бюджета бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем несовершеннолетних и лиц, достигших возраста восемнадцати лет, находящихся в федеральных учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

    порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи в установленной сфере деятельности (по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации);

    требования к профессиональным знаниям и навыкам работников органов опеки и попечительства, необходимым для исполнения ими должностных обязанностей (по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации);

    примерные положения об организациях отдыха детей и их оздоровления.

    Проблемы в реализации отдельных полномочий Министерства просвещения Российской Федерации

    Вышеназванные наименования нормативных правовых актов имеют «традиционный характер» полномочия на принятие такого рода актов включались в Положение о ликвидированном Министерстве образования и науки Российской Федерации.

    https://www.youtube.com/watch?v=gO5Mhh8dFtU

    Однако есть также и новые наименования нормативных правовых актов, как например:

  25. «примерная форма договора об организации отдыха и оздоровления ребенка»,
  26. «показатели, характеризующие общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам».
  27. Наименование последнего нормативного правового акта вызывает вопросы с точки зрения разделения компетенции между Министерством просвещения и Рособрнадзором в новом статусе подведомственного правительству органа государственной власти.

    Аналогичная проблема, связанная с разделением компетенции между Рособрнадзором и Министерством просвещения, скорее всего, возникнет при реализации полномочия, предусмотренного в п. 4.12 Положения:

    «Создание условий для организации проведения независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность в установленной сфере ведения».

    По всем указанным, а также не указанным правотворческим направлениям ведется и предстоит в еще большем масштабе интенсивная работа по приведению в соответствие с новой реальностью имеющихся нормативных правовых актов и принятие новых.

    Как показывает практика, такого рода переформатирование приказов органов управления образованием позволяет учесть какие-либо недостатки, выявленные при их применении, и таким образом улучшить правоприменительную практику посредством внесения нужных норм. Следовательно:

    При благоприятном варианте нормотворчество вновь созданного министерства не ограничится только лишь переменой наименования государственного органа в приказах.

    Среди полномочий министерства отметим такую важную позицию, как «координация деятельности федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иных субъектов в установленной сфере ведения», закрепленную в подпункте 4.3.11.

Источник: https://sovet-deputatov.ru/chem-otlichaetsja-polnomochija-ot-kompete-313

Чем отличается компетентность от компетенции? Компетентность и компетенция: отличия в образовании

В чем разница между компетентностью и компетенцией?

Можно услышать такие слова, как «компетентность» и «компетенция». Отличия между их смыслом большинству рядовых граждан непонятны. В рамках данной статьи будут разобраны эти понятия, чтобы в будущем они не вызывали вопросов. Для примера также будет рассмотрена сфера образования.

Общая информация

Проблема дефиниций заключается в их множестве и общепринятого толкования терминов. Поэтому в рамках статьи будут рассмотрены различные формулировки, которые были высказаны многочисленными научными кадрами. Причем можно выделить два основных подхода: отожествления и дифференциации. Всё это имеет свои особенности, которые мы с вами в дальнейшем и рассмотрим.

О терминах

Так что такое компетентность и компетенция? Отличия между ними понять поможет приведение нескольких определений. Итак, компетентность это:

  1. Качество человека, который обладает всесторонними знаниями в определённой области. Благодаря этому его мнение является веским и авторитетным.
  2. Способность к осуществлению жизненного, реального действия. При этом квалификационная характеристика человека в данный момент свершения позволяет превращать ресурс в продукт.
  3. Потенциальная готовность браться за решение задач, приступая к ним со знанием дела. При этом у человека должны быть все необходимые знания и умения. Кроме этого, необходимо разбираться в существе рассматриваемой проблемы. Для поддержания квалификационного уровня необходимо постоянно обновлять знания и владеть новой информацией, чтобы применять их во всех возможных условиях.
  4. Обладание определёнными опытом и знаниями, которые позволят принимать правильные решения.

А что же собой представляет компетенция? Под нею понимают:

  1. Знания, опыт, умения и подготовленность к их использованию.
  2. Круг вопросов, в которых конкретный индивид может похвастаться хорошей осведомлённостью.
  3. Совокупность проблем, относительно которых человек обладает широкими познаниями и опытом решения.

Вот чем являются компетентность и компетенция. Различия между ними не чрезмерно существенные, тем не менее, существуют.

Использование терминов

Их можно встретить, как правило, при совершении психолого-педагогической деятельности, или в литературе, которая описывает эту деятельность.

Говоря про то, чем являются компетенция и компетентность, отличия в образовании данных понятий отыскивая, невозможно не упомянуть и то, что даже среди ученых нет единства относительно этого вопроса.

