Закон и подзаконный акт: что это и чем они отличаются

Нормативно-правовые акты (НПА) в РФ: законы и подзаконные акты

Закон и подзаконный акт: что это и чем они отличаются

Нормативно-правовой акт, или сокращенно НПА – что это? Каковы его признаки и какие они бывают в России, мы рассмотрим в данной статье. Понятие, требования к ним предъявляемые и классификацию(виды) нормативных актов читайте в соответствующих статьях

Основные положения

Нормативно-правовой акт — это изданный в особом порядке правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы.

Признаки нормативно-правового акта:

  • властно-волевой характер;
  • неоднократность применения;
  • адресованность неопределенному кругу лиц.

В России нормативный правовой акт представляет собой принятый в установленном порядке органами государства, органами местного самоуправления либо населением письменный официальный документ — решение об установлении, изменении либо отмене правовых норм с той или иной сферой действия во времени, в пространстве и по кругу лиц. В постановлении Государственной Думы от 11 ноября 1996 г. № 781-II ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации» он определен как письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.

Нормативные правовые акты по юридической силе делятся на:

  • законы;
  • подзаконные акты.

Законы

Закон называют писаным правом, которое истолковывается юристами. В целях устранения путаницы в толковании система нормативных правовых актов обладает строгой иерархичностью. На первом месте стоят нормы конституции и приравненных к ней конституционных актов. Например, во Франции Конституция 1958 г.

— это всею лишь часть, хотя и наиболее значительная, действующею Основною закона. В соответствии с преамбулой акта 195S г. его частью являются Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и преамбула Конституции 1946 г., главным образом провозглашающие права и свободы.

В Конституцию входят не только два упомянутых акта, но и «основные принципы, признанные законы Республики», к которым отсылает преамбула Основного закона 1946 г. Конституционные нормы обладают особым авторитетом, гак как устанавливают фундаментальные основы жизни общества.

В связи с этим во многих государствах конституционные положения принимаются и изменяются в особом порядке, например путем всенародного ания. Особый авторитет данных норм выражается в особом контроле за их соблюдением, соответствием других законов, стоящих ниже на иерархической лестнице, нормам конституции.

Во многих странах, в том числе в Российской Федерации, с этой целью создан особый орган — конституционный суд.

В классическом понимании закон — это нормативный правовой акт, содержащий первичные юридические нормы, которых раньше в правовой системе не было, либо объединяющий разрозненные нормы, закладывающий основы регулирования в полном объеме.

При этом закон регламентирует ключевые аспекты жизни страны, принципиальные экономические, политические и социальные вопросы.

Отсюда следуют основные признаки закона как нормативного правового акта:

  • он принимается представительными органами, избираемыми народом, иди непосредственно самим народом на референдуме;
  • обладает высшей юридической силой;
  • принимается в особом процессуальном порядке;
  • по своему характеру является стабильным;
  • принимается для регулирования наиболее важных социально значимых общественных отношений.

Итак, закон – это нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый в особом законодательном порядке народом или парламентом, регулирующий наиболее важные общественные отношения.Законы по своему значению и прежде всего по юридической силе делятся на:

Основные законы

Основные законы – это конституции.Конституция — это единый правовой акт, обладающий особыми юридическими свойствами, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства государства и общества, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Непосредственно к конституции примыкают конституционные (органические) законы, также закрепляющие правовые основы государства и общества (например. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

Необходимость принятия конституционных законов прямо предусматривается Конституцией РФ. Для них установлена более сложная по сравнению с обычными законами процедура принятия Федеральным Собранием. На принятый конституционный закон не может быть наложено вето Президента (ст. 108 Конституции РФ).

К разновидности конституционных законов можно отнести нормативные акты о принятии поправок к гл. 3-8 Конституции РФ.

Обыкновенные законы

Обыкновенные законы представляют собой акты действующего законодательства, которые посвящены различным сторонам политической, экономической, социальной жизни общества. Они издаются в строгом соответствии с предписаниями Конституции РФ, конкретизируя ее положения и по своей внутренней структуре делятся на:

  • текущие;
  • кодифицированные.

Типичным примером текущего законодательного акта является закон о бюджете, который действует только в течение определенного года.

Текущие законы могут регулировать какой-либо отдельный вопрос отрасли права. Так, Федеральный закон от 17 декабря 1994 г.

№ 67-ФЗ «О федеральной фельдъегерской связи» регламентирует довольно специфический вид общественных отношений в сфере административного права.

Важное значение имеет классификация законов по отраслям права: законы о труде, уголовные, финансово-кредитные законы и т. д.

Различного рода кодексы, уставы, положения, основы представляют собой так называемые кодифицированные законы.Кодекс (лат. codex — книга, пень) — это единый нормативный правовой акт, систематизирующий законодательство какой-либо отрасли права (гражданской, уголовной, земельной и т. п.).

Кодекс является результатом сложной правотворческой деятельности, в ходе которой создается единый логически цельный, внутренне согласованный нормативный правовой акт.Структурно кодекс, как правило, содержит общую и особенную части.

В общей части закрепляются основополагающие принципы и нормы, которые определяют характер и содержание непосредственно действующих норм особенной части кодекса.Например, положения Общей части Уголовного кодекса РФ (УК РФ) содержат принципы и задачи уголовного права, общие понятия уголовного права, которые конкретизируются в Особенной части.

Особую роль в системе законодательства играют отраслевые кодексы, которые аккумулируют основные положения той или иной законодательной отрасли, иные нормативные акты данной отрасли «подстраиваются» к отраслевому кодексу.Кроме того, по характеру юридических норм, содержащихся в кодексах, выделяют материальные и процессуальные кодексы.

Кроме отраслевых, в системе законодательства существуют межотраслевые законы, в которых содержатся нормы нескольких отраслей права (например, природоохранительные законы включают нормы административного, гражданского и иных отраслей права).В федеративном государстве, каким является Россия, различаются законы федеральные и законы субъектов РФ.

Подзаконные акты

Нормативные правовые акты, которые издаются во исполнение и на основе законов, называются подзаконными актами (постановления, распоряжения, инструкции и т. д.).В нашей стране в развитие Конституции РФ и федеральных законов Президент РФ, Правительство РФ, федеральные министерства, комитеты также издают нормативные правовые акты.

Издаваемые Президентом РФ нормативные правовые акты — указы и распоряжения — принимаются но широкому кругу вопросов. Наибольшее значение имеют указы по важнейшим вопросам экономики, культуры, образования, обороноспособности страны. В частности, благодаря Указу Президента РФ от 8 июля 1994 г.

№ 1487 «О гарантиях прав граждан Российской Федерации на получение образования» (утратил силу) сохранялось бесплатным полное среднее общее образование. Согласно же действующей Конституции РФ государство гарантирует бесплатное обучение лишь до 10 класса, т. е. основное общее образование.

Данный Указ Президента РФ не противоречит Конституции РФ, поскольку устанавливает более широкие гарантии прав граждан по сравнению с теми, что закреплены в Конституции РФ.

Согласно ст. 90 Конституции РФ нормативные правовые акты Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Следовательно, указы и распоряжения являются подзаконными актами и не могут приниматься по вопросам, подлежащим нормативно-правовому регулированию в форме федеральных законов.

Вместе с тем в настоящее время сложилась практика принятия нормативных указов Президента РФ по вопросам, которые еще не урегулированы федеральным законом. Так, Президентом РФ принимались указы по вопросам налогового законодательства, приватизации государственных предприятий, борьбы с преступностью.

Наличие указов Президента не ограничивает право Государственной Думы принимать по этому же вопросу федеральный закон и устанавливать иные нормы права.

Указы Президента, имеющие нормативный характер, вступают в действие на всей территории РФ одновременно по истечении семи дней после их официального опубликования в «Российской газете». В отдельных случаях может устанавливаться и иной порядок вступления указов Президента РФ в силу.

Согласно ст. 115 Конституции РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения, которые не могут противоречить Конституции РФ, федеральным законам, указам Президента РФ.

Как орган федеральной исполнительной власти Правительство РФ наделено широкими полномочиями в сфере финансовой и кредитной политики, образования, науки, культуры управления федеральной собственностью, охраны правопорядка, прав и свобод граждан. Выполняя возложенные на него задачи.