И разбор этих понятий и ситуаций использования подкрепляется весьма существенным количеством исследований, которые были проведены разными людьми. Так, для решения возникших противоречий предлагалось введение единственного правильного термина, чтобы избежать негативных эффектов, но пока консенсуса достичь не удалось.

О компетенции и компетентности в общих чертах

Если данных ранее понятий мало, то может быть рассмотрена более детально компетентность и компетенция. Отличия в педагогике заключаются в следующем:

  1. К компетенции относят самоорганизацию, самоконтроль, самостоятельность, рефлексию, саморегуляцию и самоопределение. Особенный акцент делается на то, что в основе находится знание, а также умение его использовать. Общую картину дополняет психологическая готовность сотрудничать и взаимодействовать для решения различного спектра проблем. При этом действия осуществляются с оглядкой на определённые морально-этические установки и качества личности. В чем же тогда на практике заключается отличие компетенции от компетентности? Давайте разберём и это.
  2. Под компетентностью понимают актуальное личное качество, которое формируется на основании имеющихся знаний. При этом это базируется на интеллектуальных и профессиональных характеристиках человека. В основе компетентности положена интегрированная модель, которая включает четыре уровня развития: знания (и их организация); умения (и их использование); интеллектуально-творческий потенциал человека; эмоционально-нравственные отношения с миром. Последнее часто вызывает споры, поэтому информацию необходимо дополнить. Так, под этим понимают ещё и эмоциональный интеллект – то есть, способность самостоятельно дисциплинироваться и самомотивироваться. Кроме этого, в это понятие включена и устойчивость к разочарованиям. Неотъемлемой частью здесь является контроль над эмоциональными вспышками и умение отказаться от удовольствия. Полезными также являются навыки регулирования настроения.

Под этим термином понимают готовность личности к определённой деятельности. Причем это базируется на существующих знаниях и опыте. Они же приобретаются благодаря обучению. Следует учитывать, что эти качества личности являются взаимосвязанными.

Это позволяет нам говорить о том, что компетенция – готовность человека мобилизовать свои знания, умения и внешние ресурсы, чтобы эффективно действовать в определённых жизненных ситуациях.

То есть, это всё имеется в «готовом виде» и необходимо просто собрать причудливый механизм знаний и умений в момент реализации чего-то.

Про компетентность

Под этим понимают способность, которая постепенно возникает, когда личность осваивает социальный опыт. Причем включает компетентность в себя не только лишь знания и операционно-технологическую составляющую, но и социальную, мотивационную, эстетическую и поведенческую.

Подметил, что статья пишется похожими словами? Не волнуйся, читатель! Как уже ранее писалось, такая особенность данной статьи, в которой рассматриваются компетенция и компетентность. Отличия разных авторов хотя и существуют, но они незначительные. Каждое отдельное суждение предоставляет свой интерес. А чтобы оно не терялось, приходится приводить информацию полностью.

Итак, возвращаемся к теме статьи. Компетентность является результатом образования. Также она предусматривает наличие определённого набора компетенций. В это понятие входит и личностное отношение человека к предмету своей деятельности.

Следует напомнить, что исследованием этих терминов занимались многие ученые Привести все их наработки в рамках данной статьи не представляется возможным. Но несколько наиболее интересных моментов, толкований всё же следует выделить.

Толкование А.В. Хуторского

Итак, продолжаем знакомиться со значениями таких терминов, как компетентность и компетенция. Отличия, согласно А.В. Хуторскому, здесь такие:

  1. Под компетенцией понимают определённый круг вопросов, в которых индивид обладает хорошей осведомленностью, имеет познания и опыт. Это совокупность взаимосвязанных качеств, которыми обладает личность по отношению к определённым предметам и процессам. Ими могут выступать знания, умения, навыки, способы деятельности. При соблюдении всех условий является возможной качественная работа.
  2. Компетентность – это когда человек обладает необходимой компетенцией, что включается в себя также и его личное отношение к предмету деятельности.

Толкование В.Д. Шадрикова

Немного другое видение предлагает этот ученый:

  1. Так, В.Д. Шадриков утверждает, что под компетенцией необходимо понимать круг вопросов, где человек хорошо осведомлен. Особенностью этого понятия является то, что оно относится не к определённому субъекту деятельности, а к вопросам, что её сопровождают. Иными словами, под компетенцией необходимо понимать функциональные задачи, которые можно успешно решить. Если говорить про образовательный процесс, то тут можно наблюдать, что формируется определенная диалектика.
  2. Компетентность – это особенность субъекта деятельности. Благодаря ней личность может решать определённый спектр задач.

Об образовательной сфере замолвим слово

Вот нами и было рассмотрено с общетеоретической точки зрения, чем отличается компетентность от компетенции. Теперь давайте уделим внимание образовательной сфере. Перед нами есть «сферический» педагог, которые занимается тем, что излагает правоведение.