Правительство РФ не может не принимать нормативные правовые акты в развитие федеральных законов. Ежегодно Правительство РФ принимает более 1 тыс. нормативных правовых постановлений. Все постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению на всей территории РФ.

Постановления и распоряжения Правительства РФ, противоречащие Конституции РФ. федеральным законам и указам Президента РФ, подлежат отмене Президентом РФ.

Важную роль в системе подзаконных федеральных актов играют нормативные правовые акты федеральных министерств.

Такие акты, как правило, регулируют отношения внутри системы министерства и принимаются в соответствии и на основе Конституции РФ, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, а также нормативных правовых актов Правительства РФ.

Однако отдельные министерства обладают правом издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения с гражданами, а также с органами, учреждениями, предприятиями, не входящими в систему министерства.

Например, Министерство образования и науки РФ издает нормативные правовые акты по вопросам аттестации школьников, организации учебного процесса. Такие акты являются обязательными как для работников образовательных учреждений, так и для других граждан.

Чтобы исключить нарушения прав граждан, иных лиц, нормативные акты министерств и ведомств, имеющие общеобязательный характер, подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ.

В целях обеспечения развития единого правового пространства Российской Федерации Министерство юстиции РФ ведет Федеральный регистр нормативных правовых актов всех субъектов РФ, в который сегодня внесено уже более 200 тыс. правовых актов.

Доступ к его информационным ресурсам можно осуществлять через Интернет.

Источник

Источник: https://helperia.ru/a/normativno-pravovyje-akty-npa-v-rf-zakony-i-podzakonnyje-akty

Закон и подзаконный акт: что это и чем они отличаются – Сайт о

Закон и подзаконный акт: что это и чем они отличаются

04.12.2019

Обязательным условием существования демократической государственной единицы является правовая природа её создания и функционирования.

Неукоснительное соблюдение закона — это признанный стандарт соблюдения прав человека и гражданина. Правом охватываются любые общественные отношения.

Ни одна сфера жизни человека не может функционировать вне правового поля.
Формы реализации права.

Для реализации правовых норм существуют различные формы. Внешними формами реализации права являются законы и подзаконные нормативно-правовые акты.

Закон – это документ, который обладает самой высокой юридической силой. Особенность закона также заключается в специфическом механизме его принятия.

Законы принимаются высшим законодательным органом государства или, выражая прямую волю народа, в порядке референдума.

Характерные признаки закона:

  • Предмет регулирования выражает позицию государства по основополагающим государственным или общественным вопросам.
  • Закон является фундаментальным нормативным актом, на основании и во исполнение которого принимаются иные нормативные акты.
  • Отмена или внесение изменений в закон осуществляется органом его издавшим.
  • Принятие закона не требует его дополнительного утверждения иными инстанциями.

Подзаконные акты и их признаки

Подзаконными актами конкретизируется и адаптируются к реализации нормы соответствующего закона.

Правоприменительная практика осуществляется на основе подзаконных актов, позволяющих реализовывать права, определённым в таких актах, способом.

Характерными чертами для такого рода документов является цель их издания, направленная на конкретизацию соответствующего закона и обеспечение его выполнения.

Центральное место в иерархии нормативных актов занимают указы главы государства и постановления правительства государства. Далее, в системе подзаконных актов следуют приказы, инструкции и иные документы, издаваемые главами органов исполнительной власти.

Дифференцировать подзаконные акты можно по различным критериям, среди них:

  • Сроки и география действия акта.
  • Запланированность и чрезвычайность принятия акта.
  • Предмет регулирования, содержащийся в акте и др.

Различия между законом и подзаконным актом

При кажущейся схожести рассматриваемых объектов, стоит выделить ряд их принципиальных различий. Существенным является отличие, состоящее в определении органа, который наделён полномочиями по изданию документа.

Издание закона может осуществляться исключительно высшим законодательным органом или непосредственно народом, тогда как издание подзаконного акта осуществляется компетентным в определённой сфере органом.

Подзаконные акты регулируют конкретные аспекты общественных отношений в контексте соответствующего закона. Например, самостоятельность утверждение местного бюджета органами местного самоуправления осуществляется в строгом соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации и Законодательством Российской Федерации в этой сфере.

Говоря о различиях между законом и подзаконным актом стоит учитывать, что соотношение закона и подзаконного акта закреплено формулировкой «на основании и во исполнение закона». Таким образом наглядно, что подзаконные акты находятся в подчинённости закону.

Также, очевидно, что и самим основанием для необходимости принятия того или иного нормативного акта служит закон. Законом может быть оговорена необходимость принятия нормативно-правового акта, вид такого акта, орган, наделённый компетенцией по его принятию.

Основной целью подзаконного акта является конкретизация положений закона. Подзаконный акт не может устанавливать, отличных от закреплённых в законе, прав и обязанностей субъектов права, т.е. не может выходить за рамки соответствующего закона.

Суммируя вышесказанное, необходимо отметить, что соотнесение и взаимодействие подзаконного нормативно-правового документа и закона возможно только при отсутствии расхождений и согласованности такого акта с конкретным законом.

Только неукоснительное соблюдение этого требования и отсутствие противоречий между законом и подзаконным актом, позволит действующим нормам права быть действенными регуляторами общественных отношений.

Источник:

Закон и подзаконные акты как источники права

Нормативный
правовой акт
— это правовой акт, принятый полномочнымна то органом и содержащий правовыенормы, т.е. предписания общего характераи постоянного действия, рассчитанные

на многократное применение.

Нормативныеакты издаются органами, обладающиминормотворческой компетенцией, в строгоустановленной форме. Нормативный актявляется официальным документом,

носителем юридически значимой информации.

Нормативныйакт занимает особое место в системеправовых актов. Его следует отличатьот актов применения и толкования права

(подробнее в других главах учебника).

  • Поюридической силе все нормативные актыподразделяются на две большие группы:законыи подзаконные акты.
  • Видызаконов:
  • 1)Конституция (закон законов) — основополагающийучредительный политико-правовой акт,закрепляющий конституционный строй,права и свободы человека и гражданина,определяющий форму правления игосударственного устройства, учреждающийфедеральные органы государственнойвласти;

2)федеральные конституционные законы —принимаются по вопросам, предусмотренными органически связанным с КонституциейРФ (например, федеральные конституционныезаконы об арбитражных судах, о военныхсудах, о Конституционном Суде РФ, осудебной системе, о референдуме, о

Правительстве России и т.п.);

3)федеральные законы — это акты текущегозаконодательства, посвященные различнымсторонам социально-экономической,политической и духовной жизни общества(например, Гражданский кодекс РФ,Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс

РФ и пр.);

4)законы субъектов Федерации — издаютсяих представительными органами и действиеих распространяется только насоответствующую территорию (например,закон Саратовской области о муниципальнойслужбе в Саратовской области, о социальных

гарантиях и т.п.).

  1. Виды
    подзаконных актов
    :
  2. 1)указы Президента РФ — высшие по юридической

    силе подзаконные нормативные акты;

  3. 2)постановления Правительства РФ — актыисполнительного органа государства,наделенного широкой компетенцией по

    управлению общественными процессами;

  4. 3)приказы, инструкции, положения министерств,ведомств, государственных комитетоврегулируют, как правило, общественныеотношения, находящиеся в пределахкомпетенции данной исполнительной

    структуры;

  5. 4)решения и постановления местных органов

    государственной власти;

  6. 5)решения, распоряжения, постановленияместных органов государственного

    управления;

  7. 6)
    нормативные акты муниципальных органов;
  8. 7)локальные нормативные акты — этонормативные предписания, принятые науровне конкретного предприятия,учреждения и организации (например,

    правила внутреннего трудового распорядка).

  9. Взависимости от особенностей правового

    положения


    субъекта правотворчества все нормативные
    акты

    подразделяются на:

  10. нормативные
    акты государственных органов;

нормативныеакты иных социальных структур(муниципальных органов, профсоюзов,акционерных обществ, товариществ и

т.п.);