Итак, если у него есть знания о предмете, навыки применения законодательства в правоохранительных органах, умение защищать свои права (проводить поиск необходимой для этого информации) и сила духа, которая поможет пережить сложные моменты – значить компетенция у человека есть.

Можно сказать, что если человек ещё и заинтересован в том, чем он занимается, совершенствует свои навыки общения и изложения материала, то он ещё и компетентен. Конечно, это всё немного утрировано, но, тем не менее, этот небольшой пример позволит понять нам, что собой представляет предмет статьи в реальности.

Нами была рассмотрена разница между компетенцией и компетентностью, больше по этому аспекту вопросов быть не должно. Но чтобы окончательно закрепить материал, давайте рассмотрим ещё и ситуацию с другими сферами человеческой деятельности.

Иные области

Итак, допустим, у нас есть инженер. Его задача – создавать новые машины, которые будут обладать всем необходимым функциональным спектром. Различается ли здесь компетентность и компетенция? Отличия между ними есть, но в целом схема выглядит как представленная раньше.

То есть, если у него есть необходимые для работы знания, умения, навыки – то человек обладает компетенцией.

А если есть ещё и желание выходить за рамки достигнутого, работать из интереса и во благо, когда существует заинтересованность в результате и человек работать хочет сам, то это значит, что у него есть компетентность.

Заключение

Нельзя не отметить тот факт, что и само общество, и каждый конкретный индивид заинтересованы в том, чтобы каждый человек обладал максимально возможной компетентностью при решении определённых вопросов. В таком случае можно было бы говорить о том, что общество трудится максимально эффективно и целесообразно.

Возможно ли это? Да. Но прежде чем говорить обо всех, необходимо начать с отдельного человека. Чтобы изменить мир к лучшему – достаточно начать с себя. Причем можно работать не только над качеством навыков, но и над культурой, отношениями.

В качестве отправной точки можно взять свой внешний вид. Затем следует начать следить за своим домом, чтобы было чисто и уютно. Когда человек ценит сам себя, то он внимательней относится и к окружающей среде, и к людям, и к тому, что он делает.

Источник: https://FB.ru/article/261851/chem-otlichaetsya-kompetentnost-ot-kompetentsii-kompetentnost-i-kompetentsiya-otlichiya-v-obrazovanii

Компетенции – это…

В чем разница между компетентностью и компетенцией?

Компетенции – это совокупность качеств, необходимых работнику, если он хочет двигаться по карьерной лестнице и качественно выполнять свою работу. Это динамичная категория, способная к развитию. Чем выше уровень имеющихся компетенций, тем ценнее специалист.

Что такое компетенция

Компетенция – характеристика, позволяющая личности выполнять некоторую функцию, соответствующую должности. В качестве рабочего понятия применяется определение ключевых параметров. Эти параметры имеют численные значения и являются конкретными измеряемыми показателями. В результате характеристики могут оцениваться качественно и количественно.

Полезно! Компетенция – круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен либо имеет определенную личностную характеристику.

Существует список из 49 параметров, среди которых:

  • способность к саморазвитию;
  • инициативность;
  • вера в себя;
  • приверженность делу компании;
  • лидерство;
  • умение принимать решения и т.д.

Эти характеристики являются более общими. Для каждой должности могут быть разработаны и частные (профессиональные).

Понятие профессиональных компетенций

Профессиональная разновидность — способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении рабочих задач.

Профессиональные компетенции

Профессиональные характеристики всегда соотносятся с общими. Невозможно стать руководителем отдела проектов, если нет знаний в области проектирования, большого опыта работы, но вместе с тем лидерских качеств и умения общаться с людьми.

Виды

Для качественного выполнения работы человек должен обладать полным набором характеристик:

  • ключевых;
  • управленческих;
  • специальных;
  • личностных.

Для активного движения по карьерной лестнице нужно развивать все виды компетенций. Обладать профессиональными компетенциями значит иметь достаточный уровень знаний в своей деятельности, а также практический опыт.

Ключевые

Это целостная система знаний, умений, навыков и опыта. Некоторые авторы считают, что сюда включаются показатели личной ответственности работников, а наибольшее значение они отводят образовательному процессу и личному опыту ученика.

Включают:

  • общее содержание образования;
  • предметные;
  • общепредметные характеристики.

Также список ключевых параметров составляют ценностные понятия личности, общекультурные, познавательные интересы, коммуникативные и информационные, понятия о личностном самосовершенствовании.

Конечно, список должен определяться по возрастным ступеням обучения. Образовательные стандарты нового поколения, внедренные с 2011 года, предполагают комплексный подход в преподавании отдельных предметов.