  • нормативныеакты совместного характера (государственныхорганов и иных социальных структур);
  • нормативныеакты, принятые на референдуме.
  • Взависимости от сферы действия нормативныеактыделят на:
  • общефедеральные;
  • нормативныеакты субъектов Российской Федерации;
  • нормативныеакты органов местного самоуправления;
  • локальныенормативные акты.
  • Взависимости от срока действия нормативныеактыклассифицируют на:
  • нормативныеакты неопределенно длительного действия;
  • временныенормативные акты.
  • Такимобразом, в зависимости от юридическойсилы все нормативные акты группируютсяв определенную систему, в которой каждыйиз актов занимает свое место и играетсвою роль.
  • Закон— это нормативный акт, принятый в особомпорядке органом законодательной властиили референдумом, выражающий волюнарода, обладающий высшей юридическойсилой и регулирующий наиболее важныеобщественные отношения.
  • Признакизакона:
  • 1)принимается только органом законодательнойвласти или референдумом;
  • 2)порядок его подготовки и изданияопределяется Конституцией России иРегламентами палат Федерального СобранияРФ;
  • 3)в идеале закон должен выражать волю иинтересы народа;
  • 4)обладает высшей юридической силой, ивсе подзаконные акты должны соответствоватьему и ни в чем не противоречить;
  • 5)регулирует наиболее важные, ключевыеобщественные отношения.

Именноданные признаки и выделяют закон всистеме иных нормативных актов и придаютему качество верховенства. Изменитьили отменить закон вправе только тоторган, который его принял, причем в

https://www.youtube.com/watch?v=C1FYFWw7oa4

строго оговоренном порядке.

  1. Классификация
    законов

    может проводиться по различным основаниям:
  2. поих юридической силе (Конституция РФ,федеральный конституционный закон,федеральный закон, закон субъектов

    Федерации);

  3. посубъектам законотворчества (принятыев результате референдума или законодательным

    органом);

попредмету правового регулирования(конституционные, административные,

гражданские, уголовные и т.п.);

  • посроку действия (постоянные законы ивременные);
  • похарактеру (текущие и чрезвычайные);
  • посферам действия (общефедеральные ирегиональные);

посодержанию (экономические, бюджетные,

социальные, политические и т.п.);

постепени систематизации (обычные икодификационные, другими словами,

органические — ГК РФ, УК РФ и т.д.);

позначимости содержащихся в них норм

(конституционные и обыкновенные);

пообъему регулирования (общие и специальные)

и т.д.

Подзаконные
акты
— это изданные на основе и во исполнениезаконов акты, содержащие юридические

нормы.

Подзаконные
акты
обладают меньшей юридической силой,чем законы, базируются на них. Несмотряна то что в нормативном правовомрегулировании общественных отношенийглавное и определяющее место занимаетзакон, подзаконные акты имеют тожеважнейшее значение в жизни любогообщества, играя вспомогательную и

детализирующую роль.

Выделяют
следующие виды
подзаконных

актов, расположенные по иерархии.

1.Указы Президента РФ. Обязательны дляисполнения на всей территории РоссийскойФедерации, не должны противоречитьКонституции РФ и федеральным законам,подготавливаются в пределах президентскихполномочий, предусмотренных конституционными

(ст.

8 — 90 Конституции РФ) и законодательныминормами. Президент, будучи главойгосударства, принимает акты, которыезанимают следующее после законов место.

Важная роль отводится указам.

Благодаряим глава государства реализует полномочия

и элементы своего правового статуса.

Всовременный период сфера правовогорегулирования, охватываемая указами,весьма широка. Нормативные указы издаютсяобычно в случае пробелов в праве.Отдельные, очень малочисленные указы(например, о введении военного,чрезвычайного положения) подлежатутверждению Советом Федерации Федерального

Собрания РФ.

Акты Президента публикуютсяв официальных изданиях. Конституционностьактов главы государства может быть

проверена Конституционным Судом РФ.

Ежегодные послания Президента РФФедеральному Собранию представляютсобой официальный документ большойполитической значимости, но не содержатнорм права и поэтому не носят нормативного

характера.

2.Постановления Правительства РФ.Обязательны к исполнению в РоссийскойФедерации. Особенностью актов Правительстваявляется то, что они могут быть принятына основании и часто во исполнениезаконов РФ, а также указов ПрезидентаРФ. Постановления Правительства РФподписываются Председателем ПравительстваРФ и подлежат официальному опубликованию

не позднее 15 дней со дня их принятия.

3.Приказы, инструкции, уставы, положенияминистерств, ведомств, государственныхкомитетов. Эти акты, принимаемые наоснове и в соответствии с законами РФ,указами Президента РФ, постановлениямиПравительства РФ, регулируют общественныеотношения, находящиеся, как правило, впределах компетенции данной исполнительной

структуры.

Однако есть среди них и такие,которые имеют общее значение, выходятза рамки конкретного министерства иведомства, распространяются на широкий

круг субъектов.

Например, акты Министерствафинансов, Министерства внутренних дел,Центрального банка, Министерства РФ поналогам и сборам, Государственноготаможенного комитета, Федеральногогорного и промышленного надзора,

Федеральной службы безопасности и т.п.

4.Решения и постановления местных органовгосударственной власти (например,областных представительных, законодательныхструктур — Саратовской областной Думы,Астраханского областного Представительного

Собрания).

5.Решения, распоряжения, постановленияместных органов государственногоуправления (например, областных глав

администраций, губернаторов и пр.).

Источник: https://sosh16zernograd.ru/eda-i-napitki/zakon-i-podzakonnyj-akt-chto-eto-i-chem-oni-otlichayutsya.html

Источники (формы) права. Закон и подзаконные акты

Закон и подзаконный акт: что это и чем они отличаются

     Под юридическим источником права понимается та официальная норма, в которой излагаются нормы права. Она свидетельствует об их общеобязательном значении. Это форма выражения государственной воли, ее закрепления в письменном виде.

Проще говоря, понятие источника права (формы права) употребляется для обозначения того акта, к которому надо обратиться, чтобы найти в нем норму права, необходимую для решения конкретного юридического дела.

Юридические источники (формы) права нельзя рассматривать в отрыве от государства, так как они создаются в результате деятельности государственных органов, называемых правотворческими.

И именно государство придает тому или иному правилу качество правовой нормы, используя для этого разные способы выражения государственной воли. В зависимости от этого различают следующие виды источников (форм) права: правовой обычай, судебный прецедент, нормативный правовой акт, международный договор.

Правовой обычай

Под правовым обычаем понимается обычай, санкционированный государством. Это означает, что государство признает и придает общеобязательную силу тому правилу, которое уже сложилось ранее, исторически, независимо от государства.

Санкционируя обычай, государство устанавливает юридическую санкцию (меру государственного воздействия) за его несоблюдение. Делается это в тех случаях, когда обычай не противоречит интересам и воле государства. Наиболее часто правовые обычаи как источники права использовались в древности и в средние века, образуя так называемое обычное право.

Законы XII таблиц в Древнем Риме – это запись обычного права. В современном Мире, в развитых странах этот вид источников права широкого распространения не имеет, однако полностью не исключается. Например, в ст.

5 ГК закрепляется, что при осуществлении предпринимательской деятельности допускается использование обычаев делового оборота как сложившихся и широко применяемых правил поведения, даже если они не записаны в актах государства.

Судебный прецедент

Другой источник (форма) права называется судебным прецедентом.

Он представляет собой решение суда (как правило, вышестоящего в системе судебных органов) по какому-либо конкретному делу, которому придается обязательная сила, и если впоследствии возникают аналогичные (подобные) дела, то они должны решаться точно так же.

В этом случае суд выступает в роли правотворческого органа, создающего нормы права. Судебный прецедент в настоящее время достаточно широко применяется как источник права в Великобритании, США и некоторых других странах, относящихся к так называемой англосаксонской правовой семье.

Нормативный правовой акт

В России и целом ряде других стран, в основном расположенных на европейском континенте (Италия, Германия, Франция и др.) и относящихся к другой правовой семье, называемой романо-германской, судебная практика не рассматривается в качестве источника права.

Здесь считается, что суды могут только рассматривать конкретные судебные дела, но они не могут создавать новые нормы права.

Основным источником (формой) права в этих странах является нормативный правовой акт, под которым понимается документ, принимаемый специально уполномоченным на то правотворческим органом государства и устанавливающий новые нормы права, либо изменяющий или отменяющий старые нормы.

Поскольку основным источником (формой) права в нашей стране является нормативный правовой акт, рассмотрим подробнее признаки, отличающие его от других источников права.

Нормативные правовые акты принимают только те органы и должностные лица, которым законом предоставлено это право, причем каждый из них принимает акты определенного вида, имеющие свое название и строго определенную документальную форму.