Управленческие

Управленческие компетенции специалист может иметь и до получения знаний и навыков. Эти характеристики позволяют руководителям справляться с решением задач управления и эффективно руководить коллективом. Основные компетенции:

  • умение отвечать за себя и за других;
  • умение планировать свою деятельность;
  • способность к организации рабочего процесса с учетом максимальной эффективности;
  • умение мотивировать себя и других;
  • способность вникать в ситуацию, не упуская из виду детали;
  • умение предлагать новые идеи.

Если у человека есть эти качества, то рано или поздно он станет руководителем либо неформальным лидером коллектива.

Специальные

Относятся к определенным профессиям. Примером может быть представитель отдела продаж, который компетентен в вопросах:

  • знания продукции;
  • знания методики продаж;
  • умения бороться с возражениями;
  • высоких коммуникативных навыков и т.д.

То есть это те качества, благодаря которым специалист может эффективно выполнять свои обязанности и поддерживать нужный план продаж.

Качества руководителя характеризуются:

  • умением ставить и добиваться целей;
  • умением принимать управленческие решения;
  • умением планировать работу отдела.

Если руководитель принимается в отдел продаж, то он должен обладать и умениями специалиста отдела продаж, знать продукты и обладать коммуникативными способностями.

Личностные

Это качества личности, воспитанные родителями или самой личностью через посещение психолога или тренингов.

Личность лидера

К ним относятся:

  • лидерские характеристики;
  • толерантность;
  • умение слышать чужую точку зрения;
  • человечность и т.д.

Если какой-то характеристики не хватает, то можно обратиться к коуч-тренеру и освоить ее. Этот специалист с легкостью их сформирует.

Коммуникативная компетенция

Эта способность нужна любому человеку, будь то руководитель высшего звена или ученик. Именно поэтому сегодня разработано большое количество различных тренингов по общению. Современные молодые люди с легкостью устанавливают контакты, общаются и поэтому добиваются успеха. Более взрослые люди имеют массу психологических зажимов, боятся быть оцененными и неправильно понятыми.

Применение для оценки персонала

Характеристики необходимы для оценки персонала. Обязательно необходимо доносить информацию оценки до персонала. Работники могут повысить свой профессионализм, расширить полномочия, получить новую профессию, чтобы достигнуть карьерных высот.

Существует система показателей KPI, подразумевающая выбор более чем из 40 компетенций для определенной должности. Уже разработаны такие системы для отдельных профессий, есть справочник с компетенциями. Руководитель, опираясь на результат применения компетенций, может оценить эффективность своего отдела и повысить ее.

Важно! Хорошо проработанная модель оценки это залог того, что на конкретную должность будет назначен нужный человек, соответствующий главным требованиям и способный эффективно выполнять свою работу.

Разработка компетенций

Модель важна, чтобы продвигать компанию к достижению стратегических целей. Эффективный персонал – залог успеха любой компании. Сегодня лидеры организаций это понимают и готовы платить хорошим специалистам достойную зарплату. Какие эффективные компетенции нужны определенной должности, установлено в инструкциях.

Этапы разработки модели

Создание модели возможно с разработкой ключевых показателей эффективности. Сотрудники должны быть проинформированы о проводимой руководством работе и должны быть согласны на такую деятельность. Только тогда они предоставят все свои знания и навыки и будут следовать инструкциям.

Для оценки существует процедура разработки модели:

  • планирование проекта характеристик должности: выбор области применения, наблюдение за работниками должности, хронометраж их рабочего времени; проведение опросов и интервью. Необходимо опрашивать лучших сотрудников;
  • выделяются индикаторы самых лучших работников, описываются их личностные качества, необходимые характеристики;
  • проработка компетенций. Определяется количество уровней (3-5 штук) и компетенций (от 20 штук);
  • составление профиля компетенций по конкретной должности;
  • попарное сравнение характеристик друг с другом и вычеркивание слабых параметров. Это идеальная модель должностной инструкции, которая должна называться в соответствии с должностью.

Главный профиль должен меняться, поскольку постоянно совершенствуются технологии, способы, продукты, изменяется менталитет людей.

Внедрение модели

Внедрение моделей – постепенный процесс. Перед тем, как внедрить модель, нужно изучить, какие бывают компетенции, их основные параметры и этапы разработки. Процесс внедрения может производиться в течение года. Оценка строится на основании показателей, которыми владеют лучшие работники.

Таким образом, уровень компетенции – показатель эффективности конкретного работника. Чем тщательнее администрацией проработана модель, тем выше показатели деятельности организации. Сегодня есть социальный заказ общества на универсальных сотрудников, осуществляющих деятельность посредством цифровых технологий.

Источник: https://ontask.ru/start-career-counseling/kompetencii-eto.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.