Все нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют систему, в которой каждый из них занимает свое определенное место.

Закон

В зависимости от того, каким органом они приняты и какой юридической силой обладают, нормативные правовые акты делятся на законы и подзаконные акты. Законом называется акт, принимаемый в особом порядке высшим органом законодательной власти (парламентом) или народом и поэтому обладающий высшей юридической силой.

Все остальные нормативные правовые акты называются подзаконными и не должны противоречить закону. Законами регулируются наиболее важные общественные отношения: они закрепляют общественный и государственный строй, основные права и свободы граждан и их обязанности, компетенцию центральных органов государственной власти и т.д.

Подзаконные акты могут детализировать, конкретизировать нормы законов.

Законы, в свою очередь, делятся на виды. Среди всех законов особое место занимает основной закон, который иначе называется конституцией.

Основной закон обладает наивысшей юридической силой и является основой для всех других законов. Действующая Конституция Российской Федерации принята народом путем референдума (всенародного ания) 12 декабря 1993 г.

Далее, в соответствующем разделе будет дана подробная ее характеристика.

     Так как Россия является федеративным государством, то в ней действуют федеральные законы и законы субъектов Федерации. Первые принимаются Федеральным Собранием (федеральным парламентом) и действуют на территории всей Федерации.

Вторые принимаются органами законодательной власти субъектов Федерации и действуют только на территории данного субъекта Федерации.

К примеру, закон, принятый Московской городской Думой, действует только на территории Москвы, так как город Москва согласно действующей Конституции России является субъектом Российской Федерации.

     Федеральные законы в свою очередь делятся на два вида: конституционные и текущие. К федеральным конституционным законом относятся те законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. Это закреплено в ст.

108 Конституции РФ. Примером федерального конституционного закона может служить закон о судебной системе, так как ч.3 ст.

118 Конституции РФ предусматривается, что судебная система Российской Федерации устанавливается федеральным конституционным законом.

          Текущими (обыкновенными) называютсяфедеральные законы, которые принимаются на основе и во исполнение Конституции и конституционных законов. Они регулируют различные стороны экономической, социальной, политической и культурной жизни страны.

          В особый вид выделяют также кодифицированные законы – это крупные акты, призванные комплексно регулировать определенную сферу общественной жизни. К ним относятся основы законодательства и кодексы по различным отраслям законодательства. Примером могут служить Основы законодательства о нотариате в РФ и Уголовный кодекс РФ.

          К подзаконным нормативным правовым актам на уровне федерации относятся:

 1) постановления, принимаемые палатами Федерального Собрания Государственной Думой и Советом Федерации;

          2)  нормативные указы Президента Российской Федерации. К ним относятся лишь те указы, в которых содержатся  правила поведения общего характера (т.е.

нормы права), так как Президент РФ согласно Конституции РФ может также принимать указы, не являющиеся нормативными правовыми актами, потому что они носят индивидуальный характер.

Например, Указ о помиловании конкретного лица, приговоренного судом к высшей мере наказания, не является нормативным правовым актом, так как не содержит норм права. А указ по повышении размера пенсий и пособий – это нормативный и правовой акт, так как рассчитан на многократное применение ко всем, кто получает пенсии или пособия;

3) постановления Правительства Российской Федерации, которыми регулируются отношения в различных отраслях общественной и  государственной жизни;

 4) нормативные приказы и инструкции министерств, государственных комитетов и иных федеральных ведомств.

        В субъектах Федерации помимо законов также принимаются и подзаконные нормативные акты. Как они называются и какие органы их принимают – определяется в конституциях или уставах в соответствующих субъектов Федерации.

Нормативные и международные договоры

В качестве источников права в Российской Федерации используются также нормативные договоры. В частности, источником международного права являются международные договоры. Причем согласно ч.4 ст.

15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если правила, предусмотренные российским законом, противоречат международному договору, заключенному Российской Федерацией, то применяются правила международного договора.

Источником права является также Федеративный договор, подписанный субъектами Российской Федерации в 1992 г., в котором проведено разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти субъектов Федерации.

Однако если положения Федеративного договора противоречат Конституции РФ, то они не действуют, а применяются конституционные нормы. Это предусматривается в разделе втором Конституции РФ.

        Для того чтобы правильно решать конкретные юридические дела, надо знать правила действия нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц.

Определить как  нормативный акт действует во времени, означает, что следует установить, с какого момента он начинает действовать и когда его действие прекращается. Этот порядок установлен специальным федеральным законом.

Существует несколько вариантов вступления нормативных правовых актов в действие. В отношении наиболее важных и крупных законов действует правило, согласно которому закон вступает в действие с момента, установленного в специальном постановлении или в самом законе.

Например, новый УК РФ был принят Федеральным Собранием летом 1996 г., а вступил в действие с 1 января 1997 г. Несколько месяцев между принятием и вступлением в действие необходимы для того, чтобы все могли ознакомиться с содержанием нового Кодекса.

        Если момент вступления закона в силу специально не установлен, то он начинает действовать по истечении 10 дней после его первого официального опубликования в «Российской газете», «Парламентской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».

Нормативные указы Президента РФ начинают действовать по истечении семи дней после опубликования, но иногда могут вступать в силу с момента опубликования или даже подписания Президентом.

Постановления Правительства РФ вступают с силу со дня их подписания, но некоторые из них, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, – по истечении семи дней после опубликования.

Нормативные акты министерств и ведомств, затрагивающие права и законные интересы граждан, подлежащие регистрации в Министерстве юстиции, вступают в действие с момента регистрации.

Действие нормативного правового акта прекращается по истечении срока, на который он был принят, либо в связи с прямой его отменой уполномоченным органом, либо с принятием нового акта, фактически отменяющего старый.

В ч. 1 ст. 54 Конституции РФ закреплено также правило о том, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Это означает, что его действие не распространяется на те отношения, которые имели место до его вступления в законную силу. Закон же, смягчающий или устраняющий уголовную ответственность, имеет обратную силу.

Действия нормативных правовых актов в пространстве

В соответствии с правилами действия нормативных правовых актов в пространстве они распространяются на территорию, очерченную границами деятельности тех правотворческих органов, которыми были приняты. Например, акты, принятые федеральными органами, действуют на территории всей федерации, а акты, принятые органами субъектов Федерации, действуют только на территории данного субъекта Федерации.

С территориальными границами действия нормативных правовых актов тесно связано их действие по кругу лиц, означающее, на каких субъектов они распространяются. В соответствии с общим правилом нормативные акты распространяются на всех лиц, находящихся на территории действия данного акта. Однако из этого правила есть исключения.

Уголовное законодательство РФ распространяется также на граждан России, находящихся за пределами ее границ.

Некоторые представители иностранных государств, находящиеся на территории России, например послы и главы государств и правительств, наделяются так называемым дипломатическим иммунитетом, означающим, что в случае совершения ими правонарушения вопрос об их ответственности решается дипломатическим путем.

Источник: http://www.konspekt.biz/index.php?text=37051

Закон и подзаконный акт: что это и чем они отличаются

Закон и подзаконный акт: что это и чем они отличаются

Обязательным условием существования демократической государственной единицы является правовая природа её создания и функционирования. Неукоснительное соблюдение закона — это признанный стандарт соблюдения прав человека и гражданина. Правом охватываются любые общественные отношения. Ни одна сфера жизни человека не может функционировать вне правового поля.
Формы реализации права.

Для реализации правовых норм существуют различные формы. Внешними формами реализации права являются законы и подзаконные нормативно-правовые акты.

Закон – это документ, который обладает самой высокой юридической силой. Особенность закона также заключается в специфическом механизме его принятия.

Законы принимаются высшим законодательным органом государства или, выражая прямую волю народа, в порядке референдума.

Характерные признаки закона:

  • Предмет регулирования выражает позицию государства по основополагающим государственным или общественным вопросам.
  • Закон является фундаментальным нормативным актом, на основании и во исполнение которого принимаются иные нормативные акты.
  • Отмена или внесение изменений в закон осуществляется органом его издавшим.
  • Принятие закона не требует его дополнительного утверждения иными инстанциями.

Указанные признаки подчёркивают уникальность закона и определяют его на главенствующую позицию среди нормативно-правовых актов. На канве закона, для уточнения содержащихся в нём предписаний, издаются подзаконные акты.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.